…С детства мечтал учиться за рубежом, изучать иностранные языки. Даже несколько раз пытался, но тщетно. Бакалавриат и магистратуру заканчивал на родине. Но все равно не отчаивался, надеялся. И вот, наконец, в 27 лет выиграл грант по докторантуре. В 2014 году по государственному гранту Турции был приглашен на учебу на факультет коммуникаций Института гуманитарных наук Университета Гази в Анкаре.

В октябре того года, собравшись духом, я отправился в Анатолию. Учеба в здешнем университете позволила мне поближе ознакомиться с системой образования Турции. Важная ее особенность — учащиеся, еще не окончив школу, уже сдают экзамены в вузы. По набранным учениками баллам им дают рекомендации, куда они могут пойти учиться, на что могут претендовать. По этой системе ученик из отдаленной сельской школы, набравший высокие баллы, может стать студентом престижного университета в большом городе. Надо сказать, что здесь не помогают знакомства, варианты «Х» и другие ухищрения. Министерство образования направляет ученика по набранным им баллам, затем для него открывается следующая страница в его жизни. Конечно, учащиеся стараются набрать баллы повыше и обучаться в городах, где система образования сильная, — в Анкаре, Измире, Стамбуле.

В университете уроки выбираются через интернет, студент в определенные дни, установленные университетом, выбирает обязательные и дополнительные предметы. В каждом семестре студент должен набрать определенное количество баллов, иначе некоторые предметы придется изучать и в следующем году или изучать другой предмет. Короче говоря, студент за четыре года обучения должен набрать определенное количество баллов. Если не сможет набрать, то обучение может длиться 5, 6, 7 лет.

Еще одна особенность. Между студентом и преподавателем нет места всякого рода подношениям, подаркам. Да и нет никакой возможности совершать такие проступки. После занятий не так просто найти преподавателя, да и он не уделит вам внимания, даже если вы встретите его. И студенту ничего не остается, кроме как учиться. В некоторых университетах Турции есть отделения, где обучение ведется полностью на английском языке. В последние годы отделения, где обучение ведется на турецком языке, 30 процентов учебной программы ведется на английском языке. Например, часть занятий в отделениях машиностроения полностью проводится на английском языке. Специалист, получивший такое образование имеет шансы работать и за рубежом.

Перед отъездом в Турцию дал себе зарок, что в будущем поближе познакомлю турецкий народ с Узбекистаном. Оставаясь верен себе, за прошедший период много раз выступал с докладами о нашей стране, публиковал в местных СМИ материалы об Узбекистане. Активизация отношений между нашими странами, развитие сотрудничества, которое в последние годы ширится — это то, о чем я мечтал долгие годы.

Шохрухбек Олим,
докторант факультета коммуникаций
Института гуманитарных наук
Университета Гази (Турция).

 

УзА