Постановление Президента Республики Узбекистан

Принятие Конституции Республики Узбекистан в новой редакции и Стратегии «Узбекистан – 2030» выносит на повестку дня ряд вопросов по совершенствованию национального законодательства, повышению качества и эффективности законотворческого процесса, расширению практики принятия законов прямого действия, а также обеспечению стабильности правового регулирования.

В целях достижения обеспечения гармонизации нормотворческой деятельности с реформами и развития институциональных основ государственной правовой политики Стратегии «Узбекистан – 2030»,

в том числе дальнейшего повышения роли законов в регулировании общественных отношений, включая определение конкретных мер по восполнению правовых пробелов и реализацию отсылочных норм в законах, а также обеспечения единообразия правоприменительной практики:

1. Принять к сведению, что в принятых в 2017–2023 годах 135 целостных законах имеются всего 543 отсылочные нормы, для реализации 41 отсылочной нормы в 23 законах подзаконные акты не приняты.

2. Утвердить План мер по реализации отсылочных норм законов в сфере государственного и общественного строительства, судебно-правовой, экономической и социальной сферах (далее – План мер) согласно приложению.

3. В целях обеспечения последовательного увеличения доли законов прямого действия и своевременной реализации отсылочных норм в законах согласиться с предложением палат Олий Мажлиса и Кабинета Министров о внедрении с 1 марта 2024 года процедур, предусматривающих:

определение в обязательном порядке в самом законопроекте конкретных сроков реализации отсылочных норм и ответственных исполнителей, предусмотренных в законопроекте;

определение обязательности обсуждения возможности поднятия на уровень закона отношений, регулируемых подзаконными актами в сфере, по которой подготавливается законопроект, регулирующий соответствующую сферу, а также указание об этом в пояснительной записке к законопроекту;

внедрение практики оценки ответственным государственным органом и комитетами палат Олий Мажлиса регуляторного воздействия закона для определения его эффективности, достижения целей и ожидаемых результатов по истечении пяти лет со дня вступления в силу закона.

4. В целях расширения участия институтов гражданского общества и представителей научного сообщества в разработке проектов нормативно-правовых актов, совершенствования системы общественного обсуждения и обеспечения приближенного к народу нормотворческого процесса внедрить с 1 марта 2024 года порядок, предусматривающий:

размещение информации о подготовке проектов нормативно-правовых актов, имеющих важнейшее экономическое и общественно-политическое значение, на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов перед их разработкой, опираясь на положительный опыт, накопленный в процессе разработки и принятия Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, а также получение на начальном этапе предложений и рекомендаций общественности и разработку на их основе соответствующих проектов;

при разработке проекта о признании нормативно-правового акта утратившим силу проведение инвентаризации подзаконных нормативно-правовых актов, принятых на его основе, рассмотрение вопроса также о признании их утратившими силу.

5. Ответственным министерствам и ведомствам обеспечить в установленные сроки, определенные Планом мер, утвержденным согласно приложению к настоящему постановлению, тщательную разработку, согласование и принятие либо внесение в установленном порядке нормативно-правовых и иных актов по итогам критического анализа законодательных актов, углубленного и всестороннего изучения национального и международного опыта.

6. Министерству юстиции:

вести мониторинг согласования в установленном порядке и внесения проектов нормативно-правовых актов в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлис и Кабинет Министров;

обеспечить проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Планом мер, а также государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов;

установить действенный контроль за реагированием разработчиками на предложения и замечания населения по проектам нормативно-правовых актов, выносимым на общественное обсуждение;

определить в качестве отдельного критерия оценки соответствия проектов нормативно-правовых актов Конституции Республики Узбекистан при проведении правовой экспертизы данных проектов исходя из конституционных норм о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Республики Узбекистан на территории страны;

обеспечить соблюдение требований настоящего постановления при проведении правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов;

в трехмесячный срок утвердить методические рекомендации для министерств и ведомств по разработке проектов нормативно-правовых актов, имеющих важнейшее экономическое и общественно-политическое значение, на основе предложений и рекомендаций общественности исходя из требований настоящего постановления;

в трехмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о повышении эффективности мер по разъяснению правоприменителям и населению законов с целью обеспечения их конкретного и правильного применения на практике.

7. Возложить на первых руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку, проведение экспертизы и согласование проектов нормативно-правовых и иных актов, определенных Планом мер.

8. Рекомендовать Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса установить действенный парламентский контроль за реализацией отсылочных норм.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

                Президент 
    Республики Узбекистан                                                                                        Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

19 февраля 2024 года.