7 января 2019 года состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В нем приняли участие члены правительства, представители ряда министерств и ведомств, государственных организаций и общественных объединений, а также депутаты Ташкентского городского Кенгаша и районных Кенгашей народных депутатов столицы.
На заседании депутаты рассмотрели ряд важных законопроектов, направленных на правовое сопровождение осуществляемых в стране в различных сферах последовательных реформ.
Предметом бурных обсуждений депутатов также стал проект Закона Республики Узбекистан «Об административном надзоре за отдельной категорией лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания».
Подчеркивалось, что над отдельной категорией лиц, в том числе лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления в период пребывания в зарубежных странах, согласно уголовному законодательству Республики Узбекистан устанавливается административный надзор. С этой точки зрения данный проект, внесенный Кабинетом Министров в виде новой редакции действующего с 1992 года закона, направлен на дальнейшее совершенствование института административного надзора как эффективного средства предупреждения рецидивов и других преступлений. По мнению депутатов, данный законопроект, который послужит усилению предотвращения совершения преступлений лицами, взятыми под административный надзор после освобождения из учреждений по исполнению наказания, а также исправления заключенного и профилактики правонарушений, вместе с тем также будет содействовать повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в данном направлении.
Проект, исходя из требований нормотворчества, тщательно доработан ответственным комитетом и представлен в новом, усовершенствованном виде. В соответствии с этим серьезно доработана 21 статья и введены 6 новых статей. Из закона исключены отсылочные нормы. Конкретизирован и детализирован порядок установления, осуществления и прекращения административного надзора. Сокращены категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, уточнены ограничения, устанавливаемые для таких лиц, уменьшено их количество. Расширены нормы, определяющие досрочное прекращение административного надзора. После таких серьезных изменений проект стал законом прямого действия. После бурных обсуждений и дебатов проект закона был принят.
После этого депутаты рассмотрели проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», предусматривающий внесение соответствующих изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан по отношению к лицам с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, порядок применения принудительных мер медицинского характера, назначаемых одновременно с исполнением наказания.
Данным проектом закона, разработанным на основании постановления Президента Республики Узбекистан от 16 марта 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию системы оказания психиатрической помощи», в вышеуказанные кодексы вносятся соответствующие изменения и дополнения, связанные с определением порядка применения в отношении лиц, совершивших социально опасные деяния, принудительных мер медицинского характера, назначаемых одновременно с исполнением наказания.
По мнению депутатов, одним из вопросов, подлежащих выяснению в законодательных актах, является освидетельствование при проведении судебно-психиатрической экспертизы психических расстройств лица, не исключающих вменяемость. До настоящего времени, несмотря на то, что во время проведения судебно-психиатрической экспертизы выявляется данная категория лиц, законодательством в отношении них не предусмотрены никакие виды принудительного лечения. Принятием проекта закона создается возможность применения судом в отношении лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, принудительных мер медицинского характера одновременно с наказанием, что позволяет не оставлять этих лиц без наблюдения психиатра.
Однако в ходе обсуждений законопроекта, учитывая причастность документа к судьбе человека, депутаты обратились к инициаторам закона с рядом актуальных вопросов. По итогам дискуссии было внесено предложение о тщательной доработке данного проекта для его полного соответствия требованиям нормотворчества. Затем проект закона был поставлен на голосование. Однако не набрал достаточного количества голосов и возвращен ответственному комитету на доработку.
На заседании одним из бурно обсужденных вопросов стал проект Закона “О пастбищах”.
Как отмечалось в ходе обсуждения данного проекта закона, подготовленного по инициативе группы депутатов нижней палаты парламента, в настоящее время площадь пастбищ и сенокосов республики составляет около 21,1 миллиона гектаров, или около 46,5 процента всей территории страны.
За последние 35-40 лет в результате сверхнормативного использования пастбищ в отгонном скотоводстве, перевыпаса скота на пастбищах и других антропогенных воздействий происходят утрата объемов кормовых культур и деградация пастбищ. Согласно анализам, из общей площади пастбищ в стране на сегодняшний день 16,4 миллиона гектаров (78 процентов) подверглись деградации, на более 20 процентах площади сократились количество и виды растений, плодородие снизилось в 2 раза.
В результате того, что не созданы эффективный правовой механизм по использованию пастбищ, специальный закон, упорядочивающий отношения в данной сфере, конкретно не определены полномочия органов государственного управления по рациональному использованию пастбищ, не установлены нормы и планы по выпасу скота и сенокосу с каждым годом ухудшается состояние пастбищ в республике.
Как подчеркивалось на заседании, принятие разработанного депутатами данного проекта закона послужит созданию организационно-правовых механизмов рационального использования пастбищ. Будут определены полномочия органов государственного управления и местных органов государственной власти. Будет организована работа по выявлению и восстановлению деградированных пастбищных площадей, посеву кормовых культур для повышения их урожайности. Увеличатся запасы продовольственной продукции, поставки населению мясо-молочной продукции. В животноводстве будут определены нормы использования пастбищ.
Затем депутаты заслушали информацию заместителя Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Б.Алиханова «О Программе практических мероприятий по доведению до широкой общественности сути и значения инициатив и предложений Президента Республики Узбекистан, озвученных на Саммите глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала (МФСА)».
Известно, что Президент Шавкат Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису 28 декабря 2018 года отметил, что создание Многопартнерского трастового фонда ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья на основе многостороннего партнерства стало большим достижением узбекской дипломатии.
Действительно, учитывая основные выводы и рекомендации международной конференции, проведенной в июне 2018 года, главой нашего государства в ряду важных инициатив было выдвинуто предложение о создании Многопартнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья. Эта инициатива была также изложена в ходе саммита Международного фонда спасения Арала, состоявшегося 24 августа 2018 года в Туркменистане. 27 ноября 2018 года в городе Нью-Йорке в рамках 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было проведено мероприятие высокого уровня касательно задействования в Узбекистане Многопартнерского трастового фонда ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья и после представления практической работы (“Дорожная карта”) фонд начал свою деятельность.
В целях своевременной, эффективной реализации данных инициатив и предложений, выдвинутых Президентом нашей страны, были утверждены План практических действий, а также перечень приоритетных национальных программ и проектов. Вместе с тем разработаны Программа практических мер и Медиаплан по доведению до широкой общественности сути и значения данных инициатив и предложений.
На заседании депутатами всесторонне обсуждены данная программа и Медиаплан, утверждено соответствующее постановление Кенгаша нижней палаты парламента.
Также был рассмотрен вопрос о направлении парламентских запросов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан А.Абдухакимову «О принятии мер по эффективной организации оказания гарантированной государством медицинской помощи населению в городе Ташкенте и в городе Навои Навоийской области» и «О пересмотре установленного количества штатов для первичных медико-санитарных учреждений».
На заседании также рассмотрены и другие вопросы, входящие в полномочия Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, приняты соответствующие решения.