Посольством республики Узбекистан в Турции активно применяется метод «конгрессного туризма», который позволяет одновременно привлечь туристов в нашу страну и распространить среди широких слоёв зарубежной общественности объективную информацию о проводимых в республике глубоких реформах.
Посольством совместно с Факультетом туризма Сельджукского университета (г.Конья, Турция) при участии Сингапурского института менеджмента (г.Ташкент) в столице Узбекистана проведен «Международный конгресс по культурному наследию и туризму».
В нем приняло участие большое количество делегатов из разных стран. Несколько групп зарубежных участников с 1-6 мая 2018 года осуществили путешествие по маршруту «Ургенч-Бухара-Самарканд-Ташкент», а по итогам Конгресса произведен обмен мнениями о перспективах сотрудничества в сфере туризма, в том числе в подготовке кадров для отрасли.
В результате проведенных переговоров подписаны:
— Протоколы сотрудничества между Факультетом туризма Сельджукского университета и Факультетом туризма Сингапурского института менеджмента и между Факультетом туризма Сельджукского университета и Факультетом международного туризма
Ташкентского государственного экономического университета.
Посольством совместно с Высшим советом по радио-телевидении Турции (RTUK) организовано и проводится в Узбекистане 7-11 мая 2018 года Международный семинар «Коммуникация с будущим: Роль медиа в пропаганде культурного наследия».
Для участия в данном семинаре в Узбекистан прибыли 70 иностранных делегатов из 20 стран мира. География участников разнообразная: Турция, Узбекистан, Албания, Азербайджан, Бангладеш, Болгария, Греция, Египет, Индия, Казахстана, Кыргызстан,
Молдова, Туркменистан, Таджикистан и Палестина.
Пленарное заседание семинара прошли в Факультете журналистики УзГУМЯ в Ташкенте. Остальные заседания организовываются в Бухаре и Самарканде.
Следует отметить, что RTUK на ежегодной основе проводить ряд конференций и конгрессов, в том числе научно-практический семинар на общую тему «Коммуникация с будущим» с участием турецких и иностранных студентов, обучающихся на факультетах
журналистики ВУЗов Турции, а также действующих журналистов, выпускников указанных факультетов, работающих в разных странах мира. Мероприятие носит в основном научно- культурный, туристический характер и нацелен на развитие кругозора молодых журналистов, ознакомление их с историко-культурным наследием, современным состоянием и перспективами развития иностранных государств, особенно, тюркоязычных республик.
В стандартную программу семинара входят: тематические «круглые столы», а также ознакомительное путешествие по историко-культурным достопримечательностям стран, где проводится ежегодное собрание. Мероприятие и путешествие сопровождается
корреспондентами государственной теле-радио компании Турции «TRT».
Среди тематических выступлений и презентаций, запланированных в рамках семинара в Узбекистане, имеются, доклады: «О роли СМИ в освещении потенциала паломнического туризма Узбекистана»; «Значимость Бухары и Самарканда для мусульман Болгарии»; «Крупнейший знаток хадисов Имам Бухари и его деятельность»; «Глава святых ученых – Накшбанди и его учения»; «Самарканд – столица Амира Темура»; «Учёные, выросшие в Узбекистане, и ставшиеся знаменитыми в Турции»; «Золото Бухары: забитые источники финансирования Независимости Турции» и доклады на другие важные темы.
В рамках семинара и после него на указанные темы будут сняты видео-материалы, которые планируется распространять делегатами в разных странах мира на их языках.
В первый день пребывания в Узбекистане делегация RTUK была принята в Национальной телерадиокомпании «O`zbekiston». Стороны провели переговоры по вопросам двустороннего сотрудничества в области массовых коммуникаций и обменялись мнениями по развитию телерадиовещания и средств массовой информации в эпоху цифровых технологий. Участники международного семинара также посетили офис ТИКА и Посольство Турции в Ташкенте, после чего направились в Бухару скоростным поездом «Афрасиёб».
Стоит отметить, что мероприятия «конгрессного туризма» имеют ряд преимуществ по сравнению с некоторыми другими видами туризма: они мало зависят от туристических сезонов года и тем самым позволяют заполнять гостиницы в период «внесезона»; к тому же они предусматривают туризм в больших группах, что намного выгоднее по сравнению с индивидуальным путешествием (нанимаются автобусы, заполняются авиарейсы, гостиницы, создаётся спрос на групповые обеды, ужины, торговлю и т.д.); Необходимо отметить, что они не пройдут «без следа» в международных СМИ, так как будут активно освещаться в медиа, после них будут изданы печатные и цифровые материалы на нескольких языках, что будет способствовать рекламе туристического потенциала страны; участники конгрессного туризма, кроме путешествий и отдыха, рассматривают конкретную тему симпозиума и
обменяются мнениями, осуществляя взаимное обогащение делегатов в плане знаний.
Более того, оба вышеуказанных проекта осуществляются за счет средств турецких партнеров при спонсорской поддержки ТИКА и других организаций. В качестве примера можно отметить, что примерный бюджет одного только Международного семинара «Коммуникация с будущим: Роль медиа в пропаганде культурного наследия» включает в себя, помимо расходов на авиаперелёты, около 100 тыс. долл. США на: бронирование гостиниц в трех городах на 70 чел. с проведением ежедневных обедов, ужинов, 3-4 кофе- брейков в день на 100 чел., аренду транспорта внутри страны, визовые оформления (около 20 участников не являются гражданами Турции и им оформляются платные десятидневные въездные визы), пользование услугами гидов, турагентов, переводчиков, музеев и т.д. С учетом ожидаемых ежедневных индивидуальных затратов 70 иностранцев в течение 7 дней (покупка сувениров, подарок и т.д.), можно предполагать привлечение в страну до 200 тыс. долл.
В случае Конгресса по культурному наследию и туризму бюджет проекта существенно увеличивается, поскольку в его работе принимают участие не 70 иностранных делегатов, а в два-три раза большее. Таким образом, «предварительный расчёт» показывает возможность привлечение в страну посредством трех -четырёх проектов «конгрессного туризма» до 1 млн. долл. Таким образом, практическая полезность туризма очевидна, особенно если сравнивать его с другими способами привлечения «твёрдой валюты», например, с такой трудоёмкой деятельность как выращивание хлопка.
В настоящее время нашим Посольством в Турции планируются ряд других проектов «конгресса туризма», в том числе проведение в Узбекистане Ежегодного международного симпозиума историографов, Ежегодную конференцию научного журнала «Turkish Studies», Ежегодного семинара культурологов Турции и т.д. В дипмиссии искренне надеются, что данные проекты также внесут свой вклад в развитие не только туристической индустрии Узбекистана, но и международных связей страны в указанных сферах.

 

УзА