Постановление
Президента Республики Узбекистан
В целях дальнейшего повышения качества строительно-монтажных работ, усиления роли инспекций по контролю в сфере строительства, а также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года № УП–5577 «О дополнительных мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства»:
1. Согласиться с предложением Министерства строительства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, Ассоциации инженеров-консультантов Узбекистана о внедрении с 1 апреля 2020 года усовершенствованного порядка государственного строительного контроля объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее – объекты) исходя из категорий рисков и функционального назначения объектов.
Министерству строительства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения по утверждению Административного регламента осуществления государственного строительного контроля объектов, предусматривающего:
установление дифференцированных требований к экспертизе проектной документации, порядку и периодичности осуществления государственного строительного контроля объектов в зависимости от их категорий рисков и функционального назначения;
исключение для объектов низкой категории риска и индивидуального жилищного строительства обязательных требований по осуществлению экспертизы проектной документации, авторского надзора и государственного строительного контроля с внедрением инструментального технического обследования на соответствие объекта требованиям законодательства в области строительства территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Каракалпакстан, главных управлениях строительства областей и г. Ташкента (далее – территориальные инспекции) по завершении строительства;
усиление квалификационных требований и ответственности инспекторов Инспекции по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан (далее–Инспекция) и территориальных инспекций, а также лиц, осуществляющих технический и авторский надзор объектов с повышенной категорией риска;
поэтапное внедрение в течение 2020 года современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе электронного документооборота в рамках осуществления государственного строительного контроля в Национальной информационной системе «Прозрачное строительство», с запуском подсистемы «Контроль в строительстве» в пилотном режиме с 1 июня 2020 года в г.Ташкенте.
2. Предоставить Инспекции и территориальным инспекциям в рамках осуществления государственного строительного контроля право:
приостанавливать строительно-монтажные работы и требовать осуществления демонтажных работ в случаях выявления конструктивных нарушений, влияющих на сейсмостойкость зданий и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека;
выдавать юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных правонарушений с установлением соразмерных сроков их исполнения, требуемых на устранение нарушений на объекте, но не более 60 дней;
направлять представления в соответствующие органы и организации для решения вопроса о приостановлении, прекращении и аннулировании действия лицензий и разрешительных документов на осуществление деятельности в сфере проектирования и строительства;
направлять представления в соответствующие органы и организации о приостановлении выпуска, реализации и применения строительных материалов и изделий в случаях выявления на объектах применения некачественных строительных материалов и изделий, влияющих на сейсмостойкость зданий и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека.
3. Отменить:
а) с 1 марта 2020 года требования по осуществлению государственного строительного контроля объектов капитального ремонта, за исключением объектов, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы;
б) поэтапно существующие процедуры приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов с внедрением порядка выдачи разрешений на их эксплуатацию Инспекцией и территориальными инспекциями в сроки:
для объектов низкой категории риска независимо от источников финансирования – с 1 мая 2020 года;
для объектов, финансируемых за счет средств субъектов государственных закупок, – с 1 января 2022 года;
для объектов, финансируемых за счет иных источников, – с 1 января 2021 года.
4. Установить, что до внедрения порядка выдачи разрешений на эксплуатацию объектов Инспекция и территориальные инспекции привлекают к приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов (за исключением объектов, финансируемых за счет средств субъектов государственных закупок) территориальные органы государственного санитарного надзора и государственного пожарного надзора, которые в рамках срока приемки объектов предоставляют Инспекции и территориальным инспекциям заключения о соответствии объекта санитарным нормам и требованиям пожаробезопасности.
Министерству строительства, Министерству по чрезвычайным ситуациям и Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в двухмесячный срок в установленном порядке разработать порядок взаимодействия территориальных инспекций с территориальными органами государственного санитарного и пожарного надзора при приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов.
5. Одобрить предложения Министерства строительства, Министерства экономики и промышленности, Министерства юстиции Республики Узбекистан о:
придании Инспекции статуса юридического лица в форме государственного учреждения и подчинении ей территориальных инспекций;
создании в структуре Инспекции Службы комплаенса с численностью управленческого персонала 2 единицы и введении в структуры территориальных инспекций должности специалиста комплаенс-контроля;
предоставлении с 1 июля 2020 года начальникам Инспекции и территориальных инспекций полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях по нарушениям законодательства о градостроительстве с сохранением порядка передачи дела на рассмотрение в суд в случае оспаривания правонарушителем факта правонарушения.
6. Утвердить:
структуру Инспекции по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан с предельной численностью управленческого персонала в количестве 40 единиц согласно приложению № 1;
типовую структуру территориальных инспекций по контролю в сфере строительства согласно приложению № 2.
Предоставить начальнику Инспекции право:
вносить, при необходимости, изменения в штатную численность Инспекции в пределах установленной предельной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда;
утверждать структуру и штатные нормативы территориальных инспекций исходя из расчета количества объектов;
утверждать смету расходов территориальных инспекций.
7. Установить, что:
Инспекция является республиканским органом государственного управления и в своей деятельности подотчетна Министерству строительства Республики Узбекистан;
начальники территориальных инспекций назначаются на должность и освобождаются от должности начальником Инспекции по согласованию с министром строительства Республики Узбекистан;
Служба комплаенса Инспекции и специалисты комплаенс-контроля территориальных инспекций подчиняются непосредственно начальнику Инспекции;
деятельность Инспекции финансируется за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан, а территориальных инспекций – за счет средств, формируемых за счет отчислений от стоимости строительно-монтажных работ и доходов от выполнения работ и услуг на договорной основе.
8. Ввести с 1 апреля 2020 года единый размер отчислений территориальным инспекциям в размере 0,2 процента от стоимости строительно-монтажных работ (без налога на добавленную стоимость) по всем объектам, подлежащим государственному строительному контролю, распределяемых в следующем порядке:
0,02 процента направляются в Фонд поддержки деятельности Министерства строительства Республики Узбекистан (далее – Фонд), в том числе 0,01 процента– на финансирование нужд Инспекции и ее территориальных инспекций;
0,18 процента остаются в распоряжении территориальных инспекций.
9. Разрешить использование средств Фонда на:
укрепление материально-технической базы Министерства строительства Республики Узбекистан, Инспекции и их территориальных подразделений;
финансирование текущих и иных расходов Инспекции и территориальных инспекций;
материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Министерства строительства Республики Узбекистан, Инспекции и их территориальных подразделений;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов Министерства строительства Республики Узбекистан, Инспекции и их территориальных подразделений.
10. Одобрить предложение Министерства строительства Республики Узбекистан о создании при Республиканском центре стандартизации в строительстве Министерства строительства Республики Узбекистан Комплексной строительной испытательной лаборатории (далее – Комплексная лаборатория), осуществляющей полноценные испытания конструкций объектов, строительных материалов и изделий в соответствии с международными стандартами.
Определить источниками финансирования работ по созданию и оснащению Комплексной лаборатории средства резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан, выделяемые в 2020 году в размере не более 20 миллиардов сумов, а также средства Фонда – в недостающей части.
11. Утвердить:
Основные направления испытаний конструкций объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, строительных материалов и изделий, проводимых Комплексной строительной испытательной лабораторией, согласно приложению № 3;
Перечень основного оборудования, машин и механизмов, приобретаемых для оснащения Комплексной строительной испытательной лаборатории, согласно приложению № 4.
12. Увеличить размеры оплаты труда работников Инспекции с 1 марта 2020 года в 1,4 раза.
13. Министерству строительства Республики Узбекистан:
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты правительственных решений об утверждении положений об Инспекции и территориальных инспекциях, а также о порядке сертификации специалистов в сфере проектирования и строительства;
в срок до 1 июня 2020 года обеспечить прохождение сертификации специалистов, осуществляющих внутренний контроль, авторский и технический надзор, а также государственный строительный контроль за объектами;
б) в месячный срок утвердить Программу оснащения территориальных инспекций современными мобильными передвижными строительными лабораториями на 2020–2021 годы за счет средств Фонда и средств территориальных инспекций;
в) организовать на постоянной основе повышение квалификации работников Инспекции и территориальных инспекций, в том числе за рубежом, с последующим проведением обязательных тренингов для остальных работников каждой территориальной инспекции;
г) обеспечить Инспекцию мебелью, инвентарем, оборудованием и другими средствами, необходимыми для эффективного выполнения поставленных задач, в том числе выделить служебные легковые автомобили в количестве 3 единиц за счет средств Фонда;
д) в срок до 1 августа 2020 года с привлечением международных финансовых институтов и организаций, а также квалифицированных иностранных специалистов внести предложения по дальнейшему повышению эффективности механизмов контроля за строительством, предусмотрев исключение неэффективных и излишних функций государственных органов, а также широкое вовлечение в данный процесс субъектов частного предпринимательства на основе передового зарубежного опыта.
15. Разместить Инспекцию по адресу: г. Ташкент, Шайхантахурский район, ул. Абая, 6 на праве безвозмездного пользования.
16. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в месячный срок обеспечить выделение на праве безвозмездного пользования зданий для размещения территориальных инспекций.
17. Министерству строительства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
18. Установить следующий порядок контроля за исполнением настоящего постановления:
первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж.– обеспечить координацию деятельности министерств, ведомств и организаций, ответственных за реализацию мер, определенных в настоящем постановлении, ежемесячно принимать отчеты их руководителей о выполненной работе и своевременно устранять выявленные недостатки;
министру строительства Закирову Б.И. – обеспечить принятие всех необходимых мер по качественному, полному и своевременному исполнению настоящего постановления, оказать всестороннее методическое и практическое содействие ответственным организациям в своевременном исполнении настоящего постановления, а также ежемесячно представлять первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж. детальную информацию о ходе его реализации;
заместителю министра строительства – начальнику Инспекции по контролю в сфере строительства Туляганову К.Н. – обеспечить качественную организацию работ по внедрению усовершенствованного порядка государственного строительного контроля, поэтапному внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность Инспекции и территориальных инспекций, а также оперативное решение текущих вопросов, возникающих в процессе исполнения настоящего постановления.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
5 февраля 2020 года