16 декабря 2021 года в Ташкенте продолжило свою работу двадцать второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В заседании, проведенном в форме видеоконференцсвязи, приняли участие члены правительства и руководители ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате, а также представители средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в прямом эфире на телеканалах “O‘zbekistоn” и  “UzReport”, официальном веб-сайте и страницах Сената Олий Мажлиса в социальных сетях.

Сначала сенаторы заслушали отчет хокима города Ташкента о развитии территорий.

Отмечалось, что проведена определенная работа по всестороннему развитию города Ташкента. За девять месяцев текущего года объем валового регионального продукта по городу Ташкенту составил 87,8 трлн сумов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 114,1 процента. Валовой региональный продукт в расчете на душу населения составил более 31,2 млн сумов.

В 8 малых промышленных зонах Бектемирского, Мирзо-Улугбекского, Алмазарского, Сергелийского, Учтепинского, Чиланзарского, Юнусабадского, Яккасарайского районов реализовано 582 инвестиционных проекта на сумму 1 трлн 237,3 млрд сумов, произведено импортозамещающей продукции на сумму 239,2 млрд сумов.

В рамках принятых решений по социально-экономическому развитию Бектемирского, Учтепинского, Шайхантахурского, Яшнабадского, Янгихаётского районов в сфере промышленности и услуг запущено 120 инвестиционных проектов на общую сумму 6,8 трлн сумов, создано около 11 тысяч новых рабочих мест.

Всего экспортировано продукции на сумму 911,9 млн долларов, план выполнен на 137,2 процента, география экспорта охватывает около 80 стран.

На основе программы локализации производства продукции, пользующейся высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках, в рамках 221 проекта произведено новых видов продукции на сумму 2 трлн 946,6 млрд сумов, что в 2,5 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года.

В рамках программы «Цифровой Ташкент» также внедрена географическая информационно-аналитическая система – геопортал, в которую интегрированы более 30 информационных систем министерств и ведомств.

Запущен портал «Народный контроль» и его мобильное приложение, осуществляющее активный общественный контроль за обеспечением качества городской инфраструктуры и государственных услуг. Решено положительно более 2 тысяч из свыше 3 тысяч проблемных вопросов, поступивших от граждан через портал.

Наряду с осуществляемой большой работой по развитию города Ташкента были отмечены некоторые проблемы и допущенные недостатки. Так:

за 2020 год и истекший период 2021 года 30 собственникам не выплачены компенсационные выплаты по возмещению ущерба, причиненного в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд;

есть необходимость создания дополнительных транспортно-пересадочных узлов в целях обеспечения взаимосвязанности общественного транспорта, особенно в оживленных местах, и обеспечения возможности безопасного кратковременного перехода пассажиров с одного транспорта на другой.

Отмечалось, что из-за технической неисправности 16,6 процента (196) автобусов, принадлежащих акционерному обществу «Тошшахартрансхизмат», не обеспечивается периодичность движения, время ожидания пассажиров на некоторых направлениях составляет 25-40 минут.

Эффективность очистки воды на существующих сооружениях по приему сточных вод Салар, Бузсув и Бектемир в городе Ташкенте по проекту составляет 75 процентов, однако на сегодняшний день эти сооружения работают на 35,5-51,3 процента мощности.

Недостаточно проводятся мероприятия по очистке путем разбрызгивания воды пыли, образующейся из-за резкого увеличения строительных объектов в городе, что приводит к сверхнормативному выбросу пыли в атмосферу.

В текущем учебном году 25 общеобразовательных школ города Ташкента работают с коэффициентом мощности свыше 2,1. Увеличивается потребность в строительстве новых школ, так как ожидается к 2026 году рост количества детей школьного возраста до 496,1 тысячи.

По состоянию на 1 ноября текущего года уровень преступности и правонарушений увеличился в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

В последние годы активно развиваются информационные технологии. Вместе с тем появляются новые виды  мошенничества. Так, за истекший период текущего года в городе Ташкенте совершено 580 преступлений в сфере информационных технологий, что в 13 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Серьезный вызов криминогенной ситуации представляет резкий рост незаконного оборота среди населения психотропных и сильнодействующих веществ, контролируемых лекарственных средств. Об этом явно свидетельствует тот факт, что в ходе мероприятий, проведенных в 59 аптеках органами внутренних дел, выявлены случаи незаконной продажи в общей сложности свыше 66 тысяч различных сильнодействующих лекарственных средств.

На заседании сенаторами подчеркнута необходимость принятия соответствующих мер по решению существующих проблемных вопросов, заслушана и обсуждена информация руководителей ответственных министерств и ведомств.

По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената по устранению проблемных вопросов, ждущих своего решения в городе Ташкенте.

После этого на заседании обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре о состоянии исполнения судебных актов и актов иных органов.

Отмечалось, что сенаторами исполнение судебных актов и актов иных органов изучалось в разрезе регионов.

Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре проделало в этом плане определенную работу.

В частности, в первом полугодии текущего года взыскано 18,1 трлн сумов, в том числе 7,5 трлн сумов в пользу государства, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее взыскание увеличилось в 2,3 раза, а в пользу государства – в 2,4 раза.

Благодаря практической помощи секторов из 16 968 нуждающихся в помощи должников был обеспечен работой 9751 должник, 39 – выделены льготные кредиты, 366 – продлены сроки выплаты кредитов, в 6 организаций привлечены инвесторы.

Вместе с тем подчеркивалось, что в сфере принудительного исполнения имеются некоторые вопросы, требующие решения. В частности, акцент сделан на вопросах:

обеспечения полного и своевременного исполнения судебных актов и актов иных органов;

принятия на основе судебных актов и актов иных органов мер по возмещению ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам, и доведению решения таких вопросов до конца;

обеспечения полного и своевременного исполнения исполнительных документов, связанных с задолженностью по алиментам, в том числе принятия мер по обеспечению занятости безработных плательщиков алиментов.

В свою очередь, сенаторами отмечалась необходимость принятия совместно с соответствующими ведомствами мер по созданию дополнительных удобств для граждан, повсеместно внедряя информационные технологии в исполнительную систему.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената, и этот вопрос оставлен на парламентском контроле.

Далее рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров о принимаемых мерах по обеспечению устойчивого роста объемов экспорта и диверсификации его номенклатуры.

В ходе открытого и всестороннего обсуждения подчеркивалось, что совершенствование делового климата и создание благоприятных условий для расширения экспортного потенциала отечественных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса является одним из важнейших приоритетов реализуемой экономической политики.

На системной основе осуществляются структурные преобразования, направленные на обеспечение поступательного роста объемов внешней торговли и стимулирования экспорта. В частности, проведена либерализация валютной политики. Устранен целый ряд административных и бюрократических барьеров, установлен рыночный механизм ценообразования и оплаты за экспортируемую плодоовощную продукцию, введен ряд налоговых льгот и преференций для экспортеров.

Сенаторы отметили, что в результате проведенных реформ отмечается устойчивая динамика роста объемов внешней торговли, который составил в 2017 году – 26,5 млрд долларов, в 2018 году – 33,4 млрд долларов, в 2019 году – 41,7 млрд долларов, в 2020 году – 36,3 млрд долларов. За январь-октябрь 2021 года данный показатель составил 32,6 млрд долларов, из которых на экспорт приходится 12,4 млрд долларов, а на импорт – 20,2 млрд долларов.

Количество предприятий-экспортеров достигло 5 400, увеличившись за последние четыре года на 1 891 (35 процентов), что в свою очередь обеспечило дополнительный экспорт в размере 561 млн долларов.

Снизилась доля сырья в структуре отечественного экспорта. Так, если в 2017 году сырьевые товары составляли 25 процентов от общего объема экспорта, то к 2020 году данный показатель уменьшился до 16 процентов.

Существенно диверсифицировалась номенклатура экспортируемых товаров, которая к 2021 году достигла 2 365 наименований.

Вместе с тем серьезную озабоченность членов Сената вызвали негативные факторы, выявленные в ходе изучения, проведенного Комитетом по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма.

В частности, отмечалось, что частое изменение нормативно-правовых актов и их принятие без должной оценки регуляторного воздействия на предприятия-экспортеры приводит к определенным трудностям в их деятельности.

Нарекания сенаторов также вызвала работа механизмов компенсации за возмещение страховой премии при использовании экспортерами в качестве залога страховых услуг, а также компенсаций расходов, связанных с открытием и содержанием торговых домов, арендой офисных, торговых и складских помещений и организацией рекламных кампаний за рубежом.

В рамках обсуждения критически отмечено отсутствие в стране национальных лабораторий, имеющих международную аккредитацию, способных осуществлять проверку и сертификацию отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции.

По итогам обсуждения принято постановление Сената о направлении в Кабинет Министров соответствующего парламентского запроса.

На пленарном заседании сенаторами также рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров о влиянии на экологию и здоровье населения проблем, возникающих в системе озер Айдар-Арнасай.

Отмечалось, что в последние годы проведена определенная работа по улучшению экологической и биологической среды системы озер Айдар-Арнасай, повышению эффективности ее использования.

В частности, создано ГУП «Дирекция системы озер Айдар-Арнасай», в прибрежных районах системы озер ведется строительство рыбоводных хозяйств, инкубационных цехов и рыбоводческих бассейнов.

Вместе с тем отмечалось, что сохраняется ряд проблемных вопросов в использовании системы озер Айдар-Арнасай.

В частности, если в 1994-2000 годах объем воды в системе озер составлял 44,1 млрд м3, то в 2013-2021 годах из-за отсутствия сброса воды из Шардаринского водохранилища в систему озер объем воды снизился до 34 млрд м3.

В результате снижения уровня воды и засоления ее состава  некоторые прибрежные участки отступили на 15-50 метров, образовался слой соли до 15-20 см. Это приводит к тому, что во время сильных ветров поднимается солевая пыль, что негативно влияет на посевные площади сельскохозяйственных земель и здоровье человека.

Отмечалось, что недостаточно организована работа по развитию рыбной отрасли в системе озер.

Из-за неправильной организации системы контроля за сохранностью и охраной рыбных запасов участились случаи незаконного лова рыбы.

На территории системы озер не организованы систематическое зарыбление на основе установленных норм, переработка рыбной продукции, развитие экотуризма, смягчение уровня засоленности воды.

Работа по сдаче в аренду рыболовных контуров, взиманию арендной платы, охране рыбных запасов, осуществлению контроля за соблюдением правил рыболовства, регистрации и осуществлению контроля за техникой, используемой при ловле рыбы, возложена на различные государственные органы, деятельность которых не координируется.

Имеются факты несоответствия в документах, принятых по использованию системы озер. Районным (городским) инспекциям по надзору в сфере экологии и охраны окружающей среды также не выделены штатные единицы по охране системы озер Айдар-Арнасай.

По итогам обсуждения принято постановление Сената Олий Мажлиса о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан в целях внесения ясности в эти вопросы.

В ходе пленарного заседания сенаторы рассмотрели также вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Конституции Республики Узбекистан и пунктом 3 части первой статьи 9 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» принято постановление об избрании Шухрата Мухаммадовича Махмудова, Рустама Рахмоновича Хайдарова и Джамола Жахоновича Чориева на должность судьи Верховного суда Республики Узбекистан на десятилетний срок.

Затем на пленарном заседании заслушан отчет Комитета верхней палаты парламента по вопросам женщин и гендерного равенства о деятельности за 2020 год и прошедший период 2021 года.

Отмечалось, что в отчетном периоде комитетом предварительно рассмотрено 3 закона. Законы критически проанализированы с точки зрения интересов регионов. Законы обсуждались в местных Кенгашах народных депутатов с привлечением специалистов сферы, опытных практиков, представителей общественности и внесены на пленарное заседание Сената.

Кроме того, на основе активного обсуждения принята Стратегия достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года, предусматривающая комплексный подход к внедрению принципа равенства между женщинами и мужчинами на всех этапах принятия и исполнения решений.

В рамках контрольно-аналитической деятельности проведено 22 мероприятия. В частности, 4 раза изучено исполнение на местах законов в области обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин, предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин, 7 раз – в сфере обеспечения трудовых прав женщин, всесторонней поддержки, развития женского предпринимательства.

За прошедший период комитетом проведено 4 316 различных мероприятий.

В ходе своей деятельности комитет взаимодействует с Комиссией по вопросам обеспечения гендерного равенства Республики Узбекистан, Республиканским общественным женским советом, государственными и общественными организациями, а также с широкой общественностью.

Налажено активное сотрудничество и взаимодействие с председателями постоянных комиссий местных Кенгашей народных депутатов по вопросам молодежной политики, женщин и гендерного равенства.

Подробно обсуждались проводимые широкомасштабные реформы в сфере защиты прав и интересов женщин, достигнутые результаты и вопросы, ждущие своего решения. Стало традицией проведение  женского форума на тему «Роль женщин парламента в развитии Узбекистана».

Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами налажено проведение национальных конкурсов «Женщина года», «Активист гендерного равенства».

Комитетом подготовлены 2 парламентских запроса по вопросам, поднятым в поступивших в Сенат от физических и юридических лиц обращениях, на встречах и выездных приемах с населением на местах, а также в обращениях в социальных сетях.

В этом году комитетом в повестку дня пленарного заседания Сената включен вопрос о состоянии махаллей, защите прав и интересов женщин, поддержке предпринимательства, обеспечении занятости населения.

В рамках деятельности по изучению состояния исполнения законов, правоприменительной практики и процесса принятия подзаконных актов совместно с Институтом проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан проведен мониторинг состояния принятия и практического применения подзаконных актов, направленных на реализацию законов Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснения и насилия», «О профилактике йододефицитных заболеваний», «О защите населения от туберкулеза», «О семейном предпринимательстве» и «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций».

За отчетный период членами комитета проводилась работа с обращениями граждан, рассмотрено более 17 тысяч письменных обращений от физических и юридических лиц.

Всего членами комитета принято более 4 тысяч граждан в Сенате и на местах.

За отчетный период члены комитета провели 562 встречи со своими избирателями с целью глубокого изучения волнующих их проблем и принятия необходимых мер по их решению.

Эффективно использовалась и форма парламентского контроля – сенаторский запрос для решения вопросов, затрагивающих интересы соответствующих территорий и избирателей. Направлено 85 сенаторских запросов по вопросам, связанным с интересами обратившихся физических и юридических лиц.

В целях разъяснения общественности сути и содержания утвержденных Сенатом законов, информирования граждан о проводимой работе по исполнению государственных программ по телевидению, радио, в социальных сетях и печати опубликовано около 12 тысяч материалов.

По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

На этом двадцать второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан