Президента Республики Узбекистан
В стране осуществляются масштабные реформы в сферах денежно-кредитной, валютной, налоговой и внешнеторговой политики, направленные на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и улучшение инвестиционного климата.
Вместе с тем экспертные оценки и проводимые среди субъектов предпринимательства опросы свидетельствуют о сохранении в экономике высокого уровня теневого оборота, особенно в сферах торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию, что ущемляет экономические интересы добросовестных предпринимателей и создает для них неравные условия для ведения бизнеса.
В целях сокращения уровня теневой экономики в стране, создания равных конкурентных условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе за счет снижения регулятивного и административного бремени, автоматизации процедур и упрощения порядка соблюдения требований налогового законодательства:
1. Установить, что с 1 января 2021 года:
а) до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым доходы субъектов малого предпринимательства в сфере общественного питания, полученные от физических лиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей, не включаются в совокупный доход в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов;
б) для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, ставка налога с оборота снижается с 25 до 13 процентов;
в) строительным организациям разрешается осуществлять на срочной основе наем работников без заключения договора, с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10 процентов от общего объема фонда оплаты труда за отчетный период (без учета суммы социального налога). При этом:
строительные организации обеспечивают в установленном порядке уплату налога на доходы физических лиц и социального налога, а также ежемесячно представляют в органы государственной налоговой службы реестр нанятых без заключения договора работников с указанием выплаченных им сумм наличных денежных средств;
органы государственной налоговой службы на основе представленных строительными организациями реестров автоматически идентифицируют налогоплательщиков и обеспечивают учет уплаченного налога на доходы физических лиц и социального налога.
Определить, что на лиц, нанятых без заключения договора, распространяются нормы законодательства, предусматривающие социальную защиту работников при несчастных случаях на производстве.
2. Принять к сведению, что:
хозяйствующим субъектам разрешается осуществлять приобретение товаров (услуг) с применением корпоративных банковских карт без заключения договора, но с обязательным получением электронных счетов-фактур или чеков онлайн контрольно-кассовых машин на них;
до 1 января 2022 года введен порядок, в соответствии с которым органы государственной налоговой службы уведомляют Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства о назначении налогового аудита в порядке, установленном законодательством;
выездные налоговые проверки осуществляются органами государственной налоговой службы с уведомлением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по установлению порядка проведения налоговых проверок, предусмотрев обеспечение их открытости и прозрачности, кардинальное упрощение процедуры, а также усиление ответственности должностных лиц, осуществляющих проверку.
3. Создать Специальную комиссию по сокращению теневой экономики (далее – Специальная комиссия) в составе согласно приложению № 1, территориальные комиссии по сокращению теневой экономики (далее – территориальные комиссии) с типовым составом согласно приложению № 2.
Определить основной задачей Специальной комиссии разработку и реализацию комплексных мер по борьбе с теневой экономикой, в том числе:
создание условий по стимулированию выхода бизнеса «из тени», мер по упрощению налогового режима, а также по расширению безналичных расчетов;
адаптацию принимаемых нормативно-правовых актов к установившейся практике ведения бизнеса;
обеспечение нацеленности инструментов налогового и таможенного администрирования на полноту учета и поступлений, включая выявление и привлечение к ответственности физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;
координацию деятельности по борьбе с теневой экономикой с организациями в сфере противодействия отмыванию денег;
обеспечение открытости и прозрачности, широкое вовлечение общественности, средств массовой информации в борьбу с теневой экономикой, формирование в обществе чувства нетерпимости к ней, продвижение престижа легального ведения бизнеса.
4. Определить основными задачами территориальных комиссий координацию работы на местах по:
содействию предпринимателям в легализации бизнеса, получении необходимых разрешений, а также в проведении с ними профилактической работы;
выявлению причин и факторов, способствующих формированию теневой экономики, принятию мер по их ликвидации;
борьбе с реализацией товаров, завезенных нелегально, или контрафактной продукцией, а также товаров, перемещаемых внутри страны без товаросопроводительных документов;
предотвращению осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации и сокрытия выручки, в первую очередь – за счет выявления фактов нелегального производства, реализации и хранения подакцизной продукции;
выявлению и пресечению фактов неформальной трудовой деятельности, в первую очередь – на объектах строительства и сферы услуг, а также выплаты заработной платы «в конвертах».
5. Территориальным комиссиям:
в двухнедельный срок разработать «дорожные карты» с учетом особенностей каждого района и города, определив ответственные органы и организации, и внести их на утверждение Специальной комиссии с указанием ожидаемых результатов;
на ежеквартальной основе вносить на рассмотрение Специальной комиссии предложения по совершенствованию борьбы с теневой экономикой.
Возложить на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за своевременное и полноценное исполнение задач, предусмотренных в «дорожных картах», по сокращению теневой экономики на региональном уровне.
6. Специальной комиссии (Д. Кучкаров) в срок до 1 февраля 2021 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан Стратегию по сокращению теневой экономики в 2021–2025 гг. с обеспечением организации качественной работы ответственных министерств и ведомств, а также привлечением зарубежных, местных экспертов и бизнес-сообщества для ее разработки.
7. Утвердить «дорожную карту» по реализации мер, направленных на повышение эффективности деятельности министерств и ведомств в борьбе против теневой экономики и коррупции, а также совершенствованию налогового и таможенного администрирования согласно приложению № 3.
Специальной комиссии обеспечить обсуждение предложений по борьбе с теневой экономикой и коррупцией, в том числе по мероприятиям, предусмотренным в «дорожной карте», а также ежемесячно заслушивать отчеты по достигнутым результатам.
Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и полноценное исполнение «дорожной карты».
8. Центральному банку совместно с коммерческими банками в срок до 1 января 2021 года:
обеспечить внедрение бесконтактных технологий при проведении населением расчетов за товары и услуги, реализуемые самозанятыми лицами и ремесленниками, а также в пунктах общественного питания;
расширить сети банкоматов и многофункциональных терминалов самообслуживания c доведением их количества до 10 тысяч единиц;
с привлечением технической помощи международных финансовых институтов разработать долгосрочную стратегию развития системы безналичных расчетов.
9. Согласиться с предложением Государственного налогового комитета и Министерства финансов о расширении реализации эксперимента, осуществленного в городе Ташкенте, по проведению призовых игр на основании QR-кода либо фискальной отметки, отраженных в чеках онлайн-контрольно-кассовых машин, во всех регионах республики в 2020 году в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
10. Государственному налоговому комитету:
а) в месячный срок внедрить порядок, в соответствии с которым выездные проверки по использованию контрольно-кассовых машин и платежных терминалов могут осуществляться на основании квартального плана-графика в разрезе налогоплательщиков, с публикацией результатов проверок и итогов рассмотрения налоговых споров по ним;
б) в двухмесячный срок:
разработать и утвердить «дорожную карту» по присоединению Республики Узбекистан к автоматизированному обмену налоговой информацией между налоговыми администрациями стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития;
внести в Кабинет Министров предложения по привлечению постоянного советника председателя Государственного налогового комитета по вопросам сокращения теневой экономики – иностранного эксперта – на основе конкурсного отбора;
разработать и внести в Кабинет Министров порядок классификации товаров и услуг, реализуемых на территории Республики Узбекистан;
в) на регулярной основе проводить разъяснительную работу, в том числе через средства массовой информации, среди субъектов предпринимательства о мерах ответственности за осуществление деятельности без применения платежных терминалов и онлайн-контрольно-кассовых машин.
11. Определить дополнительными задачами Счетной палаты:
контроль за реализацией мероприятий, направленных на сокращение теневой экономики;
осуществление контроля за реализацией территориальными комиссиями Стратегии по сокращению теневой экономики в 2021–2025 гг., а также принятых «дорожных карт»;
контроль за реализацией в органах государственного управления, а также в учреждениях и организациях с долей участия государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более мер по обеспечению внедрения эффективной системы внутреннего антикоррупционного контроля;
разработку и внесение предложений по совершенствованию законодательства, направленных на сокращение теневой экономики.
12. Создать в структуре Счетной палаты в пределах штатной численности управленческого персонала Сектор по сокращению теневого оборота в экономике и выявлению дополнительных источников доходов бюджета.
13. Государственному налоговому комитету ввести до 1 апреля 2021 года в эксплуатацию межведомственный аппаратный комплекс, обеспечивающий обмен дополнительными сведениями в режиме реального времени, согласно приложению № 4.
14. В целях ускорения и первичного дооснащения Центра обработки данных Государственного налогового комитета (далее – Центр) современным серверным оборудованием и соответствующим программным обеспечением Министерству финансов выделить в 2020 году Государственному налоговому комитету за счет перевыполнения доходов республиканского бюджета средства в размере до 100 миллиардов сумов.
Государственному налоговому комитету и Министерству финансов ускорить привлечение льготного кредита Всемирного банка на модернизацию Центра, сокращение теневой экономики и повышение квалификации сотрудников налоговых органов.
Освободить до 1 января 2022 года от таможенной пошлины оборудование, программные и материально-технические средства, не производимые в Республике Узбекистан и ввозимые для оснащения Центра, по перечню, формируемому в установленном порядке.
Разрешить Государственному налоговому комитету в порядке исключения для оснащения Центра заключать контракты (договоры) на проектирование, поставку и монтаж оборудования, программных и материально-технических средств, а также разработку программного обеспечения на основе отбора наилучших предложений или путем проведения прямых переговоров.
Возложить на председателя Государственного налогового комитета Ш. Кудбиева ответственность за обеспечение открытости и прозрачности процедур закупок оборудования, программных и материально-технических средств, необходимых для оснащения Центра, с объявлением результатов закупочных процедур.
15. Образовать в пределах общей штатной численности соответствующих министерств и ведомств:
а) в Министерстве экономического развития и сокращения бедности – Управление анализа теневой экономики, определив его основными задачами проведение анализа и выявление секторов экономики с высоким уровнем теневой деятельности;
б) в Государственном налоговом комитете:
Департамент налогового контроля, основными задачами которого являются контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами налогового законодательства, выявление схем мошенничества с налогом на добавленную стоимость и противодействие агрессивному налоговому планированию;
с 1 июля 2021 года – специальное структурное подразделение, основными задачами которого являются предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также анализ расчетов между контрагентами при формировании цепочки налога на добавленную стоимость;
в) в Министерстве финансов – отдел по организации работы по сокращению теневой экономики, возложив на него также функции рабочего органа Специальной комиссии.
16. Сократить с 1 ноября 2020 года численность управленческого персонала органов государственной налоговой службы на 1 154 штатные единицы, или на 10 процентов.
Установить общую предельную численность управленческого персонала органов государственной налоговой службы в количестве 10 512 штатных единиц, в том числе центрального аппарата Государственного налогового комитета – 498 штатных единиц.
17. Утвердить:
структуру центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложению № 5;
структуру Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам согласно приложению № 6;
структуру государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 7;
структуру государственных налоговых инспекций районов (городов) согласно приложению № 8.
18. Предоставить право председателю Государственного налогового комитета:
вносить, при необходимости, изменения в утвержденные структуры центрального аппарата и территориальных подразделений, а также Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам в рамках общей предельной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда;
определять численность персонала хозрасчетных подведомственных организаций, утверждать их структуру, штатную численность, в том числе управленческого персонала, фонд оплаты труда, смету расходов, лимит автотранспортных средств, а также распоряжаться их имуществом.
19. Установить, что должностные лица органов государственной налоговой и таможенной служб могут привлекаться контролирующими и правоохранительными органами для проведения проверок исключительно в части соблюдения налогового, таможенного и валютного законодательства на срок не более 16 часов в неделю.
20. Специальной комиссии (Д. Кучкаров) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана разработать и утвердить «медиаплан» по вовлечению предпринимателей и населения в продвижение престижа легального ведения бизнеса и нетерпимости к лицам, осуществляющим нелегальную предпринимательскую деятельность.
21. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 9.
22. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
30 октября 2020 года.
УзA