Нынешняя избирательная кампания в нашей стране проходит
в новых условиях, на основе нового избирательного законодательства, вобравшего в себя наиболее признанные демократические стандарты и процедуры.
В принятом недавно Избирательном кодексе Республики Узбекистан особое внимание уделяется вопросам определения границ избирательных округов. При подготовке этой части Избирательного кодекса были тщательно изучены международные избирательные стандарты, приняты во внимание предложения международных экспертов.
В частности, Избирательным кодексом устанавливается, что избирательные округа образуются соответствующей избирательной комиссией после назначения выборов. При этом в нем не предусматривается постоянство границ округов с учетом возможного изменения численности населенных пунктов, административно-территориальных границ. То есть перед каждыми выборами границы избирательных округов определяются заново,
с учетом современных границ областей, районов и городов, как правило, с равной численностью избирателей на каждый избирательный округ.
Вместе с тем, в соответствии с международными избирательными стандартами в Избирательном кодексе нашло свое отражение норма, согласно которой для более точного определения новых границ избирательных округов максимально допустимое отклонение количества избирателей в избирательных округах не должно превышать 10 %.
Важное значение в правильном определении границ избирательных округов имеет также Единый электронный список избирателей Республики Узбекистан. Единый список содержит систематически обновляемую информацию о гражданах-избирателях, адресах их постоянного и временного места жительства, что позволяет формировать максимально точную информацию о количестве граждан-избирателей на конкретной территории.
Порядок и нормы образования избирательных участков определены в статье 10 Избирательного кодекса.
Поскольку избирательные участки также образуются соответствующими избирательными комиссиями и входят
в избирательные округа, количество избирательных участков
не может быть меньше количества округов.
В соответствии с Избирательным кодексом, избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов
в городах с целью создания максимальных удобств для избирателей.
Избирательные участки образуются для проведения голосования из расчета не менее 20 и не более 3 тысяч избирателей, их границы не должны пересекать границы округов. При этом, в случае проведения одновременных выборов депутатов Законодательной палаты и местных Кенгашей народных депутатов, окружными избирательными комиссиями образуются единые избирательные участки.
Так, по данным Центральной избирательной комиссии
в настоящее время все избирательные округа и избирательные участки образованы, их списки с указанием границ и численности избирателей опубликованы в печати. В частности, по выборам депутатов Законодательной палаты Центральной избирательной комиссией образовано 150 избирательных округов, а выборам депутатов местных Кенгашей – более 6,7 тысяч округов и более
10 тысяч избирательных участков. Для сравнения, во время проведения парламентских выборов в 2014 году было создано 135 избирательных округов и более 9 тысяч избирательных участков.
Избирательные участки для проведения голосования
и подсчета голосов избирателей, находящихся на время выборов за границей, могут быть образованы также при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах. Для избирателей, проходящих лечение, участки образовываются в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях.
Новеллой Избирательного кодекса является то, что теперь избирательные участки создаются и в местах содержания под стражей и лишения свободы. Эти участки входят в округа по месту их нахождения.
Вопрос о приписке к конкретным избирательным округам участков, образуемых за пределами Республики Узбекистан, решается Центральной избирательной комиссией.
По данным ЦИК Республики Узбекистан на нынешних выборах
в иностранных государствах образовано 53 избирательных участка, которые прикреплены к 12 избирательным округам по выборам депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Как было указано выше, впервые образованы избирательные участки в местах лишения свободы для обеспечения участия
в голосовании граждан, осужденных по приговору суда
за менее тяжкие преступления либо не представляющими большой общественной опасности.
В отношении образования указанных избирательных участков действуют общие сроки образования – 60 дней до выборов, однако предусмотрены и исключения, когда они могут быть образованы
не позднее чем за 7 дней до выборов. Следует отметить одну особенность порядка образования избирательных участков.
Так, в некоторых случаях, на основании предложения администрации колонии-поселения, окружной избирательной комиссией может быть принято решение о приписке избирателей, содержащихся в данных учреждениях, к избирательному участку, образованному вне места расположения колонии-поселения.
В этом случае члены соответствующей участковой избирательной комиссии должны обеспечить реализацию права на голосование избирателей, содержащихся в колонии-поселении, где не предусмотрено образование избирательного участка, посредством переносной избирательной урны.
Цель такого новшества – создать необходимые условия гражданам для реализации своих конституционных избирательных прав. Указанные нормы полностью отвечают общепризнанным демократическим избирательным стандартам.
Вся информация о границах округов, количестве избирателей и их распределении по избирательным участкам заблаговременно доводится до населения, носит открытый и прозрачный характер, обнародуется публично через СМИ.
Тем самым, сегодняшний Узбекистан демонстрирует миру свою открытость и готовность провести демократические выборы, следуя принципам приоритета прав и свобод граждан, верховенства закона, транспарентности и справедливости.
Г.Д.Саттарова,
начальник отдела Института проблем законодательства и парламентских исследований при ОлийМажлисе Республики Узбекистан