О стратегии дальнейшего развития и реформирования электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан

Постановление
Президента Республики Узбекистан
Повышение промышленного потенциала отраслей экономики и регионов страны, стимулирование развития предпринимательской деятельности, рост благосостояния и улучшение качества жизни населения невозможны без обеспечения надежного функционирования электроэнергетической отрасли.
В современных условиях обеспечение развития конкурентной среды в электроэнергетической отрасли и привлечения инвестиций обуславливают необходимость коренного совершенствования институциональных и организационно-правовых основ деятельности в сфере генерирования и поставки электроэнергии.
В целях практической реализации задач по реформированию электроэнергетической отрасли и повышению ее инвестиционной привлекательности, а также во исполнение задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:
1. Принять к сведению предложения Всемирного банка по совершенствованию системы управления электроэнергетической отраслью республики, в том числе предусматривающие оптимизацию производственных процессов.
2. Согласиться с предложением Министерства энергетики, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о реорганизации АО «Узбекэнерго» в соответствии с современными методами организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергиипутем:
а) создания акционерного общества «Тепловые электрические станции», осуществляющего управление тепловыми электростанциями и электроцентралями, вырабатывающими электрическую и тепловую энергию;
б) создания на базе упраздняемых УП «Узэлектросеть» и филиала «Энергосотиш» АО «Узбекэнерго» акционерного общества «Национальные электрические сети Узбекистана», осуществляющего:
эксплуатацию и развитие магистральных электрических сетей республики;
транспортировку электрической энергии по магистральным электрическим сетям республики и межгосударственный транзит;
экспорт и импорт электрической энергии, а также взаимодействие с электроэнергетическими системами соседних государств;
единое оперативно-диспетчерское управление предприятиями по производству электрической энергии, в том числе с участием частного капитала, а также магистральными и региональными электрическими сетями;
функции единого закупщика электрической энергии от предприятий – производителей электрической энергии, в том числе с участием частного капитала, а также продажи электрической энергии предприятиям региональных электрических сетей;
в) создания акционерного общества «Региональные электрические сети», осуществляющего управление предприятиями территориальных электрических сетей, распределяющих и реализующих электрическую энергию конечным потребителям;
г) реорганизации и ликвидации отдельных хозяйственных обществ и предприятий, входящих в состав АО «Узбекэнерго», согласно приложению № 1;
д) передачи Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан по балансовой стоимости непрофильных и неиспользуемых активов и долей АО «Узбекэнерго» и входящих в его состав организаций согласно приложению № 2 для их последующей реализации в установленном порядке в течение 2019–2021 годов.
3. Определить, что:
формирование первоначальных уставных капиталов вновь создаваемых акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» осуществляется за счет передачи активов и долей государства и АО «Узбекэнерго» в уставных капиталах хозяйственных обществ, указанных в приложениях №№ 3–5;
передача Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан активов и долей АО «Узбекэнерго» и входящих в его состав организаций, указанных в приложении №2, осуществляется по балансовой стоимости в счет уменьшения долей государства и АО «Узбекэнерго»;
активы, пакеты акций и доли передаются вновь создаваемым акционерным обществам в счет формирования (увеличения) доли государства в их уставных капиталах;
права акционера по государственным пакетам акций в уставных капиталах акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» осуществляются Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан.
4. Создать Проектный офис при Министерстве энергетики Республики Узбекистанв качестве рабочего органа Комиссии по реформированию электроэнергетической отрасли, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2018 года № ПП–3981 (далее – Проектный офис) с предельной штатной численностью управленческого персонала в количестве 20 единиц, финансируемого за счет средств внебюджетного Фонда развития топливно-энергетической отрасли.
Установить, что Проектный офис возглавляется заместителем министра энергетики Республики Узбекистан, курирующим электроэнергетическую отрасль.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок:
утвердить план мероприятий по реорганизации АО «Узбекэнерго» и входящих в его состав организаций с указанием конкретных сроков проведения каждого мероприятия и ответственных лиц, предусмотрев в том числе инвентаризацию активов и обязательств реорганизуемых предприятий АО «Узбекэнерго»;
обеспечить организацию деятельности Проектного офиса с привлечением в его состав международных и отечественных экспертов и специалистов в области реформирования электроэнергетической отрасли;
утвердить программы развития генерирующих мощностей и реализации крупных инвестиционных проектов в электроэнергетической отрасли на период до 2030 года, в том числе с привлечением прямых иностранных инвестиций.
6. Министерству энергетики разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
в срок до 1 мая 2019 года – критерии оценки эффективности деятельности акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» на 2019–2020 годы с указанием целевых показателей (индикаторов) по снижению себестоимости и сокращению потерь энергоресурсов, а также пошаговых механизмов их достижения;
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 июня 2019 года – Комплексную программу по цифровизации электроэнергетической отрасли на 2019–2021 годы, предусмотрев конкретные мероприятия, сроки и источники финансирования работ по внедрению системы управления ресурсами, автоматизации производственных и управленческих процессов (ERP), программно-аппаратного комплекса диспетчерского управления и сбора данных (SCADA), а также ускорению реализации проекта по внедрению автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ);
совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, Министерством жилищно-коммунального обслуживания в срок до 1 сентября 2019 года – Концепцию топливно-энергетического обеспечения страны на 2020-2030 годы (далее – Концепция);
в месячный срок со дня принятия Концепции совместно с Министерством финансов, Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли при техническом содействии Азиатского банка развития – уточнения и дополнения в программы развития генерирующих мощностей и реализации крупных инвестиционных проектов в электроэнергетической отрасли на период до 2030 года с учетом прогнозов перспективной потребности отраслей экономики и населения в электрической энергии;
совместно с Министерством строительства при технической поддержке международных финансовых институтов, консалтинговых компаний, профильных проектных институтов в срок до 1 декабря 2019 года – предложения по совершенствованию строительных норм и правил, стандартов, нормативных документов в области технического регулирования проектирования, строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики с учетом передового мирового опыта.
7. Министерству финансов совместно с Министерством энергетики, Министерством экономики и промышленности при технической поддержке международных финансовых институтов и консалтинговых компаний в срок до 1 мая 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения по совершенствованию методологии определения тарифов на электрическую энергию, предусмотрев полное покрытие эксплуатационных, операционных и инвестиционных расходов при производстве, передаче и распределении электрической энергии, а также установление предельной нормы рентабельности предприятий электроэнергетической отрасли.
8. Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан в трехмесячный срок обеспечить в установленном порядке:
формирование уставных капиталов акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана», «Региональные электрические сети» и утверждение их учредительных документов;
совместно с Министерством энергетики Республики Узбекистан привлечение высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных, обладающих необходимым опытом и практическими навыками, на руководящие должности акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети».
9. Установить, что:
средства, поступающие от реализации активов, указанных в приложении № 2 к настоящему постановлению, за исключением средств, оставляемых в распоряжении Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов, направляются в уставный капитал АО «Тепловые электрические станции» в качестве вклада государства с целевым направлением указанных средств на погашение кредитов Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее – Фонд), привлеченных тепловыми электростанциями и электроцентралями, за счет увеличения доли АО «Тепловые электрические станции» в их уставных капиталах;
стоимость передаваемого в соответствии с настоящим постановлением имущества, имущественных прав, включая акции и доли в уставном капитале, хозяйственных обществ от одной организации другой, в том числе при их реорганизации и ликвидации, не является объектом налогообложения по всем видам налогообложения;
вступление Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан и вновь создаваемых акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» во владение 50 и более процентами акций юридических лиц, принадлежащих организациям, входящим в структуру АО «Узбекэнерго», вследствие реорганизации последних не рассматривается как вновь приобретенный пакет акций;
формирование уставных капиталов вновь создаваемых акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» осуществляется по балансовой стоимости имущества, вносимого в уставные капиталы акционерных обществ, с последующей капитализацией в их уставные капиталы разницы между балансовой и рыночной стоимостью данного имущества;
права и обязательства по действующим договорам АО «Узбекэнерго», в том числе дебиторская и кредиторская задолженность, связанная с покупкой и реализацией электрической энергии филиала «Энергосотиш» АО «Узбекэнерго», за исключением предусмотренных в пункте 15 настоящего постановления, переходят АО «Национальные электрические сети Узбекистана».
10. Принять предложение Министерства энергетики Республики Узбекистан о создании на базе АО «Сельэнергопроект» современной многопрофильной проектной организации АО «Узэнергоинжиниринг», осуществляющей проектирование всех типов электрических сетей напряжением от 0,4 кВ до 500 кВ включительно с применением инновационных технологий и достижений современной науки.
Министерству энергетики совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить «Дорожную карту», предусматривающую привлечение финансирования, в том числе заемных средств, грантов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, для дооснащения АО «Узэнергоинжиниринг» современными техническими и вычислительными средствами, аппаратными программными продуктами.
11. Разрешить сроком до 1 января 2021 года, в порядке исключения, заключать ежегодно прямые договоры сроком действия не более одного календарного года:
акционерным обществам «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» и входящим в их состав организациям – на оказание услуг (работ) с организациями, выводимыми из состава АО «Узбекэнерго», а также с входящими в его структуру хозяйствующими обществами;
тепловым электростанциям и электроцентралям – на приобретение запасных частей и комплектующих, необходимых для осуществления ремонтных работ, с предприятиями-изготовителями в соответствии с техническими заданиями, прошедшими экспертизу в ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов» при Министерстве экономики и промышленности, с указанием их предельной стоимости.
12. Согласиться с предложениями Министерства энергетики, Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и Фонда о сокращении использования средств Фонда в размере 318,4 миллиона долларов США, ранее предусмотренных для финансирования инвестиционных проектов АО «Узбекэнерго», за счет замены их на привлекаемые заемные средства международных финансовых институтов и оптимизации стоимости проектов согласно приложению № 6.
13. Освободить акционерные общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Тепловые электрические станции» и «Региональные электрические сети» от уплаты:
сборов за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и рассмотрение документов о выпуске ценных бумаг;
автотранспортных сборов при перерегистрации передаваемых автотранспортных средств реорганизуемых организаций.
14. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 июля 2019 года:
размещение в регионах республики промышленных энергоемких производств с потребляемой мощностью более 10 МВт до принятия решения об их строительстве и отводе земельных площадей осуществляется исключительно по согласованию с Министерством энергетики в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
закупка электрической энергии у независимых производителей, созданных за счет частных инвестиций, в том числе иностранных, осуществляется на конкурсной основе (за исключением проектов, по которым приняты постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан) с указанием предельной стоимости вырабатываемой электрической энергии.
15. Определить, что:
переоформление кредитов и займов, выданных АО «Узбекэнерго» для финансирования инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, на акционерные общества «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» и входящие в их состав предприятия, а также АО «Узбекуголь» осуществляется согласно приложениям №№ 7 и 8;
поручительства АО «Узбекэнерго» и его филиала «Энергосотиш» по кредитам, привлеченным АО «Узбекэнерго» и входящими в его состав обществами, согласно приложениям №№ 9 и 10, подлежат переоформлению в установленном порядке на акционерные общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Тепловые электрические станции», «Региональные электрические сети» и «Узбекистонтемирйуллари»;
акционерные общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Тепловые электрические станции», «Региональные электрические сети» являются правопреемниками активов и обязательств АО «Узбекэнерго», связанных с реализацией инвестиционных проектов, в том числе групп реализации проектов на тепловых электростанциях и электроцентралях, предприятиях территориальных электрических сетей, в УП «Узэлектросеть» и отраженных в его финансовой отчетности на дату реорганизации согласно приложению № 11.
16. Министерству финансов Республики Узбекистан в соответствии с изменениями, вытекающими из настоящего постановления:
совместно с коммерческими банками и Фондом обеспечить переоформление кредитных обязательств, привлеченных для реализации инвестиционных проектов АО «Узбекэнерго», на вновь создаваемые акционерные общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Тепловые электрические станции» и «Региональные электрические сети» и входящие в их состав предприятия;
внести изменения в ранее выданные государственные гарантии по обязательствам АО «Узбекэнерго».
17. Министерству экономики и промышленности, Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством энергетики в срок до 1 июля 2019 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Программу дальнейшего расширения локализации производства оборудования, комплектующих, запасных частей для электроэнергетических объектов, эксплуатируемых в республике.
18. Министерству энергетики совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Премьер-министра Республики Узбекистан – министра энергетики Султанова А.С.
Президент Республики Узбекистан                                            Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
27 марта 2019 года.