Если даже незначительный штраф не выплачен своевременно, Бюро принудительного исполнения может наложить штраф, в несколько раз превышающий указанную сумму.

Безусловно, это негативно может сказаться на платежной способности граждан и вызвать их недовольство.

В настоящее время всем исполнителям предоставлены полномочия налагать административный штраф за несвоевременную уплату штрафов.

Это также служит определенной причиной злоупотребления полномочиями и недовольства населения.

Законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием порядка определения размера административного штрафа за невыполнение исполнительного документа» в данный кодекс вносится норма, согласно которой размер штрафа не может превышать сумму, указанную к взиманию в исполнительном документе.

Об этом шла речь на заседании Комитета Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции.

Подчеркивалось, что сокращается предусмотренный соответствующими статьями кодекса круг лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания.

Согласно вносимым изменениям, этим правом будут обладать главный государственный исполнитель Республики Узбекистан, главные государственные исполнители Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, их заместители и начальники районных (городских) отделов Бюро принудительного исполнения.

Сенаторы отметили, этот закон обеспечит надежную защиту прав и свобод граждан и предоставление облегчений при выплате штрафов.

На заседании также рассматривался Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых документов и их проектов».

Как было отмечено, до нынешнего времени такая экспертиза упорядочивалась не законом, а на основе положения, утвержденного приказом министра юстиции.

Это было неэффективным методом, и вместе с тем создавало предпосылки для коррупционного вакуума и лазеек в законодательных документах.

Новый закон разработан для устранения указанных недостатков и как единый документ упорядочения сферы.

Предусматривается, что антикоррупционная экспертиза будет проводиться не только органами юстиции, но и Агентством по противодействию коррупции, юридическими службами государственных органов и организаций, а также государственными органами и учреждениями, наделенными полномочиями по обеспечению исполнения нормативно-правовых документов.

Вместе с тем определяются основные направления деятельности полномочных органов в этой сфере и круг нормативно-правовых документов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза.

Одним из значительных правил, определяемых законом, является закрепление участия общественности в проведении антикоррупционной экспертизы законодательных документов.

По мнению сенаторов, данный закон будет служить дальнейшему совершенствованию правовых основ борьбы с коррупцией, предотвращению проявления коррупции, повышению качества действующих и принимаемых нормативно-правовых документов.

По обсужденным вопросам приняты соответствующие решения комитета, перед ответственными организациями и ведомствами поставлены задачи и даны рекомендации.

Н.Абдураимова, 
УзА.