Мы продолжаем цикл материалов о необычных и странных детских игрушках, получивших особую популярность благодаря интернет-мемам и трендам.

Предыдущая статья была посвящена спиннерам. Игрушка-антистресс для пальцев, в конструкцию которой входит подшипник, так и не смогла закрепиться в массовой культуре. Она не обзавелась собственным мультсериалом или линией детской косметики, не участвовала в продвижении товаров для детей, однако ей удалось стать своеобразным эталоном для всех игрушек, чья популярность была порождена хайпом.

В отличие от спиннеров Чебурашка получил свой второй шанс и сейчас переживает новую волну популярности. 1 января состоялась премьера фильма «Чебурашка». За три недели сборы от просмотра картины превысили пять миллиардов рублей. Теперь это самый кассовый фильм в истории российского проката. Успех фильма вызвал новую волну интереса к игрушкам. Посмотрев фильм, десятки тысяч детей попросили у родителей ушастую куклу. Создатели фильма не рассчитывали на успех и теперь грустно смотрят, как более предприимчивые зарабатывают на их персонаже. Совместно со студией «Союзмультфильм» они успели выпустить только шоколадки и мороженое. На остальном зарабатывают все, кому не лень. К примеру, маркетплейсы торгуют как аутентичным Чебурашкой, так и его разновидностями. Плюс футболки, кепки, кружки. Все это правообладатели сейчас пытаются отозвать как контрафакт, но пока не получается. Так, «Союзмультфильм» потребовал от маркетплейсов Ozon и Wildberries убрать из каталогов контрафактных Чебурашек.

«Статус наших классических персонажей, являющихся частью культурного наследия, должен оставаться на высоком уровне, любое использование образов должно происходить в рамках действующего законодательства», – сообщили представители   киностудии.

Как стало известно на «уродливых и дорогих Чебурашек», продаваемых на Wildberries пожаловались сами потребители. Они отметили, что качество игрушек цене не соответствует, они не похожи на оригинальный персонаж, а некоторые Чебурашки не поют и не говорят, хотя это и заявлено продавцом.

Чебурашка — один из самых странных и чудаковатых персонажей, его можно поставить в ряд с такими героями книг, мультфильмов и фильмов, как Буратино, Чиполино и Гринч. Несмотря на странный внешний вид, это герои очень добрых детских сказок. Их истории поучительны и призваны воспитывать в детях самые лучшие душевные качества. Они порицают пороки и мелочность души, воспевают доброту, чистоту помыслов и дружбу.

Чебурашку, который стал   одним из главных героев книги «Крокодил Гена и его друзья» и ее продолжений, придумал писатель Эдуард Успенский в 1966 году. После выхода мультфильма Романа Качанова «Крокодил Гена», снятого по этой книге в 1969 году, персонаж получил широкую известность. Всем знакомый сегодня добродушный образ Чебурашки с большими ушами и большими глазами впервые появился в этом мультфильме и был создан при непосредственном участии художника-постановщика Леонида Шварцмана. Создатель образа Чебурашки скончался 2 июля 2022 года в возрасте 101-го года.

В новой экранизации действие перенесли в один из курортных городов юга России, а из разговаривающих животных остался только сам Чебурашка.

Крокодил превратился в пожилого садовника Геннадия Петровича. Отношения с дочерью у него не ладятся: та обиделась на отца еще в детстве. Из-за этого Геннадий редко видится с внуком Гришей. Чебурашка остался почти прежним. Он все такой же милый   и больше всего на свете любит апельсины. Ушастый найденыш становится для садовода вторым внуком, за их теплыми отношениями приятно наблюдать.

Успех Чебурашки — один из ярких примеров возрождения старых позитивных героев, пропагандирующих светлые общечеловеческие ценности. А  пропаганда положительных качеств человеческого характера не только востребована, но и может приносить коммерческий успех.

Роман БОНДАРЧУК