Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране принимаются меры по последовательной модернизации и технологическому перевооружению системы электро- и газоснабжения, совершенствованию основ энергосбережения и механизмов взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и природный газ.
Проводимые мероприятия направлены на развитие энергетической отрасли, являющейся одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического роста, повышения деловой активности и инвестиционной привлекательности страны, уровня жизни и благосостояния населения.
Вместе с тем отсутствие дифференцированного подхода к определению стоимости поставляемых энергоресурсов с учетом категорий потребителей приводит к их нерациональному использованию, не стимулирует внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии.
Действующие нормы и правила в сфере градостроительства не отвечают современным требованиям обеспечения энергоэффективности объектов. Отсутствие должного внимания применению в ходе строительства и реконструкции зданий и сооружений энергосберегающих материалов и технологий также приводит к перерасходу энергоресурсов.
В целях дальнейшего совершенствования системы электро- и газоснабжения, обеспечения рационального использования энергоресурсов путем широкого внедрения рыночных механизмов, а также улучшения качества оказываемых услуг в данной сфере:
1. Признать неудовлетворительной деятельность ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», АО «Узтрансгаз» и АО «Узбекэнерго».
2. Принять предложение Министерства финансов Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз», ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция» и АО «Национальная энергосберегающая компания» об установлении порядка, в соответствии с которым:
а) с 1 января 2018 года:
потребители, производящие продукцию и оказывающие отдельные услуги по перечню согласно приложению, осуществляют оплату за электрическую энергию (с присоединенной мощностью до 750 кВА) и природный газ в соответствии с повышающими коэффициентами и тарифами, устанавливаемыми постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан;
потребители (за исключением бюджетных организаций, насосных станций фермерских хозяйств и ассоциаций водопотребителей, а также насосных станций, финансируемых из Государственного бюджета) с присоединенной мощностью 750 кВА и выше производят расчеты за электрическую энергию по дифференцированному по зонам времени суток тарифу, который устанавливается в размере тарифа для юридических лиц, осуществляющих оплату по второй группе тарифов.
При этом оплата за электрическую энергию, использованную в часы максимума нагрузки единой электроэнергетической системы (пиковый период – утренний и вечерний максимумы, определенные в установленном порядке), осуществляется с применением повышающего коэффициента в размере 1,5 раза к установленному тарифу, а в часы минимальных нагрузок (ночной период – темное время суток) – с применением понижающего коэффициента в размере 1,5 раза к установленному тарифу и полупиковый период (светлое время суток) – по установленному тарифу;
при проектировании, реконструкции, строительстве и сдаче в эксплуатацию зданий и сооружений государственных органов и учреждений, а также многоквартирного жилищного фонда проводится их проверка на соответствие градостроительным нормам и правилам в части применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий;
при проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений, кроме индивидуального жилищного строительства, предусматривается обязательная установка сертифицированных солнечных водонагревательных установок для горячего водоснабжения, а также энергосберегающих ламп;
б) с 1 января 2022 года государственные органы и организации:
в зданиях и сооружениях, находящихся на их балансе, обязаны использовать исключительно сертифицированные солнечные водонагревательные установки для горячего водоснабжения, а также энергосберегающие лампы для внутреннего освещения отечественного производства;
отключаются от централизованной подачи горячей воды.
3. АО «Национальная энергосберегающая компания» совместно с:
а) Министерством жилищно-коммунального обслуживания, АО «Узбекэнерго» и другими ведомствами в трехмесячный срок внести
в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по определению этапов установки в зданиях и сооружениях государственных органов и организаций солнечных водонагревательных установок и энергосберегающих ламп отечественного производства, в том числе на основе локализуемой продукции, определению конкретных поставщиков данной продукции с учетом объемов потребляемой тепло- и электрической энергии.
Государственным органам и организациям в двухнедельный срок обеспечить представление в АО «Национальная энергосберегающая компания» технической информации о состоянии внедрения солнечных водонагревательных установок и энергосберегающих ламп, объемах потребляемой тепло- и электрической энергии, размерах занимаемых ими площадей с приложением кадастровой документации и планов территорий с инженерными коммуникациями;
б) АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз», другими заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, частными предприятиями, занимающимися производством тепло- и электрической энергии, а также биогаза, в трехмесячный срок:
разработать порядок реализации тепло- и электрической энергии, а также биогаза предприятиями, занимающимися их производством и прямой поставкой потребителям, без использования электрических сетей АО «Узбекэнерго» и газораспределительных сетей АО «Узтрансгаз»;
внести предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по установлению коммерческих цен на тепло- и электрическую энергию, а также биогаз, реализуемые частными предприятиями, занимающимися их производством.
4. Определить, что градостроительные нормы и правила подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, а в части применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий в обязательном порядке также согласовываются с АО «Национальная энергосберегающая компания».
5. Государственному комитету по архитектуре и строительству совместно с Министерством юстиции, Министерством финансов Республики Узбекистан, АО «Национальная энергосберегающая компания» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок проведения энергетического аудита зданий и сооружений, выдачи паспорта соответствия установленным градостроительным нормам и правилам или заключения о необходимости устранения превышений соответствующих норм, а также определения класса их энергоэффективности;
в срок до 1 марта 2018 года провести критическое изучение действующих градостроительных норм и правил, обеспечив их пересмотр и государственную регистрацию.
6. Министерству экономики совместно с АК «Узэлтехсаноат», АО «Национальная энергосберегающая компания», АО «Узбекэнерго», Государственным налоговым комитетом, Торгово-промышленной палатой и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект комплексной программы по расширению локализации производства и поэтапному внедрению в жилых и нежилых помещениях энергосберегающих ламп.
7. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Государственным комитетом по архитектуре и строительству, АО «Национальная энергосберегающая компания», другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а также Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 января 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект программы по проведению энергетического аудита зданий и сооружений государственных органов и учреждений, а также многоквартирного жилищного фонда.
8. Министерству сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, АО «Узбекэнерго»и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 февраля 2018 года провести инвентаризацию имеющихся насосных станций фермерских хозяйств и ассоциаций водопотребителей на предмет их технического состояния, мощности,определения балансодержателя, эффективности затрат электрической энергии и воды на земельных участках фермерских хозяйств, а также инвентаризацию земельных площадей, орошаемых насосными станциями, в разрезе видов сельскохозяйственной продукции и районов республики, наличия низкоэффективных и энергоемких насосов, приборов учета электрической энергии, договоров с производителями сельскохозяйственной продукции.
По итогам инвентаризации Министерству финансов и Министерству сельского и водного хозяйства совместно с АО «Узбекэнерго», Фондом целевого финансирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции и оснащения техникой сельского хозяйства при Кабинете Министров в срок до 1 марта 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по определению эксплуатирующих организаций, конкретных источников финансирования, связанных с использованием насосных станций.
9. АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз»:
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2018 года разработать и внедрить на подведомственных предприятиях единую информационную систему управления, включающую программные комплексы по автоматизации бухгалтерского, финансового, производственного и управленческого учета;
совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Узбекским агентством по печати и информации, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента организовать широкое освещение в средствах массовой информации содержания настоящего постановления.
10. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 8 ноября 2017 года.
Модернизация и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса, переход к рациональному потреблению электрической энергии и природного газа являются залогом успеха проводимых в стране масштабных социально-экономических реформ.
Вместе с тем фактическое положение дел в энергетическом секторе свидетельствует о недостаточном внедрении энергосберегающих технологий и несовершенстве действующих градостроительных норм и правил.
Принятое главой государства постановление «О мерах по обеспечению рационального использования энергоресурсов» является важным шагом в повсеместном внедрении в стране энергосберегающих методов и технологий.
Так, с 1 января 2018 года внедряется ряд механизмов, стимулирующих рациональное использование энергоресурсов.
В частности, предусматривается, что потребители, производящие жженый кирпич, гипс, цемент и другую продукцию, а также оказывающие отдельные услуги (рестораны, кафе и др.), осуществляют оплату за электрическую энергию с присоединенной мощностью до 750 кВА и природный газ на основе повышающих коэффициентов и тарифов, устанавливаемых постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Потребители с присоединенной мощностью 750 кВА и выше производят расчеты за электроэнергию по дифференцированному по зонам суток тарифу. Данный порядок не распространяется на бюджетные организации, насосные станции фермерских хозяйств и ассоциаций водопотребителей, а также насосные станции, финансируемые из Государственного бюджета.
В целях выравнивания нагрузки на систему электроснабжения республики вводятся гибкие тарифы оплаты за потребление электроэнергии.
Так, в пиковый период – утренний и вечерний максимумы (определяются в установленном порядке) оплата за потребленную электрическую энергию будет производиться с применением повышающего коэффициента в размере 1,5 раза к установленному тарифу. В часы минимальных нагрузок, а это ночной период – темное время суток, будет использоваться понижающий коэффициент в размере 1,5 раза к установленному тарифу. При этом установленный тариф сохраняется только для оплаты потребления электроэнергии в полупиковый период, то есть в светлое время суток.
Одной из прогрессивных мер является введение требования, согласно которому при проектировании, реконструкции, строительстве и сдаче в эксплуатацию зданий и сооружений государственных органов и учреждений, а также многоквартирного жилищного фонда будет проводиться их проверка на соответствие градостроительным нормам и правилам в части применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий.
Также при проектировании, реконструкции и строительстве зданий и сооружений (кроме индивидуального жилищного строительства) будут в обязательном порядке устанавливаться сертифицированные солнечные водонагревательные приборы для горячего водоснабжения, а также энергосберегающие лампы.
Наряду с этим, предусматривается отключение с 1 января 2022 года всех государственных органов и организаций от подачи горячей воды. В целях обеспечения рационального использования энергоресурсов они будут обязаны использовать сертифицированные солнечные водонагревательные установки для горячего водоснабжения, а для внутреннего освещения – энергосберегающие лампы отечественного производства.
С учетом этого, поручается определить этапы установки в зданиях и сооружениях государственных органов и организаций солнечных водонагревательных установок и энергосберегающих ламп отечественного производства, в том числе на основе локализуемой продукции. Будет принята также Комплексная программа по расширению локализации производства и поэтапному внедрению в жилых и нежилых помещениях энергосберегающих ламп.
По предварительным расчетам, в результате внедрения и эксплуатации государственными органами и организациями солнечных водонагревателей для горячего водоснабжения объемы потребления природного газа тепловыми станциями в неотопительный период (апрель-октябрь) сократятся почти на 10 миллионов кубометров или на 2,5 миллиарда сумов.
Следует отметить, что сегодня не полностью раскрыт потенциал 35 производителей биогаза, 10поставщиков солнечной электроэнергии и 5 предприятий, производящих электроэнергию от микрогидроэлектростанций.
В связи с этим постановлением предусмотрены меры по формированию правовых основ, необходимых для эффективного стимулирования предпринимательской деятельности по внедрению альтернативных источников энергии.
Кроме того, утвержденные Государственным комитетом по архитектуре и строительству более 300градостроительных норм и правил не отвечают современным требованиям. С учетом этого, постановлением предусматривается, что градостроительные нормы и правила будут проходить государственную регистрацию в Министерстве юстиции, а в части применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий – согласовываться с АО «Национальная энергосберегающая компания».
Данное постановление главы государства, несомненно, будет способствовать активизации деятельности по широкому внедрению
в Узбекистане современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий, обеспечит рациональное потребление энергоресурсов.