Представителями институтов гражданского общества и академического сообщества Узбекистана совместно с международными и зарубежными партнерами проводится серия международных встреч, круглых столов и конференций, направленных на изучение опыта Узбекистана и зарубежных стран в сфере конституционного развития и осуществления конституционной реформы.

В частности, проведены встречи с участием представителей Узбекистана и Казахстана —«Конституционные реформы и строительство социального государства», Узбекистана и Пакистана — «Конституционные реформы: опыт Узбекистана и Пакистана», Узбекистана и Индии — «Конституционные реформы: опыт Узбекистана и Индии».

Организаторами мероприятий выступили Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Институт государства и права Академии наук Узбекистана и Центр устойчивого развития.

Ниже приводятся мнения и оценки зарубежных участников этих мероприятий.

Директор Международного института интеграции социально-гуманитарных исследований «Интеллект Орда», доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН и МАИН Саттар Мажитов:

— Если обратить внимание непосредственно на сам проект Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, то уже с преамбулы можно заметить социальную направленность задуманных преобразований.

Приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета, упоминающаяся в начале преамбулы Конституции, свидетельствует о том, что в центре внимание стоит человек с окружающими его людьми и обществом, в котором он живет, а также государство, которое гарантирует справедливое отношение к конкретному человеку.

Второй момент, который также привлекает внимание в преамбуле новой редакции Конституции Узбекистана, — это стремление к укреплению и развитию дружественных отношений страны с мировым сообществом, прежде всего с соседними государствами, для взаимной поддержки мира и согласия. Ряд статей новой редакции Конституции Узбекистана определяют права и свободы человека приоритетами деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, как говорится в измененной редакции статьи 20.

Журналист, эксперт-международник Данара Курманова (Казахстан):

— В сегодняшнем мире защита и поддержка лиц с инвалидностью являются показателем социальной ориентированности государства. В предлагаемой новой редакции Конституции Узбекистана можно увидеть, что основная ценность государства – это человек. В частности, в статье 55  есть такая формулировка «лицо с инвалидностью», раньше в Узбекистане часто можно было услышать совсем другой термин – инвалид. В Узбекистане с 2021 года можно выделить глобальные перемены в данной сфере:

во-первых, ратифицирована конвенция ООН о правах инвалидов;

во-вторых, президентские выборы 2021 года также продемонстрировали абсолютную инклюзивность, так как были подготовлены бюллетени со шрифтом Брайля, организованы пандусы около избирательных участков, это доказывало, что лицо с инвалидностью также имеет право участвовать в жизни страны.

С позиции здравоохранения, в отношении лиц с инвалидностью Узбекистан приближается к социальному государству и, конечно же, в Конституции также это нужно отразить.

Формулировка в проекте ее новой редакции — «лицо с инвалидностью» полностью соответствует международным стандартам.

Главный редактор ежедневной газеты «Daily Ittehad», вице-президент Совета редакторов газет Пакистана Тахир Фарук: 

— Газета «Daily Ittehad» следит за событиями в Узбекистане с первых дней независимости. Я имел честь много раз посещать вашу страну и видеть быстрый прогресс при Президенте Шавкате Мирзиёеве. Инициативы и реформы, выдвинутые им, дают свои результаты, обеспечивая процветание, стабильность и прогресс страны.

12 апреля – знаменательная дата для пакистанцев, мы отмечаем 50-летний юбилей принятия Конституции Пакистана, более известной как Конституция 1973 года. Это – высший закон нашей страны, разработанный бывшим премьер-министром Пакистана Зульфикаром Али Бхутто, который сделал его очень представительным, охватывающим все аспекты жизни государства. Конституция стала более важным документом, ибо прежняя оппозиция и все оппозиционные партии в целом ее поддержали. Это – Конституция консенсуса, которая по прошествии стольких лет по-прежнему работает и способствует динамичному развитию, что свидетельствует о дальновидности З. А. Бхутто и политического руководства моей страны в те годы.

За последние 50 лет в Конституцию Пакистана 1973 года вносились поправки 27 раз. Это неудивительно, поскольку в любой стране этот документ является динамичным, в него вносятся поправки в ответ на меняющиеся потребности граждан. Если мы посмотрим на Конституцию Индии, эта страна стала независимой одновременно с Пакистаном, то поправки в ее вносились 105 раз. Однако Соединенные Штаты Америки внесли всего 27 поправок за 203 года своей конституционной истории. Сегодня мы наблюдаем за процессами разработки новой редакции Конституции Узбекистана и подготовки к всенародному референдуму по ее принятию открыто и гласно. В этом участвуют также зарубежные эксперты и СМИ.

Главный редактор газеты «Daily Awami Awaz Karachi» Джаббар Хаттак (Пакистан): 

— Рассматривая конституционную реформу в Узбекистане, хотелось бы провести некоторые параллели из пакистанского опыта. Хотя Пакистан, как государство появился в карте мира в 1947 году, к сожалению, до апреля 1973 года у него не было Конституции.

После долгой демократической политической борьбы избранный в 1973 году парламент единогласно одобрил полноценную Конституцию. Пакистан предпринял важные шаги в направлении конституционных реформ, ориентированных на укрепление демократического процесса, обеспечение защиты прав человека и поощрение надлежащего управления.

В ходе этих реформ 18-я поправка 2010 года стала важной вехой в конституционной истории Пакистана. Поправка включала, в частности изменения, направленные на:

• передачу отдельных полномочий от федерального правительства провинциям (децентрализацию), которые в последствии приобрели большую автономию и ответственность за широкий круг функций в сфере образования, здравоохранения и сельского хозяйства. Это был важный шаг к децентрализации и местному самоуправлению, он помог решить проблемы небольших провинций;

• усиление защиты основных прав человека, таких, как права на справедливое судебное разбирательство, образование и информацию, а также улучшение положения дел с защитой прав женщин и меньшинств.

Последующие конституционные реформы были направлены на укрепление демократии, продвижение надлежащего управления (good governance), повышение подотчетности государственных должностных лиц, защиту основных прав человека, создание более инклюзивного общества, в котором все имеют равные права и возможности, обеспечение более справедливого распределения ресурсов, борьбу с коррупцией и другими формами злоупотреблений служебным положением. Несмотря на эти позитивные изменения, все еще есть некоторые проблемы. Например, нужно укрепить судебную систему, обеспечить независимость СМИ, улучшить экономическую ситуацию в стране. Все это критические вопросы, которые необходимо решить, чтобы построить более сильный и процветающий Пакистан.

Следует отметить, что конституционные реформы являются важным шагом на пути к построению более сильного и демократического общества.

Главный редактор пакистанской газеты «Daily Lead» Яхья Хан Садозай: 

— В русле конституционной реформы в Узбекистане уделяется особое внимание достижению Целей устойчивого развития – Повестке дня ООН до 2030 года. Это актуально и для Пакистана. Сравнительный анализ может помочь выделить передовой опыт, который Пакистан и Узбекистан могут перенять друг у друга.

Я разделяю мнение о том, что поправки в Конституцию и нормативно-правовые акты способствуют достижению ЦУР, в конечном счете повышению благосостояния человечества. ЦУР основаны на хрупком треугольнике, в углах которого находятся развитие, демократия и безопасность. Посредством реализации интегрированного пакета мер можно достичь долгосрочного экономического процветания, справедливости, социальной защиты, свободы слова и религии, человеческого и экологического развития.

Пакистан предпринял конкретные шаги для полной реализации ЦУР посредством правовых реформ и учета этой повестки дня в своем национальном контексте. В целом показатель индекса ЦУР Пакистана увеличился с 53,11 в 2015 году до 63,49 в 2020 году, т. е. на 19,5 процента.

В Повестке дня на период до 2030 года указано, что парламентарии играют решающую роль в принятии и достижении ЦУР: не только как законодатели, но и как избранные представители своего народа. Как развивающаяся нация, мы знаем, что правовые реформы способствуют подотчетности в отношении ЦУР и упрощают их достижение.

В последние годы Пакистан сильно изменился конституционно, институционально и структурно. Улучшается качество жизни людей, укрепляется их доверие к власти, усиливается их представительство на национальном уровне. Все благодаря поправкам к Конституции Пакистана и правовым реформам, которые отменялись, создавались, консолидировались и кодифицировались с момента ее принятия.

Мы хорошо знаем о новой эре развития Узбекистана, где масштабные реформы послужили основой для кардинальных изменений. Проводимая конституционная реформа предусматривает комплексное обновление всех сфер общественной и государственной жизни. Благодаря кардинальным правовым реформам Узбекистан стал свидетелем новой эры развития, ориентированной на человека.

Профессор Университета имени Джавахарлала Неру Санджай Кумар Пандей (Нью-Дели, Индия):

— Конституционализм – это своего рода философия, идеология, которая нацелена на гарантию свободы личности, ограничение полномочий властей, обеспечение реализации таких демократических принципов, как верховенство закона, независимость судебной власти, усиление парламентаризма и т.д. Все это гарантирует, что свободе личности придается первостепенное значение, и государство не посягает на нее.

Но Конституция – это не жесткий документ, который нельзя менять. Это живой или органичный документ, который должен отражать изменения в обществе, а также чаяния населения.

В этом плане важно, что в Узбекистане тоже осуществляется конституционная реформа, инициированная на основе пожеланий и чаяний народа. Надеемся, что проект новой редакции вашей Конституции будет принят на предстоящем всенародном референдуме и послужит строительству нового Узбекистана — гуманного демократического правового, социального и светского государства, открытого и справедливого общества.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Узбекистане Маниш Прабхат:

-Узбекистан находится на очень важном этапе – принятия решения путем всенародного референдума об одобрении нового проекта Конституции.  Участвовать в этом будут все граждане Узбекистана, проживающие в стране, а также находящиеся за рубежом. Удивительно видеть интенсивную работу, которая была проделана при подготовке обширного текста проекта, включающего в себя несколько новых статей, добавленных с целью расширить сферу действия Конституции и ее перспективы для простых граждан Узбекистана.

По сути, новый проект Конституции содержит обещание перед простыми гражданами Узбекистана, что отныне они будут в центре внимания, их права, благосостояние и достоинство будут гарантированы государством.

Заслугой Президента Шавката Мирзиёева является то, что он концептуализировал Новый Узбекистан, который должен стать социальным государством, в первую очередь заботящимся о правах и достоинстве своего народа. Мы наблюдаем растущую тенденцию придания приоритетности реформам и гарантированию прав человека в Узбекистане. Первые в истории Узбекистана выборы в Совет ООН по правам человека в 2020 году стали свидетельством того факта, что реформы, инициированные Президентом Шавкатом Мирзиёевым с момента его прихода к власти, пускают корни, и мир признает их успех.

Также следует отметить, что в ходе общенациональных консультаций по конституционной реформе было получено более 200 тысяч предложений, многие из них нашли место в новом проекте. Следовательно, сама разработка проекта включала процесс широких консультаций, и участие общественности в референдуме подтвердит его демократический характер. Я хотел бы пожелать всяческих успехов народу Узбекистана в этом жизненно важном деле, когда все внимание мирового сообщества будет устремлено на Узбекистан 30 апреля.

УзА