Если даже незначительный штраф не выплачен своевременно, Бюро принудительного исполнения может наложить штраф, в несколько раз превышающий указанную сумму.
Безусловно, это негативно может сказаться на платежной способности граждан и вызвать их недовольство.
В настоящее время всем исполнителям предоставлены полномочия налагать административный штраф за несвоевременную уплату штрафов.
Это также служит определенной причиной злоупотребления полномочиями и недовольства населения.
Законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием порядка определения размера административного штрафа за невыполнение исполнительного документа» в данный кодекс вносится норма, согласно которой размер штрафа не может превышать сумму, указанную к взиманию в исполнительном документе.
Об этом шла речь на заседании Комитета Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции.
Подчеркивалось, что сокращается предусмотренный соответствующими статьями кодекса круг лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания.
Согласно вносимым изменениям, этим правом будут обладать главный государственный исполнитель Республики Узбекистан, главные государственные исполнители Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, их заместители и начальники районных (городских) отделов Бюро принудительного исполнения.
Сенаторы отметили, этот закон обеспечит надежную защиту прав и свобод граждан и предоставление облегчений при выплате штрафов.
На заседании также рассматривался Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых документов и их проектов».
Как было отмечено, до нынешнего времени такая экспертиза упорядочивалась не законом, а на основе положения, утвержденного приказом министра юстиции.
Это было неэффективным методом, и вместе с тем создавало предпосылки для коррупционного вакуума и лазеек в законодательных документах.
Новый закон разработан для устранения указанных недостатков и как единый документ упорядочения сферы.
Предусматривается, что антикоррупционная экспертиза будет проводиться не только органами юстиции, но и Агентством по противодействию коррупции, юридическими службами государственных органов и организаций, а также государственными органами и учреждениями, наделенными полномочиями по обеспечению исполнения нормативно-правовых документов.
Вместе с тем определяются основные направления деятельности полномочных органов в этой сфере и круг нормативно-правовых документов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза.
Одним из значительных правил, определяемых законом, является закрепление участия общественности в проведении антикоррупционной экспертизы законодательных документов.
По мнению сенаторов, данный закон будет служить дальнейшему совершенствованию правовых основ борьбы с коррупцией, предотвращению проявления коррупции, повышению качества действующих и принимаемых нормативно-правовых документов.
По обсужденным вопросам приняты соответствующие решения комитета, перед ответственными организациями и ведомствами поставлены задачи и даны рекомендации.
Н.Абдураимова,
УзА.