Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях дальнейшего развития деятельности по оказанию негосударственных образовательных услуг, формирования атмосферы здоровой конкуренции между государственными и негосударственными организациями в обеспечении высокого качества обучения, а также создания благоприятных условий для юридических лиц в сфере оказания негосударственных образовательных услуг:

1. Согласиться с предложением Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного центра тестирования при Кабинете Министров, а также Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о внедрении, начиная с 1 января 2018 года, порядка осуществления оказания негосударственных образовательных услуг юридическими лицами, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, на основе лицензии.

2. Определить основными направлениями и задачами дальнейшего развития деятельности по оказанию негосударственных образовательных услуг:

создание благоприятных условий, обеспечивающих высокое качество воспитания и обучения, в том числе за счет выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

ускоренное развитие рынка платных образовательных услуг для формирования здоровой конкурентной среды по предоставлению, наряду с устоявшимися образовательными услугами, альтернативных возможностей по получению качественных и доступных образовательных услуг;

повышение эффективности и результативности в сфере образования на основе использования инновационных педагогических форм, методов и современных технологий обучения с учетом передового международного опыта.

3. Определить, что юридические лица, занимающиеся деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг:

осуществляют свою деятельность на основе государственных образовательных стандартов и требований;

принимают меры по укомплектованию высококвалифицированными педагогическими и иными кадрами, созданию необходимых условий для проведения учебно-воспитательного процесса строго в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

налаживают взаимоотношения с родителями или иными законными представителями обучающихся в соответствии с заключенным договором, определяющим сроки и условия обучения, размер оплаты, права и обязательства сторон и иные условия;

обеспечивают финансирование своей деятельности за счет платных образовательных услуг населению, поступлений от благотворительных фондов, грантов, а также иных источников, не запрещенных законодательством;

выдают выпускникам документ об образовании установленного государственного образца.

4. Установить, что юридические лица, занимающиеся деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего среднего образования, принимают на бесплатное (грантовое) обучение на конкурсной основе талантливых и одаренных детей из семей, нуждающихся в социальной поддержке, в пределах не менее десяти процентов от среднегодового контингента учащихся с финансированием их обучения за счет доходов, поступивших от оказания образовательных услуг. При этом, решение о продолжении бесплатного (грантового) обучения в последующие годы принимается юридическим лицом, занимающимся деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг, в зависимости от материального положения семьи обучающегося и его академических результатов.

5. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента осуществлять в установленном порядке реализацию юридическим лицам, занимающимся деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг, неиспользуемых зданий, объектов и помещений, находящихся в государственной собственности, на условиях государственно-частного партнерства.

6. Рекомендовать юридическим лицам, занимающимся деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг, с учетом передового зарубежного опыта:

организовывать образовательный процесс в направлении углубленного изучения учебных дисциплин с использованием самых современных технологий обучения;

использовать в своих наименованиях имена известных и великих ученых и общественных деятелей нашей Родины в установленном порядке;

привлекать к образовательному процессу зарубежных педагогов и специалистов для преподавания на иностранных языках углубленно изучаемых предметов, а также внедрения передового научно-практического опыта.

7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан до начала 2018/2019 учебного года принять меры по организации как минимум одного юридического лица, занимающегося деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего среднего образования, в каждом районе (городе) с соблюдением порядка их государственной регистрации.

8. Освободить сроком до 1 января 2021 года юридические лица, занимающиеся деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего среднего образования, от уплаты:

всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды (за исключением единого социального платежа) с целевым направлением высвобождаемых средств на их оснащение современными средствами обучения, приобретение расходных материалов, инвентаря, осуществление реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, а также оказание бесплатных образовательных услуг социально уязвимым категориям населения;

единого социального платежа с заработной платы зарубежных преподавателей и специалистов, привлеченных к воспитательно-образовательному процессу по трудовому договору.

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан, по мере необходимости, внести в установленном порядке проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающего освобождение от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) нового учебного оборудования и расходных учебных материалов, не производимых в Республике Узбекистан, ввозимых юридическими лицами, занимающимися деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего среднего образования, и утверждение их перечня.

10. Установить, что при оказании негосударственных образовательных услуг юридическими лицами:

зарубежные преподаватели и специалисты освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц и отчислений во внебюджетный пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в рамках заключенных трудовых договоров;

оплата расходов по приобретению для зарубежных преподавателей и специалистов авиабилетов в оба конца (не более двух раз в год при долгосрочных трудовых договорах) может осуществляться работодателями;

оплата проживания зарубежных преподавателей и специалистов при краткосрочных трудовых договорах (на срок не более одного месяца) осуществляется работодателями, а при долгосрочных трудовых договорах – расходы на наем жилья возмещаются им при выплате заработной платы, в соответствии с условиями заключенного договора.

11. Рекомендовать коммерческим банкам выделять льготные кредиты юридическим лицам, занимающимся деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего среднего образования, сроком не менее 5 лет на формирование стартового капитала, приобретение, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, закупку современного учебного оборудования и средств обучения по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан.

12. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан по заявкам соответствующих министерств и ведомств обеспечить в установленном порядке оформление въездных виз иностранным преподавателям и специалистам, приглашаемым на работу юридическими лицами, занимающимися деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг, без взимания консульских и иных сборов.

13. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять постановление правительства, предусматривающее:

внедрение эффективных механизмов государственно-частного партнерства в сфере оказания негосударственных образовательных услуг;

совершенствование организационно-правовых форм и порядка государственной регистрации юридических лиц, занимающихся деятельностью по оказанию негосударственных образовательных услуг, с учетом передового зарубежного опыта;

механизмы контроля деятельности юридических лиц, занимающихся оказанием негосударственных образовательных услуг;

утверждение Положения о лицензировании деятельности по оказанию негосударственных образовательных услуг.

14. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

обеспечить приведение принятых ими нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н.

Президент Республики Узбекистан                                      Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 15 сентября 2017 года

* * *
КОММЕНТАРИЙ 
к постановлению Президента Республики Узбекистан 
“О мерах по дальнейшему развитию деятельности 
по оказанию негосударственных образовательных услуг”


В годы независимости были проведены реформы и преобразования в сфере образования, направленные на предоставление молодежи современных знаний, повышение ее интеллектуального потенциала и занятие достойного места в мировом сообществе.

В частности, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах одной из целей является кардинальное повышение качества общего среднего образования, углубленное изучение иностранных языков, информатики, других важных и востребованных предметов, включая математику, физику, химию, биологию, что позволит поднять на качественно новый уровень обучение молодежи и формирование интеллектуально, эстетически и физически развитого поколения.

Зарубежный опыт показывает, что здоровая конкуренция между государственными и негосударственными образовательными учреждениями способствует реализации прав граждан на получение качественного образования.

Вследствие этого в ряде развитых государств доля негосударственного образовательного сектора в общем среднем образовании является относительно высокой и составляет в Германии – 12, во Франции – 17, в США – 18, в Великобритании – 20, в Испании, Ирландии и Голландии – 30 процентов.

В настоящее время 43 негосударственных общеобразовательных школы имеют соответствующие лицензии, что по отношению к 9680 школам системы народного образования составляет 0,4 процента. Основная часть негосударственных общеобразовательных школ расположена в Ташкенте (27), в то же время в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Джизакской, Навоийской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областях нет ни одной такой школы.

Из числа данных негосударственных образовательных учреждений 20 школ дают начальное образование (1-4-е классы), а остальные 23 школы – среднее образование (1-9-е классы), где в 330 классах обучается около 6 тысяч учащихся (по отношению к контингенту государственных школ – 0,12 процента).

В ходе комплексного исследования национальной системы образования, проведенного с привлечением группы иностранных экспертов совместно с консалтинговой компанией DGP «Research&Consulting» и ЮНЕСКО, был сделан анализ, согласно которому указано на особую роль негосударственного образовательного сектора в повышении качества обучения и развитии конкурентной среды.

В целях решения существующих проблем постановлением Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему развитию деятельности по оказанию негосударственных образовательных услуг” предполагается выделение юридическим лицам, оказывающим негосударственные образовательные услуги, долгосрочных льготных кредитов, освобождение от налоговых сборов и прочих выплат до 2021 года, углубленное изучение ряда предметов и, в целях повышения образовательного потенциала, привлечение к учебному процессу иностранных учителей и специалистов.

В постановлении также решается ряд вопросов в отношении привлеченных иностранных учителей и специалистов, связанных с выдачей виз, авиатранспортом, проживанием, достойной оплатой их труда, налоговыми льготами и т.п.

Также на основе принципов справедливой и адресной социальной политики предусматривается бесплатное обучение талантливых детей из семей, нуждающихся в социальной защите, общим числом не менее 10 процентов от общего контингента учащихся.

Кроме того, постановлением определена выдача документов государственного образца выпускникам негосударственных образовательных учреждений в установленном порядке.

Для реализации вышеуказанных задач и в целях дальнейшего развития деятельности юридических лиц, оказывающих негосударственные образовательные услуги, и создания им благоприятных условий соответствующим министерствам и ведомствам даны поручения по изменению соответствующих существующих порядков и нормативно-правовых документов.

Принятое постановление Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему развитию деятельности по оказанию негосударственных образовательных услуг” будет служить формированию здоровой конкурентной среды в сфере образования, развитию деятельности юридических лиц, оказывающих негосударственные образовательные услуги, углубленному изучению учебных дисциплин, иностранных языков с привлечением иностранных преподавателей, формированию гармонично развитого поколения в качестве высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, способствовать повышению авторитета нашего государства в мировом сообществе.

Постановление направлено на расширение и развитие сектора негосударственных образовательных услуг, упрощение процедур получения лицензии, всестороннюю поддержку юридических лиц и оказание им преференций, предоставление выбора гражданам образовательных услуг в каждом районе и городе республики, поощрение деятельности частных предпринимателей по воспитанию и обучению молодежи.