В целях устранения имеющихся недостатков в сфере железнодорожного транспорта принят Закон «О железнодорожном транспорте», который вступил в силу 1 января текущего года.

Закон был принят в связи с тем, что действовавший ранее закон не отвечал требованиям времени, значения многих упоминаемых в нем понятий устарели.

В новый закон внесено 17 новых понятий. В частности, понятия «железнодорожный транспорт», «железнодорожный транспорт общего пользования», «уполномоченная организация», «пассажир железнодорожного транспорта», «груз» и другие отражены в отдельных статьях, к ним определены конкретные требования.

Пересмотрены несогласованные и дублирующие друг друга нормы. В частности, было пересмотрено и изложено в новой редакции понятие «железнодорожный транспорт». При этом согласно намеченным целям железнодорожный транспорт республики разделен на железнодорожный транспорт общего и необщего пользования.

Согласно данному закону «инфраструктура железнодорожного транспорта» это — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением, здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого технологического комплекса.

В закон введено новое понятие «оператор инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования», а основные требования к оператору указаны в отдельной новой статье закона.

В действующем законодательстве Республики Узбекистан о деятельности железнодорожного транспорта не существовало понятия «перевозчик». Это правовой пробел, который необходимо было устранить. Соответственно, закон был дополнен статьей «Права и обязанности перевозчика».

В условиях рыночной экономики возрастает роль и ответственность руководства высокого уровня в качественном решении проблем регулирования деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

Акционерное общество “Узбекистон темир йуллари”, помимо основной задачи государства по обеспечению потребности в пассажирских и грузовых перевозках, как хозяйствующий субъект принял на себя обязательства по исполнению договоров, получению доходов от реализации финансовых интересов, продукции, работ и услуг и других видов деятельности, направленных на содержание и развитие акционерного общества.

В связи с этим статья 10 действующего закона была полностью пересмотрена и разделена на несколько статей. Четко разграничены задачи органов, занимающихся организацией и управлением деятельностью железнодорожного транспорта, определены их полномочия (компетенции).

Так, Кабинет Министров определен как исполнительный орган власти, хокимияты — как местные органы государственной власти, Министерство транспорта и Инспекция транспортного контроля — как органы государственного управления и акционерное общество “Узбекистон темир йуллари” — как орган хозяйственного управления в сфере железнодорожного транспорта общего пользования.

На сегодняшний день собственниками (владельцами) инфраструктуры, железнодорожного транспорта и других средств являются более 43 министерств и ведомств, а также предприятия, входящие в их состав, предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта. Все они непосредственно участвуют в перевозочном процессе и обязаны обеспечивать безопасную эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта и безопасность железнодорожных перевозок.

Закон закрепил основные требования безопасности на железнодорожном транспорте, возложив ответственность за обеспечение транспортной безопасности на предприятия, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, и на перевозчика железнодорожного транспорта.

В закон также были включены новые статьи. В частности, введены нормы о возмещении убытков перевозчику железнодорожного транспорта (статья 30), так как на практике возмещение убытков, причиненных в результате перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, было дополнительно возложено на организации, и они не возмещались из средств государственного бюджета. В целях обеспечения статьи 19 Конституции Республики Узбекистан отныне особая категория пассажиров имеет право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте один раз в год.

Закон требует дополнительно 1,7 трлн сумов из госбюджета для компенсации убытков, вызванных перевозкой пассажиров по тарифам, регулируемым государством в этом году.

Закон служит углублению экономических реформ в сфере железнодорожного транспорта, созданию условий для предпринимательской деятельности, широкому привлечению иностранных инвестиций, развитию международного сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта и международных перевозок.

Норгуль Абдураимова, УзА.