Статья под таким названием опубликована в популярном ежемесячном американском издании «Real Clear World» с читательской аудиторией в 4,2 миллиона человек. Ее автор — Джеймс Дурсо, колумнист издания и управляющий директор консалтинговой компании «Corsair LLC».
В своем материале Дж. Дурсо подчеркивает, что 4 декабря 2016 года — в день, когда на пост Президента страны был избран Шавкат Мирзиёев, — Узбекистан фактически вступил в новый этап своего развития. Новый Президент, работавший предыдущие 13 лет в качестве Премьер-министра, начал ускоренно заниматься решением таких вопросов, как пограничные и водные споры с соседними странами, обеспечение конвертируемости национальной валюты и соблюдение прав человека в стране, налаживание сотрудничества с западными СМИ и неправительственными организациями. Глава Узбекистана также активно наращивает сотрудничество с соседними странами, а также государствами дальнего и ближнего зарубежья, в частности, с Россией, Китаем, США, Евросоюзом и другими.
По мнению эксперта, среди значимых внутренних изменений в Узбекистане можно отметить запрет на отправку учителей и работников здравоохранения на хлопковые поля. Дальнейший прогресс в этом направлении позволит расширить внешние рынки для сбыта узбекского хлопка, считает американский обозреватель.
Кроме того, руководство Узбекистана отменило практику обязательной продажи экспортерами 25 процентов своих доходов в иностранной валюте. Граждане страны обрели возможность покупать в банках и продавать им иностранную валюту. Эти меры призваны облегчить торговлю и уменьшить возможности для коррупции. Скорость, с которой были осуществлены эти изменения, удивила многих финансистов, отмечает Дж. Дурсо.
Автор также указывает, что по инициативе Президента Узбекистана в стране начали исключать людей из «черных списков» (16 тысяч имен из 17 тысяч) потенциальных экстремистов. В одном из своих выступлений Шавкат Мирзиёев заявил: «Теперь мы должны реинтегрировать этих людей в наше общество и обучать их». Данная задача включает в себя поиск работы для них и регулярный диалог с ними религиозных деятелей.
В материале отмечается, что с 2019 года в Узбекистане будут отменены выездные визы. Это увеличит экономическую мобильность и уровень свободы населения. Открытие пограничных переходов, таких как Дустлик в Ферганской долине и Мактаарал в Казахстане, будет способствовать передвижению людей и расширению торговли.
Как пишет Дж. Дурсо, международные организации, НПО и СМИ стремятся возобновить свою деятельность в Узбекистане и призывают власти страны к дальнейшим реформам. Шавкат Мирзиёев подтвердил заинтересованность в расширении сотрудничества с ними, встретившись с Верховным комиссаром ООН по правам человека Зейдом Раадом аль-Хусейном. Рассматривается вопрос открытия в стране офиса Би-би-си. Недавно Узбекистан посетили представители «Хьюман Райтс Вотч», а ЕБРР возобновил кредитование страны.
Американский эксперт констатирует, что Шавкат Мирзиёев быстро продвигается в улучшении отношений с соседями. С трибуны ООН в сентябре нынешнего года он заявил: «Узбекистан рассматривает регион Центральной Азии как главный приоритет своей внешней политики».
Первый зарубежный визит Шавката Мирзиёева в качестве Президента был в Туркменистан, что является глубоко символичным. Глава Узбекистана несколько раз посетил Казахстан, чтобы обсудить возможность возобновления пограничных переходов и запуска скоростного пассажирского поезда между Алматы и Ташкентом.
Узбекистан подписал соглашения с Кыргызстаном о делимитации границы. Ташкент даже согласился помочь в строительстве ГЭС на реке Нарын. Важными результатами недавнего визита Шавката Мирзиёева в Бишкек стали возобновление работы контрольно-пропускных пунктов в Ферганской долине и облегчение передвижения населения между двумя странами.
Проблемы в отношениях Узбекистана с Таджикистаном по поводу Рогунской ГЭС сменились декларациями сторон о заинтересованности в экспертных переговорах, что ведет к нахождению понимания между главами государств. В апреле было восстановлено воздушное сообщение между двумя странами, быстро растет торговля. Ташкент, скорее всего, перейдет к разрешению пограничных споров с Душанбе, что позволит нарастить и региональную торговлю, полагает колумнист.
Касаясь сотрудничества Узбекистана с Россией, Дж. Дурсо указывает на взаимный интерес двух государств в экономическом сотрудничестве и совместной борьбе с экстремизмом. Отмечается, что на фоне экономической либерализации Узбекистан нуждается в инвестициях, в чем может помочь Россия. По итогам переговоров Шавката Мирзиёева и Владимира Путина в Москве в апреле 2017 года Российская Федерация обязалась вложить в страну 12 миллиардов долларов и заключила торговые соглашения на 3,8 миллиарда долларов. Стороны согласились проводить военные учения с целью противодействия трансграничным угрозам.
Дж. Дурсо также отмечает, что в инфраструктуру Узбекистана активно инвестирует и Китай. Пекин недавно согласился на запуск различных совместных проектов на сумму свыше 20 миллиардов долларов. Пекин также заинтересован в улучшении инвестиционного климата Узбекистана и оказании помощи Ташкенту в противодействии экстремизму.
По мнению автора, Узбекистан может воспользоваться возобновлением интереса США к Афганистану. Ташкент может предложить Вашингтону транзитную и эксплуатационную инфраструктуру в стране. Готовность Шавката Мирзиёева к сотрудничеству с США в сочетании с принципиальным реализмом Дональда Трампа может дать Ташкенту политическое пространство, необходимое для развития узбекской экономики.