Свобода вероисповедания в Узбекистане: реальные шаги и международное признание

26 июля в текущего года в Вашингтоне проведена первая в истории США министерская конференция по вопросам свободы религии, в работе которой наряду с делегацией Республики Узбекистан приняли участие представители свыше 80 стран мира на уровне глав внешнеполитических ведомств, руководителей международных организаций, религиозных лидеров и активистов гражданского общества.

Рассматривались многие вопросы, повестка дня была очень насыщенной. В частности, шла речь о том, как обеспечить религиозные свободы во взаимосвязи с современными тенденциями защиты прав человека, как противодействовать насильственному экстремизму. Обсуждены аспекты деятельности по сохранению культурного наследия, оказанию помощи жертвам насилия на почве религии.

В качестве одного из значимых моментов мероприятия такого высокого уровня стали выступления вице-президента США М.Пенса, госсекретаря США М.Помпео, посла США по особым поручениям С.Браунбэка, которые отметили прогресс в сфере прав человека в Узбекистане, особенно в области обеспечения свободы вероисповедания, а также твердой приверженности руководства Республики Узбекистан осуществлению дальнейших реформ в этом направлении. Реальные изменения во всех сферах жизни общества и государства были также отмечены другими участниками конференции.

Безусловно, Узбекистан достиг такого признания благодаря политической воле руководства и последовательной гуманной политике в этой сфере, которые отразились непосредственно на жизни каждого гражданина.

В первую очередь, политика государства в столь важной сфере нашла отражение в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Так, в пятом направлении стратегии обозначены приоритетные направления в сфере обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Без углубленного анализа проделанной работы по этому направлению стратегии, лишь констатация того факта, что принято более 54 актов законодательства с реализацией более 25 практических реформ, демонстрирует масштабность серьезных изменений и реальных качественных сдвижек в реализации государственной политики в этой сфере.

Во-вторых, наша страна открыла свои двери для конструктивного сотрудничества с международными партнерами, в частности, Верховным комиссаром ООН по правам человека, всемирно известными НПО, такими как Human Rights Watch, Amnesty International и другими.

Необходимо отметить, что впервые за долгие годы Узбекистан посетил специальный докладчик ООН по вопросу о свободе вероисповедания Ахмед Шахид. Итоги его визита нашли свое практическое воплощение в отдельном документе, принятом парламентом Узбекистана, который предусматривает реализацию комплексных мероприятий по обеспечению свободы вероисповедания, пересмотру законодательства о свободе вероисповедания и упрощению деятельности религиозных организаций.

В-третьих, обновлена деятельность консультативного органа – Совета по делам конфессий, который обеспечивает эффективную платформу для обсуждения актуальных вопросов в сфере религиозных отношений, в состав совета входят руководители всех 16 религиозных конфессий.

В-четвертых, значимым шагом явилось существенное упрощение процедуры государственной регистрации религиозных организаций, которая не менялась в течение последних 20 лет и требовала приведения в соответствие с условиями современности.

К примеру, согласно прежнему порядку, регистрирующий орган – органы юстиции были наделены правом штрафовать религиозные организации в случае нарушения закона или уставных документов. Новым положением данные полномочия исключены. Также сокращены количество документов, подаваемых при регистрации религиозной организации, периодичность представления отчетов, в пять раз снижен размер государственной пошлины за регистрацию религиозной организации и многое другое.

Сегодня Министерство юстиции как регистрирующий орган религиозных организаций изменил подходы к выполнению своих функций. Теперь министерство видит себя партнером, а не бюрократическим регулятором.

На территории республики действуют 2 256 религиозных организаций 16 различных религиозных конфессий. За последние 6 месяцев зарегистрировано 11 религиозных организаций, в том числе пятидесятническая церковь «Свет миру» в Ташкентской области. В целом же в Узбекистане насчитывается 175 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, «Свидетели Иеговы», одно общество кришнаитов и один буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана.

В-пятых, Узбекистан избавился от так называемых «черных списков» людей и семей, у которых были проблемы, связанные с религиозными вопросами. Эти давно раскритикованные списки не были, конечно, официальным реестром, но оказывали негативное влияние на жизнь людей, особенно при поисках работы и помощи сообщества. В качестве акта доброй воли Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев впервые применил свое право на помилование осужденных, в результате чего оно коснулось жизни более 3000 людей, многие из которых ранее были осуждены за религиозные преступления.

В-шестых, недавно принят Закон «О противодействии экстремизму», которым регламентированы такие важнейшие вопросы, как обеспечение безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан, сохранение мира, межнационального и межрелигиозного согласия между гражданами. В законе предусмотрены четкие организационно-правовые механизмы обеспечения стабильности в республике, недопущения проникновения экстремистских и деструктивных идей в наше общество. Необходимо отметить, что ранее противодействие экстремизму не регулировалось в стране отдельным законом, что вызывало многие проблемы в правоприменительной практике.

В-седьмых, хотелось бы отметить еще один важный аспект. Право на образование обеспечивается гражданам Узбекистана независимо от их отношения к религии.

На обучение в высшие и средние религиозные учебные заведения принимаются граждане после получения ими обязательного общего среднего образования.

Лица, преподающие религиозные дисциплины в религиозных учебных заведениях, должны иметь религиозное образование.

Сегодня в республике осуществляют деятельность такие учебные учреждения, как Международная исламская академия Узбекистана, Ташкентский исламский институт, Высшее медресе «Мир Араб», 9 медресе, в том числе 2 специализированных женских учебных заведения, Ташкентская православная духовная семинария, Ташкентская христианская семинария.

В стране созданы Центр исламской цивилизации и международные исследовательские центры имени имама Бухари и имама ат-Термизи. В областях открыты пять научных школ, специализирующихся на изучении калама, хадиса, фикха, акиды и тасаввуфа.

Также действует Центр Христиан полного Евангелия Узбекистана, Союз церквей Евангельских христиан-баптистов Узбекистана и другие.

В-восьмых, отдельное внимание уделяется развитию паломнического туризма, что еще раз доказывает доброжелательность и открытость нового Узбекистана. Проводится работа по насыщению индустрии туризма качественными религиозно-образовательными программами. Организовываются международные мероприятия, призванные донести до мирового сообщества подлинную гуманитарную сущность ислама, сохранить и изучить его богатое наследие.

На сегодняшний день в республике переведены на узбекский язык и изданы Коран, 16 книг Ветхого Завета и весь Новый Завет. Ежегодно в честь апостолов Петра и Павла в июле проводится книжная ярмарка религиозных книг и международная выставка религиозных книг и церковной утвари.

Вместе с тем Узбекистан продолжает активно работать над совершенствованием законодательства и правоприменительной практики
в данной сфере.

В частности, в настоящее время Министерством юстиции ведется работа по подготовке в новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях», принятого 20 лет тому назад.

Также, отдельная межведомственная комиссия работает над последовательной декриминализацией определенных преступлений, в том числе связанных с религиозными вопросами.

При этом не снимается с повестки дня обеспечение права физических и юридических лиц производить, импортировать и распространять религиозные материалы и учебники на территории Узбекистана. Тем не менее, на наш взгляд, государство должно сохранять за собой право проводить экспертизу содержания импортируемых религиозных текстов. Поскольку посредством проведения экспертизы религиозной литературы предупреждаются факты использования религии в целях антиконституционной пропаганды, а также исключения возможности распространения идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма.

В целом, религиозная политика олицетворяет главный принцип, который гласит, что Узбекистан — государство светское, религия отделена от государства.

Международные договоры предоставляют государству право вводить определенные ограничения в реализации религиозных прав только в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе. Эти ограничения должны быть соразмерны с необходимостью противодействия угрозам общественной безопасности, общественному порядку, общественному здоровью или морали, защите прав и свобод других лиц.

В свою очередь, новая религиозная политика Узбекистана всецело признает полное соблюдение указанных требований международных договоров и делает последовательные шаги в обеспечении личных, социально-экономических и политических прав граждан.

В заключение хотелось бы отметить, указанные выше меры удалось реализовать благодаря организации эффективной обратной связи с населением, открытому обсуждению волнующих людей проблем, последовательному принятию мер для их решения. В результате повысились уровень доверия населения к государственным органам, качество защиты гражданских прав, а также ответственность должностных лиц за принимаемые решения, затрагивающие жизнь людей.

Стратегическое видение либерализации общества, гарантирования прав и свобод человека, в том числе в религиозной сфере, непременно включает в себя обеспечение религиозных свобод и межконфессионального согласия с сохранением мира и спокойствия в стране.

Первые практические результаты новой религиозной политики Узбекистана уже ощущают наши граждане, что также заслуженно получает признание со стороны международного сообщества.

Работа в данном направлении будет непременно продолжаться динамичными темпами.

Русланбек Давлетов, 
министр юстиции Республики Узбекистан.

 

УзА