Указ Президента Республики Узбекистан

В республике проводится системная работа, направленная на устранение бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров при оказании государственных услуг, кардинальное сокращение устаревших и не соответствующих современным требованиям процедур.

В частности, отменено требование о предоставлении населением и субъектами предпринимательства 73 видов справок и документов, внедрена система получения соответствующей информации государственными органами с использованием межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство».

Наряду с этим необходимо последовательно продолжать работу по увеличению масштаба оказания населению государственных услуг в удобной и доступной форме, недопущению излишнего посещения гражданами различных ведомств, надежной защите информации, имеющейся в информационных системах государственных органов.

В целях увеличения масштаба оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам, расширения возможности удаленного самостоятельного доступа населения к электронным государственным услугам, а также формирования инклюзивной среды путем создания для всех равных условий в данном направлении:

1. Начиная с 1 августа 2022 года:

а) внедрить систему идентификации физических лиц Mobile-ID (далее – Mobile-ID) дополнительно к действующим системе и средствам идентификации для пользования государственными услугами;

б) установить порядок, в соответствии с которым:

система Mobile-ID является составной частью Единой информационной системы идентификации пользователей системы «Электронное правительство», которая предусматривает идентификацию лица посредством его номера мобильного телефона;

идентификация лица с помощью системы Mobile-ID проводится по желанию граждан центрами государственных услуг (далее – Центры) или нотариальными конторами либо посредством мобильного приложения Единого портала интерактивных государственных услуг (далее – ЕПИГУ);

при обращении гражданина непосредственно в Центр или нотариальную контору для идентификации с помощью системы Mobile-ID представляется подлинник документа, удостоверяющего личность, при этом работник Центра или нотариальной конторы проводит фотографирование лица гражданина в цифровом формате, снимает отпечатки пальцев его рук в электронной форме, а номер мобильного телефона этого гражданина бесплатно привязывается к его персональному кабинету на ЕПИГУ;

при использовании гражданином мобильного приложения ЕПИГУ для идентификации с помощью системы Mobile-ID применяется метод удаленной биометрической идентификации (Face-ID) или электронная цифровая подпись в ID-карте, а его номер мобильного телефона привязывается к персональному кабинету на ЕПИГУ на бесплатной основе;

идентификация граждан непосредственно Центрами или нотариальными конторами с помощью системы Mobile-ID проводится до 31 декабря 2022 года – без взимания платы, начиная с 1 января 2023 года – с взиманием разового сбора в размере 2 процентов базовой расчетной величины;

пользователи системы Mobile-ID могут пользоваться всеми государственными услугами (за исключением финансовых) без применения электронной цифровой подписи;

все уведомления, направляемые в персональный кабинет гражданина на ЕПИГУ, направляются по его желанию и на основе установленных платежей в форме SMS-сообщений на номер мобильного телефона, идентифицированный с помощью системы Mobile-ID.

2. Определить, что расходы, связанные с внедрением и дальнейшей технической поддержкой системы Mobile-ID, осуществляются за счет Фонда развития государственных услуг Министерства юстиции и внебюджетных средств Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций либо иных источников, не запрещенных актами законодательства, в равной доле.

3. При реализации задач по оказанию государственных услуг населению и субъектам предпринимательства определить приоритетными направлениями деятельности Министерства юстиции на ближайшие пять лет:

модернизацию национальной системы оказания государственных услуг по принципу «Гражданин – в центре внимания» (Citizen – centric service);

расширение возможностей информационно-коммуникационных технологий, применяемых в деятельности Центров, резкое повышение уровня пользования населением электронными государственными услугами и ведение делопроизводства на безбумажной основе;

оптимизацию каждой государственной услуги на основе методов модернизации бизнес-процессов (Business Process Reengineering), включая полноценное применение на практике принципа «одного окна» за счет максимального сокращения сроков и требуемых документов;

внедрение новых видов государственных услуг, а также слияние или упразднение утративших свою актуальность государственных услуг исходя из текущего состояния социально-экономического и технологического развития, а также нужд и потребностей населения и субъектов предпринимательства;

создание инклюзивной среды при оказании государственных услуг лицам с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью;

расширение практики оказания проактивных государственных услуг по инициативе государственных органов, а также взаимосвязанных композитных государственных услуг по одной заявке;

создание необходимых условий для самообслуживания, регулярное повышение навыков самостоятельного пользования государственными услугами у населения и субъектов предпринимательства.

4. Утвердить:

Национальную стратегию модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022–2026 годы согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по реализации в 2022–2023 годах Национальной стратегии модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022–2026 годы согласно приложению № 2;

Перечень лицензий и документов разрешительного характера, отдельные требования и условия которых отменяются с 1 июля 2022 года, согласно приложению № 3;

Перечень государственных услуг, не требующих с 1 июня 2022 года подтверждения электронной цифровой подписью на Едином портале интерактивных государственных услуг, согласно приложению № 4;

График интеграции информационных систем государственных органов и организаций в систему электронного оповещения о государственных услугах, оказываемых населению и субъектам предпринимательства в рамках «Электронного правительства», согласно приложению № 5;

График поэтапной интеграции информационных систем и баз данных государственных органов, уполномоченных на ведение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, в Единую биллинговую систему согласно приложению № 6;

Целевые показатели (индикаторы) ускоренного развития системы оказания государственных услуг в 2022–2026 годах согласно приложению № 7.

5. Установить, что с 1 июля 2022 года отменяется истребование коммунальными организациями у населения, в том числе субъектов предпринимательства, сведений и документов, предусмотренных пунктом 4 указа Президента Республики Узбекистан от 23 марта 2021 года № УП–6191 и пунктом 5 указа Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2021 года № УП–6269.

АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот», АО «Узсувтаъминот» и ГУП «Тошиссиккуввати» совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 июня 2022 года обеспечить интеграцию своих информационных систем с Платформой цифровых данных, функционирующей в рамках системы «Электронное правительство».

6. В целях повышения качества оказания услуг и создания наиболее благоприятных условий для граждан и частного сектора обеспечить с 1 сентября 2022 года доступ нижеследующих негосударственных организаций к информации, которую можно получить посредством системы «Электронное правительство»:

коммерческих банков;

телекоммуникационных организаций;

частных медицинских учреждений;

негосударственных образовательных организаций;

страховых организаций.

Определить, что негосударственные организации, получившие разрешение на пользование системой «Электронное правительство», обязаны принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных и их неразглашения третьим лицам. При этом соблюдение требований актов законодательства о персональных данных является одним из требований и условий соответствующей лицензии.

7. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций:

в месячный срок разработать Платформу цифровых данных, представляющую информацию негосударственным организациям в рамках системы «Электронное правительство»;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, предусматривающий подключение негосударственных организаций к Платформе цифровых данных, а также представление данных, имеющихся в информационных системах всех государственных органов и организаций, негосударственным организациям исключительно посредством Платформы цифровых данных;

в срок до 1 июня 2022 года создать возможность пользования государственными услугами, указанными в приложении №4 к настоящему Указу, без подтверждения электронной цифровой подписью на ЕПИГУ;

в срок до 1 августа 2022 года реализовать организационно-технические меры по внедрению системы Mobile-ID для пользования государственными услугами, а также нового порядка представления персональных данных с использованием системы «Электронное правительство».

8. В целях обеспечения конфиденциальности и надежной защиты персональных данных внедрить с 1 августа 2022 года порядок получения персональных данных с использованием системы «Электронное правительство», в соответствии с которым:

при истребовании персональных данных государственными органами посредством системы «Электронное правительство» указанные данные направляются в персональный кабинет на ЕПИГУ или на номер мобильного телефона субъекта, идентифицированный посредством системы Mobile-ID (за исключением случаев, включающих государственную тайну и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством);

при выполнении работ и оказании услуг хозяйственными объединениями, государственными организациями и учреждениями, негосударственными организациями, получившими разрешение на пользование системой «Электронное правительство», персональные данные представляются посредством системы «Электронное правительство» с согласия их субъекта. При этом персональные данные представляются соответствующей организации посредством системы «Электронное правительство» после получения подтверждения из персонального кабинета на ЕПИГУ или номера мобильного телефона субъекта персональных данных, идентифицированного посредством системы Mobile-ID.

Государственному центру персонализации совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по установлению рамок и ограничений при использовании персональных данных посредством системы «Электронное правительство» исходя из полномочий, функций и направлений деятельности государственных органов и других организаций.

9. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 июня 2022 года:

лица, зарегистрированные в информационной системе «Единый реестр социальной защиты», и их дети, а также молодежь, включенная в «Молодежную тетрадь», освобождаются от уплаты платежей, взимаемых за участие во вступительных тестовых испытаниях, проводимых при приеме на учебу в высшие образовательные учреждения;

в центрах создаются места самообслуживания для пользования населением и субъектами предпринимательства электронными государственными услугами. При этом минимум один из операторов, осуществляющих деятельность в центрах, привлекается к оказанию непосредственной помощи лицам, желающим самостоятельно пользоваться государственными услугами;

при осуществлении платежей, взимаемых за пользование государственными услугами через филиалы коммерческих банков, расположенные в центрах, в наличной или безналичной форме, отдельная плата за сумму комиссии коммерческого банка в размере до двух процентов не взимается (за исключением платежей государственной пошлины). При этом комиссионные коммерческого банка перечисляются за счет платы, взимаемой за пользование услугами, с пропорциональным уменьшением сумм, направляемых каждому из получателей;

должностные лица и ответственные работники организаций независимо от их организационно-правовой формы, на которых возложены функции по оказанию государственных услуг или осуществлению иных административных процедур, являются ответственными за нарушение актов законодательства в сфере оказания государственных услуг.

10. Министерству юстиции в срок до 1 июля 2022 года:

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Центром развития электронных технологий и Государственным центром персонализации внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта о внедрении порядка идентификации лица посредством системы Mobile-ID;

провести конкурс на размещение в Центрах филиалов коммерческих банков, осуществляющих прием платежей за государственные услуги, на срок до пяти лет без взимания арендной платы;

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

11. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 8.

12. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 9.

13. Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций и Национальным информационным агентством Узбекистана обеспечить широкое освещение сути и содержания настоящего Указа в средствах массовой информации.

14. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. и министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Шерматова Ш.Х. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 ноября 2022 года.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                                                                    Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

20 апреля 2022 года