Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 11 сентября состоялось видеоселекторное совещание по вопросам дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства, а также гарантированного обеспечения поступлений в Государственный бюджет.
Отмечалось, что в нашей стране создается совершенно новая система развития малого бизнеса и частного предпринимательства, всемерной поддержки субъектов сферы, устраняется множество бюрократических преград.
Данная система предусматривает скоординированную работу Приемных Премьер-министра по рассмотрению обращений предпринимателей, Бизнес-омбудсмана, Торгово-промышленной палаты, Министерства юстиции, организаций экономического комплекса во главе с первыми заместителями хокимов на местах при координирующей роли организованного недавно Агентства по развитию малого бизнеса и предпринимательства, в направлении ускоренного развития данной сферы.
Внедряется в жизнь новая концепция, согласно которой коммерческие банки выступают бизнес-партнерами субъектов предпринимательства и оказывают им финансовую поддержку.
В результате принятых системных мер за минувшие 8 месяцев этого года создано 70 тысяч субъектов предпринимательства, что в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вместе с тем в регионах имеется много незадействованных резервов и возможностей. Многие руководители на местах еще не совсем понимают, как должна работать новая система по развитию предпринимательства.
За прошедшие три месяца с момента открытия Приемных Премьер-министра поступило свыше 12 тысяч обращений, основная часть которых касается вопросов кредитования, выделения земли и других.
Наибольшее количество обращений поступило из Ташкентской, Кашкадарьинской, Андижанской и Самаркандской областей. Из них 9 тысяч, или 75 процентов, решены на месте, в том числе 40 процентов – непосредственно на районном уровне. Это свидетельствует о том, что прежде руководители нижнего звена совсем не занимались проблемами предпринимательства.
Кабинету Министров совместно с Агентством по развитию малого бизнеса и предпринимательства поручено регулярно обсуждать проблемы, изложенные в обращениях субъектов предпринимательства в Приемные Премьер-министра, акцентируя при этом внимание на их решении на местном уровне.
Кроме того, определены конкретные меры по внедрению в других районах и городах страны новой системы по развитию предпринимательства путем создания 6 территориальных рабочих групп из числа руководителей министерств и ведомств, а также по задействованию всех неиспользованных возможностей в данном направлении.
В частности, на рабочие группы возложена задача по разработке практических предложений, касающихся специализации каждого района и города по конкретному направлению, после изучения их возможностей и особенностей, а также по обеспечению реализации новых инвестиционных проектов соответственно данным направлениям. Поручено также проводить открытый диалог с предпринимателями на местах по интересующим их вопросам и проблемам, принимать меры по ликвидации препон.
На совещании речь шла о предстоящих мерах по совершенствованию законодательных основ, необходимых для улучшения бизнес-среды.
В частности, подвергнут критике тот факт, что нововведения в сфере ведения бизнеса, выдачи лицензий и разрешений все еще не заработали в полной мере. Так, лишь 103 из 693, или 15 процентов, видов услуг, включенных в Единый реестр государственных услуг, оказываются через центры госуслуг и в электронном виде. Это является одним из факторов, препятствующих желающим заниматься предпринимательством.
В связи с этим Министерству юстиции поручено в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект соответствующего постановления, предусматривающего внедрение для предпринимателей информационно-консультационных услуг в режиме онлайн, цифровизацию всех государственных услуг, которые оказываются в бумажном виде.
Определены также меры по полному задействованию единой электронной системы согласования строительной документации.
Во многих странах субъекты предпринимательства разделены на 3 категории (малый, средний и крупный бизнес), государство реализует отдельную политику по поддержке для каждой категории. Однако в Узбекистане целиком отсутствует понятие среднего бизнеса, который сегодня играет особую роль в развитии экономики.
С учетом этого Кабинету Министров и соответствующим министерствам поручено ввести категорию «средний бизнес», пересмотреть критерии малого и крупного бизнеса, а также в трехмесячный срок разработать конкретные предложения по государственной поддержке с отдельными для каждой категории механизмами.
В ходе рассмотрения второго вопроса на повестке совещания – обеспечения поступлений в Государственный бюджет отмечалось, что за минувшие 8 месяцев поступления были выполнены сверх прогнозных показателей.
Обсуждены вопросы задействования резервов для увеличения поступлений, расширения налогооблагаемой базы. Отмечена важность повышения сбора фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей, легализации теневой занятости.
Подвергнут критике тот факт, что по городу Ташкенту, Сурхандарьинской и Наманганской областям имеются многомиллиардные невзысканные налоги, а руководители ряда районов и городов бездействуют и продолжают выполнять прогнозные показатели за счет крупных налогоплательщиков.
Инспекция по работе с крупными налогоплательщиками, созданная с участием экспертов Международного валютного фонда и Всемирного банка, способствует изучению резервов и увеличению налоговых поступлений. Отмечалось, что для дальнейшего повышения эффективности ее деятельности необходимо перевести крупных налогоплательщиков на электронные счета-фактуры и интегрировать их в компьютерные программы бухгалтерского учета.
На Министерство финансов возложена задача разработать конкретные обоснованные предложения по снижению ставки налога на добавленную стоимость.
Для непосредственной работы с 20 городами и районами, обеспечивающими 21 процент всех поступлений в бюджет, за ними закреплены ответственные руководители.
Предупреждены руководители территориальных налоговых ведомств, допустившие медлительность по выполнению доходной части Государственного бюджета. Президент отметил, что категорически запрещается выполнение прогноза за счет взимания предоплаты.
Указано на необходимость тщательной проработки проекта Налогового кодекса в новой редакции с учетом предложений, озвученных в ходе обсуждений с участием предпринимателей, экспертов и представителей научно-исследовательских учреждений.
По обсужденным на видеоселекторном совещании вопросам заслушаны отчеты и предложения ответственных руководителей и хокимов.