В Ташкенте 10 июля состоялось пятьдесят четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В заседании приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, прошедшее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Сенаторы начали свою работу с обсуждения Закона «Об электроэнергетике» в новой редакции.
Отмечалось, что в 2009 году был принят действующий закон, в котором не предусмотрены механизмы поддержки конкуренции на оптовом и розничном рынке электроэнергии, в том числе в отрасли, не отражены нормы, обеспечивающие надежную, безопасную, стабильную и менее затратную работу электроснабжения, не установлены гарантии защиты интересов потребителей в отношении цен и качества оказания услуг. Поэтому закон не в полной мере отвечает современным требованиям.
Законом «Об электроэнергетике» в новой редакции предусматривается содействие возникновению и развитию эффективного, прозрачного, недифференцированного и конкурентного рынка электроэнергии с целью защиты интересов потребителей с точки зрения цен, надежного электроснабжения и качества оказания услуг, формирования ликвидного рынка, на котором электроэнергия реализуется без серьезных препятствий.
Закон устанавливает структуру и общие правила эффективного функционирования электроэнергетической отрасли, поощряющие развитие конкурентной среды, привлечение и внедрение частных инвестиций. Основными принципами отрасли определены здоровая конкуренция, равенство и подотчетность, открытость и прозрачность, приоритет безопасности сферы электроэнергетики, вводится новая статья, касающаяся целей электроэнергетической отрасли.
Закон также отражает правила конкурентного оптового и розничного рынка электрической энергии.
Кроме того, законом вводятся общие положения, направленные на регулирование деятельности трейдеров (физических или юридических лиц) на рынке электроэнергии, норма об их правах и обязанностях.
Как отметили сенаторы, принятие закона служит привлечению частных инвестиций в сферу и тем самым эффективному функционированию электроэнергетической отрасли, определению прав, обязанностей и ответственности электроэнергетических предприятий, а также стимулированию производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии.
Закон одобрен сенаторами.
Далее рассмотрен Закон «Об экономии энергии, ее рациональном использовании и повышении энергоэффективности».
Отмечалось, что в последние годы в стране осуществляются последовательные реформы в области обеспечения энергетической стабильности, внедрения возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий, государственной поддержки отрасли.
В настоящее время доля возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии в стране составляет около 10 процентов. В этом плане Узбекистан стремится к 2030 году довести мощность возобновляемых источников энергии до 27 гигаватт, а общий объем производства электроэнергии — не менее чем до 40 процентов.
Это позволит ежегодно экономить 25 миллиардов кубометров природного газа, сократить вредные выбросы в атмосферу на 34 миллиона тонн.
Безусловно, для достижения заданных показателей, обеспечения энергетической стабильности требуется укрепление правовой базы данной сферы.
Кроме того, ограниченность углеводородных ресурсов, их сокращение порождает необходимость принятия мер по энергосбережению, рациональному использованию и повышению энергоэффективности.
Вместе с тем на практике в стране отсутствует эффективная система мониторинга потребления энергоресурсов, нормативов энергопотребления и проведения энергоаудита.
В государственных учреждениях и организациях отсутствуют энергосервисные услуги по внедрению современных энергосберегающих технологий, повышению энергоэффективности, также медленно ведется работа по широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий в плане экономии и повышения эффективности, что создает ряд проблем.
Закон имеет важное значение для создания благоприятных условий для развития здоровой конкурентной среды в энергетическом секторе, увеличения привлечения иностранных и частных инвестиций в данную сферу, создания оптовых и розничных рынков электроэнергии, основанных на внедрении свободных и прозрачных механизмов ценообразования.
Документ устанавливает принципы обеспечения энергетической безопасности, энергосбережения и повышения эффективности, рационального использования ресурсов, задачи и правила экономного и эффективного использования электрической и тепловой энергии, топлива и нетрадиционных энергоресурсов в отраслях экономики и социальной сфере.
Также предусматривается установление ответственности за нарушение требований энергосбережения и энергоэффективности и чрезмерное расходование ресурсов.
Намечены направления экономии энергии и повышения энергоэффективности в сфере строительства и транспорта, в зданиях и сооружениях, на предприятиях теплоснабжения и коммунального обслуживания, в сельском и водном хозяйстве.
По мнению сенаторов, принятие данного закона послужит дальнейшей оптимизации расходов энергоресурсов, создаст правовую основу для осуществления системного мониторинга эффективности энергопотребления.
Закон одобрен сенаторами.
Затем обсуждался Закон «Об административных процедурах».
Отмечалось, что целью настоящего закона является регулирование отношений в области осуществления административных процедур, направленных на принятие, изменение, исполнение и отмену административных актов.
Расширена также сфера его применения. Устанавливается, что действие закона распространяется на налоговые, таможенные процедуры, процедуры государственного контроля и надзора, пенсионного обеспечения граждан, воинского учета и призыва на военную службу, градостроительного планирования, выделения и изъятия земельных участков.
Документ обогащается новыми принципами, такими как запрет произвола и злоупотребления властью, недопустимость отказа в применении права, даются четкие и полные определения действующим принципам.
Принятие закона будет способствовать четкому установлению отношений между физическими и юридическими лицами и государственными органами, защите их прав и законных интересов от противоправных действий, которые могут быть совершены сотрудниками государственных органов, созданию единого механизма административных процедур.
Закон одобрен сенаторами.
На очередном пленарном заседании Сената рассмотрен также Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Отмечалось, что в последние годы осуществляются системные меры по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения и водных ресурсов, всесторонней поддержке производителей сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем имеется необходимость повышения объемов выращиваемой сельскохозяйственной продукции, расширения возможностей субаренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, определения правовых основ выделения земельных участков фермерским хозяйствам, агропромышленным кластерам и другим юридическим лицам, специализирующимся на шелководстве и тутоводстве, а также пересмотра условий использования земель землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Настоящим законом в Земельный кодекс Республики Узбекистан и в Закон Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие возможность предоставления в субаренду сроком до десяти лет площадей земельных участков сельскохозяйственного назначения вокруг каналов, оросительных и коллекторно-дренажных сетей по краям полей, а также посева землевладельцами, землепользователями и арендаторами оптимальных культур или посадки тутовых саженцев на данных земельных участках и в междурядьях садов и виноградников.
Кроме того, в Земельный кодекс Республики Узбекистан вносится дополнение о возможности выделения земельных участков площадью до десяти гектаров фермерским хозяйствам, агропромышленным кластерам и другим юридическим лицам, специализирующимся на шелководстве и тутоводстве.
Также в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности определяются полномочия органов Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Министерстве сельского хозяйства и Инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
По мнению сенаторов, закон послужит расширению возможностей выращивания сельскохозяйственной продукции путем эффективного использования земельных участков и дальнейшего развития шелководства и тутоводства, а также укреплению верховенства закона при использовании земельных участков и водных ресурсов.
Закон одобрен сенаторами.
Сенаторами обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О занятости населения».
Этим документом в целях обеспечения открытости и прозрачности в данной сфере определяются условия предоставления работодателем сведений о наличии свободных рабочих мест в электронном виде.
Также в законе четко устанавливаются критерии массового увольнения работников, которые приводятся в соответствие с Трудовым кодексом Республики Узбекистан в новой редакции, что служит дальнейшему усилению социальной защиты работников.
Закон предусматривает, что субсидии на стимулирование занятости и вовлечение населения в предпринимательство, финансовая помощь, оказываемая за счет средств министерств и ведомств, то есть субсидии, предоставляются за счет их целевых фондов, устанавливаются основания для выделения ссуды или отказа в этом.
Упрощается порядок регистрации лиц, ищущих работу. Устанавливается, что сведения о стаже работы, об образовании (при наличии), о заработной плате и другие сведения лиц, ищущих работу, запрашиваются местным органом по труду самостоятельно от ответственных государственных органов и организаций, в том числе через межведомственную интеграционную платформу системы «Цифровое правительство».
В законе приводится в соответствие с требованиями Закона «О государственной гражданской службе» порядок трудоустройства лиц, ищущих работу на основании направлений и обращений о содействии в трудоустройстве.
Кроме того, устанавливаются дополнительные гарантии по материальной поддержке при прекращении трудового договора по основаниям закона и предусматривается, что работникам гарантируется сохранение на период поиска работы средней заработной платы с учетом выходного пособия, но не более чем на два месяца при прекращении с ними трудового договора.
В документе уточняются условия назначения размера пособия по безработице лицам, лишенным работы и заработной платы (трудового дохода), совершенствуются порядки прекращения и приостановления выплаты пособия по безработице.
Устанавливаются основы заключения трудового договора с лицами, привлекаемыми к оплачиваемым общественным работам, на срок до одиннадцати месяцев для участия в таких работах, условия выплаты стипендий безработным и совершенствуются направления использования средств Государственного фонда содействия занятости.
В документе четко определяются критерии выплаты стипендий безработным за счет средств Государственного фонда содействия занятости в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
Отмечалось, что принятие данного закона будет способствовать повышению эффективности предоставляемых населению услуг по трудоустройству и укреплению доверия населения к государственным органам.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
Далее рассмотрен Закон «О внесении изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, направленных на усиление ответственности за незаконный оборот пиротехнических изделий».
В последние годы в стране осуществляется системная работа, направленная на повышение эффективности мероприятий по профилактике правонарушений, в том числе по предупреждению незаконного оборота пиротехнических изделий. В 2021-2023 годах предотвращены 239 случаев незаконного ввоза в страну более 300 тысяч пиротехнических изделий на сумму около 2 миллиардов сумов.
В целях дальнейшего усиления защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц возникает необходимость усиления административной ответственности, а также мер, связанных с незаконным оборотом пиротехнических изделий.
Настоящим законом в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности вносятся изменения, предусматривающие усиление мер ответственности за незаконные производство, изготовление, хранение, перевозку, пересылку и вывоз из Республики Узбекистан пиротехнических изделий, а также незаконный сбыт или ввоз в Республику Узбекистан пиротехнических изделий, исходя из характера и степени общественной опасности данных правонарушений.
Отмечалось, что Сенат Олий Мажлиса постоянно занимается предупреждением негативных случаев, связанных с незаконным производством, хранением и использованием пиротехнических изделий, а также их незаконным сбытом или ввозом в нашу страну.
Так, Комитет Сената по вопросам обороны и безопасности направил сенаторский запрос в структуры, ответственные за предупреждение таких негативных случаев, и получил соответствующие ответы. Комитет направил рекомендации пограничным войскам Службы государственной безопасности о необходимости дальнейшего усиления профилактических мер по предупреждению случаев провоза пиротехнических средств из соседних стран по территории нашей страны.
Новые нормы, включенные в закон, которые обсуждались на пленарном заседании Сената, являются практическим результатом предпринятых в настоящее время общих усилий.
Одобрение документа послужит дальнейшему повышению эффективности принимаемых мер по обеспечению общественной безопасности и предупреждению случаев незаконного оборота пиротехнических изделий.
Закон одобрен сенаторами.
На пятьдесят четвертом пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы государственного управления в области градостроительной деятельности и разработки градостроительной документации населенных пунктов».
В ходе обсуждения закона, прошедшего в форме активного обмена мнениями и предложениями, особое внимание уделено необходимости создания гибкой и динамичной градостроительной системы, способной адаптироваться к быстро меняющимся реалиям, обеспечивающей эффективное управление развитием городов и населенных пунктов.
В Градостроительный кодекс Республики Узбекистан вносятся изменения, предусматривающие уточнение наименования и полномочий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан, а также совершенствование системы подготовки градостроительной документации населенных пунктов путем разработки Генеральной схемы планировки развития территории Республики Узбекистан и схем планировки развития территорий Республики Каракалпакстан и областей.
Устанавливается норма выдачи заказчику и проектным организациям заданий при разработке генеральных планов городов в упрощенной форме.
Предусмотренные законом изменения позволят разрабатывать более конкретные планы развития отдельных территорий с учетом их уникальности и потенциала путем создания схем планировки развития территорий Республики Каракалпакстан и областей.
Главное, предлагаемые изменения обеспечат устойчивое и сбалансированное развитие городов и населенных пунктов при сохранении экономических, социальных и экологических условий для граждан.
По мнению сенаторов, данный закон послужит созданию более эффективной и прозрачной градостроительной системы в Узбекистане, современных территорий, где каждый гражданин сможет достойно жить и иметь безопасное будущее.
После обсуждений закон одобрен сенаторами.
Затем рассматривался Закон «О внесении дополнений в Закон Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», направленных на совершенствование деятельности таможенного брокера и деятельности по доставке международных курьерских отправлений».
Законом регулируется деятельность таможенного брокера и сфера международных курьерских отправлений.
Документом вносятся дополнения в Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», устанавливающие порядок уведомления уполномоченного государственного органа об осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера и по доставке международных курьерских отправлений.
Также предусмотрена ответственность за осуществление деятельности без уведомления уполномоченного государственного органа и за предоставление ложной или недостоверной информации уполномоченному органу о выполнении требований и условий, установленных для осуществления деятельности в порядке уведомления. В частности, за непредставление уведомления о начале или прекращении деятельности таможенного брокера и по доставке международных курьерских отправлений устанавливается штраф в размере 20 БРВ.
Сенаторы подчеркнули, что принятие закона послужит предупреждению существующих нарушений при осуществлении деятельности по доставке международных курьерских отправлений и таможенного брокера.
После обсуждения закон был одобрен.
После этого рассмотрен Закон «О внесении дополнения и изменения в Закон Республики Узбекистан «О карантине растений» в связи со смягчением фитосанитарных требований».
Законом отменяется требование фитосанитарного сертификата или свидетельства страны-экспортера при ввозе подкарантинной продукции, на которую в соответствии с международной практикой не требуется получение фитосанитарного сертификата или свидетельства.
Документом закрепляется допуск ввоза из зарубежных стран подкарантинной продукции при наличии карантинного разрешения, выдаваемого Агентством по карантину и защите растений отдельно на каждую партию подкарантинной продукции.
Вносимые в закон данные дополнение и изменение упрощают правила карантина растений и фитосанитарные требования.
Сенаторы отметили, что эти нововведения послужат обеспечению стабильности цен на основные продукты на внутренних рынках, созданию возможности для субъектов предпринимательства импортировать продукцию с высоким потребительским спросом населения, что возмещается за счет импорта.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
На пятьдесят четвертом пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием государственного управления в сфере образования в рамках административных реформ».
Как известно, в последние годы в стране в рамках проводимых административных реформ совершенствована система государственного управления в сфере высшего образования, науки и инноваций, дошкольного и школьного образования, определены приоритетные направления деятельности ряда республиканских органов исполнительной власти в этой сфере.
В то же время трансформация в рамках административных реформ ряда республиканских органов исполнительной власти, передача функций и задач Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Агентства по развитию Президентских, творческих и специализированных школ при Кабинете Министров Республики Узбекистан отдельным министерствам, а также преобразование Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей требует внесения изменений в законодательные акты для уточнения их официальных наименований и полномочий.
Настоящим законом в ряд законодательных актов вносятся изменения, предусматривающие уточнение наименований и полномочий Министерства высшего образования, науки и инноваций, Министерства дошкольного и школьного образования, Министерства спорта, Министерства занятости и сокращения бедности, Агентства дошкольного образования при Министерстве дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан, а также наименования Фонда финансирования науки и поддержки инновации.
Кроме того, в Закон Республики Узбекистан «Об образовании» вносятся изменения, предусматривающие внедрение новой системы внешней оценки государственных и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также распределение полномочий по лицензированию деятельности в сфере оказания негосударственных образовательных услуг между Министерством высшего образования, науки и инноваций и Министерством дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан.
Как отметили сенаторы, данный закон будет способствовать формированию целостной системы республиканских органов исполнительной власти в сфере высшего образования, науки и инноваций, дошкольного и школьного образования, а также повышению качества образовательных услуг, оказываемых государственными и негосударственными образовательными организациями.
Закон одобрен сенаторами.
Далее рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Отмечалось, что в настоящее время растет количество редких и исчезающих видов животных и растений. Если в 2009 году в Красную книгу Республики Узбекистан было включено 184 вида животных и 304 вида растений, то к 2019 году этот показатель составил 206 (+22) и 314 (+10) видов соответственно.
Данным законом вносятся изменения и дополнения в ряд законов страны, направленные на ограничение изъятия из природной среды редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан.
Предусматривается, что в целях сохранения и защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений могут создаваться охраняемые природные территории в местах, где находится среда их произрастания, и они могут быть использованы с изъятием из природной среды в целях проведения научно-исследовательских работ.
В отношении отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений, занесенных Кабинетом Министров в Красную книгу, и их частей выдача разрешений на изъятие из природной среды может быть ограничена. Основания, срок действия ограничения на изъятие из природной среды редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и их частей определяются Кабинетом Министров на основании предложений, вносимых Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата с учетом заключения Академии наук Республики Узбекистан.
Кроме того, уточняются полномочия государственных органов в области экологии, лесного хозяйства. Понятия, связанные с оказанием услуг отведения сточных вод в законах и кодексах, приводятся в соответствие с нормами Закона Республики Узбекистан «О питьевом водоснабжении и отведении сточных вод».
Отмечалось, что принятие закона послужит обеспечению эффективной организации государственного управления в области экологии, увеличению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, улучшению условий их произрастания и обитания, а также обеспечению единообразной правоприменительной практики в сфере коммунального обслуживания, экологической устойчивости в стране.
Закон одобрен сенаторами.
В ходе пленарного заседания Сената обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с принятием дополнительных мер по предупреждению правонарушений и преступлений».
В стране реализуется комплекс мер по профилактике правонарушений и противодействию преступности, достигаются положительные результаты в обеспечении правопорядка, а также значительное улучшение криминогенной обстановки.
Важным являются определение четких адресных мер по профилактике правонарушений и противодействию преступности, установление причин и условий систематического совершения правонарушений при комплексном подходе к данному вопросу и налаживание практической работы по их устранению.
Отмечалось, что законом вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающие декриминализацию преступного деяния, связанного с умышленным легким телесным повреждением, не повлекшим кратковременного расстройства здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности, и его перевод в категорию административного правонарушения, а также дополнение данной правовой нормы новыми квалифицирующими признаками, расширение круга административных правонарушений, входящих в институт примирения.
Сенаторы подчеркнули, что данный закон послужит обеспечению мирной и благополучной жизни населения, улучшению криминогенной ситуации в стране и расширению круга действия института примирения по делам об административных правонарушениях.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
В соответствии с повесткой дня пленарного заседания в рамках парламентского контроля рассмотрена работа, проделанная в городе Ташкенте по развитию предпринимательства и улучшению экологической ситуации.
На заседании отмечалось, что достигнуты положительные результаты в сфере развития предпринимательства и улучшения экологической ситуации в столице. В частности, в городе Ташкенте по состоянию на 1 апреля количество действующих субъектов предпринимательства составляло 135,1 тысячи. Основная часть этих субъектов предпринимательства, 33 процента, приходится на сферу торговли, 13 процентов – промышленности, 9 процентов – строительства.
Объем производства промышленной продукции субъектами малого предпринимательства в прошлом квартале текущего года составил 9,5 триллиона сумов, строительных работ – 5,9 триллиона сумов, розничной торговли – 11,3 триллиона сумов, услуг – 20 триллионов сумов.
В рамках программ семейного предпринимательства за последние 6 месяцев по городу более 1 тысяче физических и юридических лиц выделены льготные кредиты в размере 17,4 миллиарда сумов.
Весной в рамках общенационального проекта «Яшил макон» по улучшению экологической ситуации в городе Ташкенте высажено около 700 тысяч саженцев и черенков декоративных, плодовых деревьев и кустарников. Также 12 районных хокимиятов создали 26 зеленых садов хокимиятов на площади 20,47 гектара. В каждом районе созданы «Каштановая улица», «Чинарная улица», «Дубовая улица», «Тюльпановая улица».
В Ташкенте 585 махаллинских сходов граждан охвачены полным санитарным обслуживанием. Всего в городе до марта вывезено 363,2 тысячи кубометров твердых бытовых отходов.
За истекший период текущего года вновь строящимся и действующим промышленным и другим производственным предприятиям города дано всего 1 057 заключений государственной экологической экспертизы.
Также в ходе изучения выяснилось, что есть некоторые недостатки и проблемы. В частности, к концу 2023 года в городе 327 территориальных предприятий завершили свою деятельность с убытком в размере 10,2 триллиона сумов.
Вместе с тем в небольшой промышленной зоне, состоящей из производственных предприятий в Мирзо-Улугбекском районе, регулярно возникают проблемы с электроснабжением и газоснабжением. В Яккасарайском районе работа по созданию молодежной промышленной и предпринимательской зоны выполнена не в полном объеме. В Яшнабадском районе данная зона создана, но из 28 лотов продали с аукциона только 12.
Несмотря на то, что установлен контроль за порядком и сроками рассмотрения обращений, поступивших через информационный портал «Виртуальный офис предпринимателя», сроки рассмотрения 29 процентов обращений (106) были нарушены.
Кроме того, по республике в атмосферу выбрасывается более 2,2 миллиона тонн загрязняющих веществ в год, в городе Ташкенте количество загрязняющих веществ в воздухе составило около 420 тысяч тонн.
На некоторых предприятиях в регионах до сих пор не модернизировано пылегазоочистное оборудование, которое используется более 10 лет.
В текущем году выявлено 87 случаев незаконной вырубки деревьев, причинен ущерб природе на общую сумму 817,3 миллиона сумов. Эффективность очистных сооружений в городе низкая: 72 процента на объектах Салар и Бозсув и 53 процента — на объекте Бектемир.
Сенаторы указали ответственным министерствам и ведомствам на недостатки, допущенные в развитии предпринимательства и улучшении экологической ситуации в городе, внесены предложения по принятию необходимых мер, направленных на улучшение делового климата, обеспечение выполнения существующих требований в области экологии.
В частности, отмечалось, что необходимо принять меры по оздоровлению предприятий, развитию предпринимательства за счет улучшения инженерного обеспечения малых промышленных зон и молодежных промышленных зон, организации работы на основе общенационального проекта «Яшил макон», охраны окружающей среды.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Затем были обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров относительно состояния улучшения качественного состава, сохранения растительного и животного мира и ведения кадастра охраняемых природных территорий.
Как видно из ответа на парламентский запрос, в республике реализуются комплексные меры по сохранению уникальных, ценных природных объектов и комплексов, фонда растений и животных, а также развитию системы охраняемых природных территорий с целью изучения природных процессов.
В частности, за последние пять лет приняты 3 постановления Президента Республики Узбекистан и 13 постановлений и 1 распоряжение Кабинета Министров о деятельности охраняемых природных территорий (ОПТ). Благодаря проведенной работе площадь ОПТ в республике увеличилась до 6,4 миллиона гектаров и составляет 14,08 процента территории страны.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2024 года № УП-37 в текущем году планируется создать национальные природные парки в Ферганской и Наманганской областях и довести площадь ОПТ до 14,2 процента. Предложения по созданию трансграничных ОПТ разработаны и представлены заинтересованным сторонам.
В целях недопущения контрабанды животных и растений, незаконной охоты, незаконной вырубки в ОПТ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проведены контрольные мероприятия.
Внедрена система смарт-мониторинга по учету и мониторингу объектов растительного и животного мира, налажена работа по сбору, формированию и анализу кадастровой информации. Также Единая система государственных кадастров интегрирована в Национальную географическую информационную систему. На ОПТ установлено более 500 фотоловушек, ведется учет и мониторинг диких животных.
ОПТ обеспечены первичными средствами пожаротушения, отремонтированы противопожарные пути, проложены минерализованные тротуары.
Для проведения биотехнических мероприятий организованы кормушки в 693 точках, искусственные водоемы в 92 точках, более 500 солончаков и дополнительных мест кормления.
Для поддержки исследований и разработок на ОПТ приобретены специальные транспортные средства, лабораторное оборудование, электронные микроскопы, фотоловушки и другое техническое оборудование.
В целях снижения влияния антропогенных факторов на ОПТ на прилегающих к ряду заповедников территориях созданы заповедные (буферные) зоны.
В целях сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов диких животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, созданы бухарские оленеводческие заповедники, Кызылкумский заповедник для архаров и специализированные питомники «Джейран».
Для предупреждения правонарушений в данной сфере в прошлом году было проведено около двух тысяч контрольных рейдовых мероприятий. Среди населения, проживающего в районах, прилегающих к ОПТ, осуществлена профилактическая разъяснительная работа.
Отмечалось, что анализ ответа на парламентский запрос и проведенные изучения показывают, что некоторые вопросы по-прежнему остаются актуальными. В частности, несмотря на то, что средства на биотехнологическую деятельность на ОПТ должны выделяться из местного бюджета, некоторые из них по-прежнему не получают достаточного финансирования.
Необходимо разработать экологические индикаторы с учетом особенностей территорий, природных комплексов и территориальных различий.
Биоразнообразие ОПТ продолжает сокращаться, общая биомасса уменьшается из-за незаконного выпаса скота, самовольного захвата земель и других негативных факторов.
Усиливаются действия по возвращению земель ОПТ в запас для промышленных и других целей.
На пленарном заседании подчеркивалось, что под парламентским контролем остаются решение вышеуказанных проблем, а также некоторые вопросы, требующие определенного времени и постоянного контроля.
После обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
Затем на заседании был рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан по некоторым вопросам трудовой деятельности в порядке самозанятости.
В 2020 году в нашей стране введен институт самозанятости в целях более широкого вовлечения населения в предпринимательскую деятельность и создания дополнительных условий для осуществления законной трудовой деятельности.
Комитет Сената по вопросам женщин и гендерного равенства исходя из обращений населения изучил состояние работы по учету необходимого трудового стажа для пенсии путем самозанятости, в частности, уплаты гражданами социального налога.
Система самозанятости регулируется Законом «О занятости населения», Налоговым кодексом, постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости» от 8 июня 2020 года и другими нормативными актами.
В Узбекистане существует более 100 видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица.
Согласно Налоговому кодексу доходы самозанятых лиц, полученные в результате трудовой деятельности, не включаются в совокупный доход физических лиц. В соответствии со статьей 408 для исчисления трудового стажа налог в размере не менее одной базовой расчетной величины в год уплачивается в добровольном порядке. Также согласно этой статье самозанятые лица осуществляют уплату социального налога до 1 декабря отчетного года.
За шесть месяцев текущего года выросло число самозанятых лиц.
Обращения граждан и анализ показали, что в системе имеются некоторые проблемы. В частности, лишь 13 процентов зарегистрированных в 2020-2023 годах осуществили уплату социального налога.
Кроме того, хотя в 2023 году за счет средств Фонда содействия предпринимательству населения выделена финансовая помощь, то есть субсидии для самозанятости, в размере 313 миллиардов сумов почти 65 тысячам граждан, включенных в «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», и создан источник получения дохода, низкой остается уровень уплаты социального налога этими гражданами.
Из этого можно сделать вывод, что неуплата социального налога самозанятыми гражданами приведет к снижению состояния их социальной защищенности в последующем и лишению права на получение пенсии по возрасту.
В случаях, когда самозанятые лица уплатили налог в размере менее одной базовой расчетной величины, трудовой стаж за соответствующий год им не начисляется и при этом не налажена и практика возврата уплаченной суммы налогоплательщику.
Неофициальный труд не только оказывает серьезное негативное влияние на экономику страны, но и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, оставляя их без социальной защиты в старости или при нетрудоспособности.
Как известно, согласно статье 408 Налогового кодекса самозанятые лица должны осуществить выплату до 1 декабря отчетного года. На практике лицам, уплатившим налоги после этой даты (с 1 по 31 декабря), стаж за соответствующий год не исчисляется.
В парламентском запросе, направляемом в Кабинет Министров, запрашивается решение волнующих население вопросов, создание дополнительных условий для осуществления законной трудовой деятельности и для самозанятых лиц.
По завершении обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
На пятьдесят четвертом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен также вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В ходе пленарного заседания обсуждено 18 вопросов, в том числе 14 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом пятьдесят четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан