Деловому человеку дорога каждая минута. Работа бизнесмена — от обеспечения своевременной оплаты труда сотен человек до успешной реализации масштабных проектов стратегического значения — требует разумного использования времени, материальных и финансовых ресурсов. Поэтому инициатива Президента нашей страны Шавката Мирзиёева об организации в Узбекистане бизнес-авиации была радостно воспринята предпринимателями, знающими цену времени.
Авиация быстрее, но дороже иных транспортных средств, поэтому не все могут позволить себе ее услуги. И все же организацию бизнес- авиации именно на современном этапе развития нашей страны стоит рассматривать как естественный процесс. К тому же динамичное развитие азиатских стран и активизация их взаимодействия повышают международные транзитные возможности Узбекистана, имеющего выгодное географическое положение в Евроазиатском регионе.
К примеру, в результате налаживания воздушного сообщения с соседними государствами, в частности, Таджикистаном и Афганистаном, теперь граждане этих государств могут совершать дальние перелеты через воздушные гавани и самолетами Узбекистана.
Следует отметить, что бизнес-авиация — одна из самых молодых отраслей гражданской авиации. На территории СНГ необходимая для нее инфраструктура имеется лишь в нескольких крупных аэропортах.
Например, это московский аэропорт «Внуково-3», считающийся крупнейшим центром бизнес-авиации в России и Восточной Европе. Он включает в себя два VIP-терминала, автостоянку и охраняемую зону. Перрон и ангарный комплекс вмещают и обслуживают одновременно более 250 лайнеров. Ангары оснащены системами отопления, вентиляции, освещения и автоматического пожаротушения. Пассажирам предоставлены восемь помещений для переговоров, банкоматы, бары и магазины «Duty Free».
С усилением процесса глобализации в мире, увеличением количества транснациональных корпораций в аэропортах возрастает потребность в «летающих лимузинах», то есть в самолетах, которые по желанию клиента готовы к полету в любую минуту. По имеющимся данным, годовой оборот мирового рынка деловой авиации составляет 250 миллиардов долларов.
По сведениям компании «Bombardier Business Aircraft», с ростом мировой экономики будет возрастать и потребность в бизнес-авиации. По прогнозам, в 2016-2025 годах компанией будет произведено 8300 легких, средних и тяжелых бизнес-самолетов. При этом основными покупателями традиционно останутся США и страны Европы, но ожидается рост закупок из стран СНГ и Китая.
Создание нового аэропорта деловой авиации на базе аэродрома «Ташкент-Восточный» позволит решить ряд вопросов. Прежде всего, сегодня увеличение потока пассажиров ограничивает возможность встречи иностранных делегаций высокого уровня в международном аэропорту «Ташкент» имени Ислама Каримова. Строительство нового аэропорта позволит не только встречать на достойном уровне важных гостей и предпринимателей, но и оказывать образцовый сервис прибывающим в нашу страну иностранным туристам, повысить транзитный потенциал столицы, что в дальнейшем позитивно отразится на отраслях экономики.
– Сегодня поезда «Афросиёб», курсирующие между Ташкентом, Самаркандом и Бухарой, городами, ставшими визитной карточкой нашей страны, или покрашенные в цвета Государственного флага Узбекистана самолеты «Dreamliner», совершающие беспосадочные полеты по маршруту Нью-Йорк-Ташкент и другим международным направлениям, повышают престиж нашей страны в глазах каждого иностранца, — говорит руководитель предприятия «Dentafill Plyus» Саркор Исанбоев. – Строительство по инициативе Президента страны аэропорта с современной инфраструктурой для осуществления частных и корпоративных полетов, несомненно, станет большим удобством для предпринимателей, завоевывающих зарубежные рынки и активно участвующих в международных торговых отношениях.
Безусловно, открытие нового направления авиаперевозок займет важное место в истории авиации страны. Ведь этот вид услуг, налаженный в самых развитых странах мира, станет важным фактором укрепления позиций Узбекистана на мировом рынке авиаперевозок, повышения транзитного потенциала страны, а главное — активизации бизнес-контактов отечественных и зарубежных предпринимателей.