О МЕРАХ ПО КАРДИНАЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА СБОР И ВЫВОЗ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
В рамках реформирования в стране системы обращения с отходами последовательно ведется работа по повышению качества оказываемых услуг по санитарной очистке территорий, внедрению эффективных механизмов сбора и вывоза с территорий бытовых отходов.
Расширяется охват населения услугами по санитарной очистке, в том числе в регионах созданы 13 ГУП «Тоза худуд» со 174 районными (городскими) филиалами, к данной сфере активно привлекаются субъекты предпринимательства через прозрачные механизмы закрепления территорий на основе электронных конкурсов.
Совершенствуется инфраструктура обращения с отходами, в рамках утвержденных программ осуществляется строительство новых мусоросборочных пунктов и оснащение их контейнерами, обновляется транспортный парк организаций, занимающихся сбором и вывозом отходов.
Вместе с тем наличие отдельных проблем в работе по сбору и вывозу с территорий бытовых отходов препятствует выстраиванию в целом эффективной системы обращения с отходами и дальнейшему развитию отрасли, в частности:
во-первых, низкий уровень платежной дисциплины отрицательно сказывается на финансовых показателях организаций, оказывающих услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее – обслуживающие организации), ограничивает возможности инвестирования в обновление основных фондов и повышение качества услуг, а также сдерживает привлечение субъектов предпринимательства в данную сферу;
во-вторых, практически не ведется единый учет потребителей и оплаченных ими платежей, что способствует в данной сфере внебанковскому обороту наличных денежных средств и фактам их присвоения;
в-третьих, органы исполнительной власти на местах не обладают достаточными финансовыми и организационными возможностями для реализации возложенных на них задач по обеспечению санитарной очистки и улучшению экологической обстановки регионов;
в-четвертых, не выработаны четкие административные и рыночные механизмы взаимодействия между органами исполнительной власти на местах и обслуживающими организациями, в том числе в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве.
В целях дальнейшего развития системы обращения с бытовыми отходами, укрепления платежной дисциплины в сфере оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, повышения уровня обеспеченности населения качественными услугами по санитарной очистке:
1. Возложить на Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Бюро) с 1 января 2019 года дополнительную задачу по обеспечению полноты и своевременности поступления от населения обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
2. Ввести с 1 января 2019 года порядок, в соответствии с которым:
а) внесение населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляется ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, на единые транзитные банковские счета с последующим их перечислением на специальные казначейские счета Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента;
б) оплата услуг обслуживающих организаций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказанных населению, осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента централизованно в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве и договорами, заключаемыми между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г.Ташкента и обслуживающими организациями;
в) оплата юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляется на основе 100-процентной предоплаты непосредственно обслуживающим организациям на основании договоров, заключаемых между потребителями и обслуживающими организациями;
г) внесение в суды заявлений о взыскании с физических лиц задолженности по оплате обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется территориальными органами Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии) в случае их неуплаты свыше шести месяцев;
д) средства, аккумулированные на специальных казначейских счетах Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента, используются исключительно на централизованную оплату услуг обслуживающих организаций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказанных населению в соответствии с договорами, заключенными между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г.Ташкента и обслуживающими организациями, а также на цели, предусмотренные пунктом 4 настоящего Указа.
3. Создать при территориальных органах Госкомэкологии центры по организации услуг санитарной очистки (далее – центры санитарной очистки) без образования юридического лица в соответствии с типовой структурой согласно приложению № 1.
При этом установить, что за каждым районом (городом) закрепляется по одному специалисту центра санитарной очистки, которые будут функционировать в соответствующем районе (городе) и ответственны за работу по организации взаимодействия с хокимиятами районов (городов) и органами самоуправления граждан, а также за работу с обращениями граждан.
Определить основными задачами центров санитарной очистки:
осуществление функции рабочего органа заказчика при организации электронных конкурсов на закрепление территорий за субъектами предпринимательства для организации оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;
организацию совместно с хокимиятами районов (городов) и органами самоуправления граждан достоверного учета физических лиц – плательщиков обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (в том числе совместно проживающих лиц), а также своевременного внесения указанной информации в единую электронную систему учета и оплаты населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;
осуществление контроля за исполнением обслуживающими организациями обязательств по соглашениям о государственно-частном партнерстве и договорам об оказании услуг населению по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;
организацию формирования тарифов на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в установленном порядке;
обеспечение взаиморасчетов с обслуживающими организациями за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказанные населению, путем централизованной оплаты за счет средств, аккумулированных на специальных казначейских счетах Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента;
рассмотрение обращений физических и юридических лиц и проведение совместно с органами самоуправления граждан разъяснительной работы по вопросам санитарной очистки территорий и обращения с отходами;
взаимодействие с Бюро, хокимиятами районов (городов), обслуживающими организациями и органами самоуправления граждан.
4. Установить, что средства, аккумулированные на специальных казначейских счетахСовета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента, в размере:
не более 5 процентов, в пределах ежегодно утверждаемых смет расходов, направляются на финансирование деятельности центров санитарной очистки;
5 процентов направляются на финансирование деятельности Республиканского объединения специализированных предприятий санитарной очистки по смете, утверждаемой Госкомэкологией, а также реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры обращения с отходами.
5. Госкомэкологии в срок до 1 января 2019 года:
обеспечить сокращение штатной численности контролеров участков индивидуальных и многоквартирных жилых домов государственных унитарных предприятий «Тоза худуд» и «Махсустранс» с учетом передачи соответствующих функций Бюро;
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить функционирование единой электронной системы учета и оплаты населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также подключение к ней центров санитарной очистки и Бюро;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г.Ташкента и обслуживающими организациями провести инвентаризацию физических лиц – плательщиков обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, с открытием для них лицевых счетов, а также внесением информации об имеющейся задолженности в единую электронную систему учета и оплаты населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
6. Определить, что в сфере оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов:
а) Бюро несет ответственность за обеспечение полноты и своевременности поступления от населения обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, сокращение задолженности в данной сфере;
б) обслуживающие организациинесут ответственность за оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в строгом соответствии с Правилами оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а также соблюдение обязательств по соглашениям о государственно-частном партнерстве и договорам, заключаемым с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента;
в) Госкомэкологиинесет ответственность за:
формирование и обеспечение администрирования и бесперебойного функционирования единой электронной системы учета и оплаты населениемобязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;
осуществление в установленном порядке государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами;
г) Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента несут ответственность за организацию своевременного направления средств, аккумулированных на их специальных казначейских счетах, на цели, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 и пунктом 4 настоящего Указа.
7. Бюро в месячный срок:
совместно с Центральным банком Республики Узбекистан обеспечить открытие единых транзитных банковских счетов для внесения населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, позволяющих осуществлять ведение достоверного учета и мониторинга поступлений;
обеспечить информирование органов самоуправления граждан и населения о единых транзитных банковских счетах и порядке внесения населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
8. Госкомэкологии и Генеральной прокуратуре совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 20 декабря 2018 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект новой редакции Правил оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, предусмотрев в них:
новый порядок правоотношений между потребителями, обслуживающими организациями, государственными органами и органами самоуправления граждан с учетом последних изменений в сфере обращения с отходами;
механизмы ведения учета физических лиц – плательщиков обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также определения размера ежемесячных обязательных платежей, подлежащих оплате исходя из установленных тарифов;
утверждение типового соглашения о государственно-частном партнерстве и типового договора об оказании населению услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, заключаемых между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г.Ташкента и обслуживающими организациями.
9. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, Госкомэкологии совместно с другими заинтересованными ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего Указа, в том числе необходимости своевременной оплаты услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, а также мер ответственности за правонарушения в данной сфере.
10. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
11. Госкомэкологии совместно с Министерством юстиции, Бюро, другими заинтересованными ведомствами в месячный срок:
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;
обеспечить приведение ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Указом.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент
РеспубликиУзбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
22 ноября 2018 года.