28 мая текущего года в Ташкенте в зале заседаний Сената состоялось двадцать шестое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники национальных и зарубежных средств массовой информации.

Пленарное заседание, прошедшее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Сначала сенаторы рассмотрели Закон «О государственной гражданской службе».

Отмечалось, что в последние годы в нашей стране проводятся широкомасштабные реформы, направленные на повышение эффективности деятельности государственной службы.

Так, принимаются меры по обеспечению открытости деятельности работников государственных органов и созданию современной системы их социального обеспечения.

В качестве логического продолжения этой работы разработан данный закон, предусматривающий обеспечение комплексного правового регулирования государственной гражданской службы, в том числе процесса независимого конкурса кандидатов.

Данный документ также является законом прямого действия при определении критериев оценки эффективности и компетентности государственных гражданских служащих, требований к повышению их квалификации.

Обсужденные нормы закона распространяются только на государственных служащих, осуществляющих деятельность на должностях, подлежащих включению в государственный реестр.

Кроме того, определены основные полномочия государственных органов в регулировании государственной гражданской службы. В частности, конкретно указываются полномочия Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров и других уполномоченных государственных органов в сфере государственной гражданской службы.

Законом создается правовая основа предупреждения коррупционных правонарушений в сфере государственной гражданской службы, то есть четко устанавливается, что деятельность государственных служащих оценивается на основе наиболее важных показателей эффективности (KPI). Лица, совершившие коррупционные преступления, на государственную гражданскую службу не принимаются.

Вместе с тем в законе закреплено, что служение народу является одним из основных принципов государственной гражданской службы.

Отмечалось, что с принятием закона будут созданы правовые основы регулирования сферы государственной службы. Закон также способствует дальнейшему повышению ответственности государственных служащих, определяются их категория, статус, уровень квалификации, выплата надбавки, всесторонняя поддержка.

Члены Сената одобрили этот закон.

Далее сенаторы обсудили законы «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы обеспечения равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защиты прав на землю и превращению их в рыночный актив».

Закон «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией» до обсуждения на пленарном заседании неоднократно обсуждался с участием постоянных комиссий местных Кенгашей народных депутатов, представителей заинтересованных министерств и ведомств, экспертов с учетом проблем, которые могут возникнуть на практике.

Законом предусматривается установление процедуры изъятия для общественных нужд земельного участка или его части, принадлежащего физическим и юридическим лицам на праве собственности, постоянного или временного пользования, и предоставления компенсации правообладателям данного земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

В законе четко закреплен перечень обстоятельств, на основании которых производится изъятие земельных участков для общественных нужд с компенсацией. Запрещается трактовать изъятие земельных участков для каких-либо иных целей как изъятие для общественных нужд.

Предусматривается также возмещение лицам, владеющим добросовестно, открыто и непрерывно в течение пятнадцати лет недвижимостью, стоимости данного объекта недвижимости в случае подтверждения уплаты налогов на этот объект при отсутствии права на землю, находящуюся на территории, попавшей под снос.

Законом устанавливается образование компенсационных комиссий при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, местных Кенгашах народных депутатов.

Компенсационные комиссии обеспечивают ведение регулярного мониторинга за своевременным предоставлением компенсаций в полном объеме и учета предоставленных компенсаций. В законе также устанавливается, что при выявлении случаев несвоевременного и неполного предоставления компенсаций компенсационные комиссии вносят информацию соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и местный Кенгаш.

В законе четко определены виды и источники компенсации земель, которые изымаются для общественных нужд. В частности, видами предоставляемой компенсации являются денежные средства, в том числе для временной аренды жилых и нежилых помещений, предоставление в собственность иного объекта недвижимого имущества.

При разработке данного закона особое внимание уделялось национальным традициям и ценностям. Устанавливается, что в целях создания благоприятных условий для правообладателей и членов их семей, проживающих в одной махалле или на одной улице, а также сохранения культурных ценностей по желанию правообладателей им могут быть предоставлены новые дома (квартиры в одном многоквартирном доме), расположенные в одной махалле или на одной улице.

На пленарном заседании также был рассмотрен являющийся логическим продолжением этого закона Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы обеспечения равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защиты прав на землю и превращению их в рыночный актив».

Законом вносятся соответствующие изменения и дополнения в Гражданский, Земельный, Градостроительный и Бюджетный кодексы, а также в законы «О государственном земельном кадастре», «О государственной власти на местах», «Об оценочной деятельности», «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» и другие.

Согласно вносимым изменениям в вышеуказанные законы после возмещения в полном объеме компенсации, установленной законодательством, могут быть изъяты земельные участки или их части, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования или аренды, для общественных нужд с компенсацией.

Эти законы одобрены сенаторами, так как в них предусмотрены регулирование единым законом прямого действия вопросов изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией, предупреждение конфликтных ситуаций, усиление защиты прав собственников.

После этого обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы обеспечения равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защиты прав на землю и превращению их в рыночный актив».

Как известно, земля выделяется через электронный онлайн-аукцион только на основе права аренды. Теперь в соответствии с изменениями, вносимыми законом в Земельный кодекс, лицам, получившим право аренды сельскохозяйственных угодий через открытый электронный конкурс, не требуется подтверждение хокима этой территории.

Кроме того, ответственность за своевременное выявление и принятие мер по нецелевому использованию земельных участков возлагаются на органы Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете.

В свою очередь, эти действия осуществляются в порядке, установленном законодательством. В частности, на основании дополнительной нормы, вносимой в Земельный кодекс, органы Агентства по кадастру при выявлении случаев нецелевого использования земельных участков вносят в суд исковое заявление о прекращении права на эти земельные участки.

Наряду с этим в законе устанавливается ряд гарантий для отдельных слоев населения, нуждающихся в социальной защите. В частности, расходы лиц с инвалидностью и их семей, связанные с приобретением земельных участков с электронных онлайн-аукционов, возмещаются государством.

Данным законом вносятся изменения и дополнения в более 20 действующих законов, в том числе в 4 кодекса.

Сенаторы одобрили данный закон в целях устранения возникающих на практике недоразумений и с учетом потребности в его принятии в жизни общества.

Затем сенаторы рассмотрели вопрос о назначении председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан.

Сенат принял постановление о назначении Мамаризо Нурмуратова председателем правления Центрального банка Республики Узбекистан.

После этого обсужден Закон «О внесении дополнения и изменения в статью 19 Закона Республики Узбекистан «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Закон разработан на основе предложений частных промышленных предприятий. Он предусматривает создание условий частным предприятиям, в производстве которых в качестве сопутствующего продукта образуется прекурсор, для осуществления на основании лицензии деятельности по производству и изготовлению прекурсоров, ограниченных в обороте.

Прекурсорами являются вещества, контролируемые государством, используемые для изготовления наркотических средств, их аналогов и психотропных веществ. Поэтому правовое регулирование оборота этих веществ имеет важное значение.

На пленарном заседании уделено внимание деятельности ООО «Галлаорол калий фосфат», расположенного в Галляаральском районе Джизакской области. В процессе производства сульфата калия мангеймским методом на предприятии в качестве сопутствующего продукта образуется 24 тысячи тонн соляной кислоты в год.

20-30 процентов этой соляной кислоты реализуется на внутреннем рынке. К сожалению, остальная часть превращается в отходы на складе. Требуется реализация соляной кислоты в короткие сроки, так как она входит в состав опасных жидкостей. Действующий порядок не дает такой возможности предпринимателям.

Согласно анализу, если 70 процентов соляной кислоты на существующих мощностях будет направлено на экспорт, то в среднем за год будут получены дополнительные средства в размере 2,7 миллиона долларов США.

Кроме того, с запуском перспективных проектов с участием иностранных инвесторов в этом направлении будет произведено 266 тысяч тонн серной кислоты, благодаря ее дальнейшей обработке будет достигнуто производство с высокой добавленной стоимостью 40 тысяч тонн краски – антрахинона для текстильной промышленности, 21 тысячи тонн синильной кислоты для горнодобывающей промышленности, 51 тысячи тонн ацетилена.

Законом предусматривается создание возможности системного контроля в установленном порядке соответствующими государственными органами юридических лиц (государственных и частных предприятий), имеющих лицензию на производство и изготовление прекурсоров, а также требований к производству, хранению, транспортировке, реализации, ввозу прекурсоров на территорию Республики Узбекистан и их вывозу.

Принятие данного закона послужит повышению привлекательности химической промышленности нашей страны для предпринимателей и инвесторов, внедрению в сферу механизмов системного контроля, созданию импортозамещающей, экспортоориентированной продукции и новых рабочих мест.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании также обсуждены результаты парламентского запроса, направленного правительству о работе, проводимой в Республике Каракалпакстан по использованию солнечной и ветровой энергии в отраслях экономики, на объектах социальной сферы и в жилых помещениях населения.

В настоящее время правительством реализуется ряд приоритетных проектов по использованию солнечной и ветровой энергии в отраслях экономики, на объектах социальной сферы и в жилых помещениях населения.

В частности, в 2021 году в Карманинском районе Навоийской области была введена в эксплуатацию солнечная фотоэлектрическая станция мощностью 100 МВт. В Нурабадском районе Самаркандской области построена и сдана в эксплуатацию большая солнечная фотоэлектрическая станция мощностью 100 МВт.

В Берунийском районе Республики Каракалпакстан начат проект мощностью 100 МВт, рассчитанный на производство 360 миллионов кВт-ч электроэнергии в год и обеспечение электроэнергией более 110 тысяч квартир.

Благодаря запуску проекта ежегодно будет экономиться 106 миллионов кубометров природного газа. В результате будет обеспечено круглогодичное газоснабжение 35 тысяч квартир, а также предотвращен выброс в атмосферу 160 тысяч тонн вредных газов.

На объектах промышленности, социальной сферы и в жилых помещениях населения Республики Каракалпакстан также установлено более 100 единиц оборудования из возобновляемых источников энергии. В целях удовлетворения потребностей населения в электрической энергии солнечными батареями оснащены многоквартирные дома в таких махаллях, как Кун нури в Ходжейлийском районе, Канли в Кунградском районе и Гулзор в Амударьинском районе.

За счет внедрения возобновляемых источников энергии организациями и субъектами предпринимательства в 2021 году сэкономлено 9,5 тысячи кВт-ч электроэнергии.

Вместе с тем анализ ответа на парламентский запрос показывает, что наряду с проводимой работой по некоторым поднятым вопросам в сфере сохраняются недостатки и проблемы.

Так, сенаторы отметили, что не в полной мере используются возможности солнечной и ветровой энергии в отраслях экономики, на объектах социальной сферы и в жилых помещениях населения, особенно на территориях, удаленных от централизованных систем энергоснабжения. Подчеркивалось, что недостаточно налажен государственный учет установок возобновляемых источников энергии.

Сенаторы отметили необходимость системной организации использования льгот, предоставляемых производителям, принятия мер по финансированию научно-исследовательских и практических работ касательно производства установок, комплектующих и запасных частей, связанных с возобновляемыми источниками энергии.

Кроме того, на ответственные органы возложены соответствующие задачи по разработке адресной программы по созданию солнечных фотоэлектрических и ветряных электростанций малой мощности в отраслях экономики, на объектах социальной сферы и в жилых помещениях населения, привлечению в сферу местных субъектов предпринимательства.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

Затем сенаторы обсудили результаты парламентского запроса, направленного в правительство по вопросам развития национального контента для молодежи и несовершеннолетних во всемирной информационной сети Интернет, культуры их пользования социальными сетями и защиты от вредной информации.

Отмечалось, что в нашей стране проводится положительная работа по предупреждению информационных атак в сети Интернет, угрожающих жизни молодежи и негативно влияющих на ее духовное сознание.

В частности, в целях создания полезных образовательных и просветительских веб-ресурсов в домене «UZ» всемирной информационной сети Интернет в программы инкубации и акселерации IT-парка включено в общей сложности 113 стартап-проектов.

Реализуется также проект «Один миллион программистов» для увеличения количества авторов и программистов, создающих полезные веб-ресурсы, интернет-проекты, мобильные приложения и программы, повышения интереса молодежи к языкам программирования. На сегодняшний день во всех районах и городах создано всего 205 учебных центров цифровых технологий (IТ-центров), оснащенных современными компьютерами.

Вместе с тем сенаторами отмечалось, что большинство вопросов парламентского запроса не осуществлялись на системной основе.

В частности, не организована работа по изучению опыта передовых зарубежных стран по созданию национальных социальных сетей и мессенджеров, информационно-коммуникационных программ и внедрению их положительных аспектов в национальную практику.

Не осуществляются мониторинг и анализ наличия во всемирной информационной сети Интернет контента, обогащенного текстовым, фото-, видео- и аудиовизуальным материалом, представляющим интерес для молодежи и несовершеннолетних, а также достоверности содержащейся в нем информации.

В информационном пространстве не на должном уровне проводится работа по поддержке популяризации истории, культуры и искусства, а также науки Узбекистана.

Кроме того, недостаточно внимания уделяется разъяснению воспитанникам дошкольных организаций и учащимся общеобразовательных школ пользы и вреда широко используемых в повседневной жизни телефонов, компьютеров и других подобных устройств.

В ходе обсуждения сенаторы подчеркнули необходимость разработки правительством отдельной «дорожной карты» для полного решения проблем парламентского запроса.

Принято соответствующее постановление Сената, которым предусмотрен постоянный контроль вопросов, указанных в парламентском запросе.

На пленарном заседании также рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан.

Сенат принял постановление об избрании Тургунали Мирзаева и Нурали Рахмонова на должность судьи Верховного суда Республики Узбекистан сроком на десять лет.

Затем сенаторы заслушали отчет Комитета Сената по вопросам развития региона Приаралья и экологии в 2021 году и первом квартале 2022 года.

В отчетном периоде на 47 заседаниях комитета было рассмотрено более 140 важных вопросов. Изучены и подготовлены данные по исполнению 30 нормативно-правовых актов, принятых в сфере социально-экономического развития региона Приаралья, в том числе 14 постановлений и 1 указа Президента Республики Узбекистан.

Проанализировано соответствие 6 законодательных и подзаконных актов, касающихся экологии и охраны окружающей среды, и разработаны предложения по их совершенствованию.

В рамках контрольно-аналитической деятельности комитетом проведено 26 мероприятий, изучено состояние исполнения 5 законов и правоприменительная практика. Также заслушаны 5 отчетов и 16 сообщений руководителей министерств, ведомств, органов государственной власти на местах.

Членами комитета внесено 105 сенаторских запросов в соответствующие органы государственной власти, органы исполнительной власти на местах и другие организации, 87 из которых были решены положительно.

Особое внимание уделено выступлениям в СМИ и социальных сетях. По телеканалам транслировалось несколько видеороликов о деятельности комитета, в зарубежных СМИ опубликовано 16 статей.

При участии широкой общественности проведена акция «Помощь Аралу», в штаб лесников на высохшем дне Аральского моря доставлено около 5 тонн семян и саженцев саксаула.

Комитетом разработано 3 методических пособия. Внесено в правительство Методическое пособие определения материального ущерба, причиненного выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросами загрязняющих стоков в открытые водные объекты.

Кроме того, комитетом установлен парламентский контроль за исполнением мер по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан в 2020-2023 годах (постановление № ПП-4889). В соответствии с постановлением Президента на сегодняшний день запущено 1 139 проектов на сумму 9,1 триллиона сумов и создано 9 152 новых рабочих места.

Установлен также парламентский контроль за исполнением на местах мер по реализации специальной резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий» от 18 мая 2021 года (постановление № ПП–5202) и дополнительных мер по ускоренному развитию предпринимательства в регионе Приаралья (Указ № УП–25).

На пленарном заседании также обсуждены вопросы, на которые необходимо обратить внимание в будущем.

Так, подчеркивалась необходимость осуществления строгого парламентского контроля за исполнением законодательных актов в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также нормативно-правовых актов и программ, принятых в целях социально-экономического устойчивого развития Приаралья, подготовки предложений по совершенствованию института общественного инспектора экологического контроля, за реализацией общенационального проекта «Яшил макон» в масштабах страны.

Также отмечалось, что необходимо проявлять инициативу в реализации задач, определенных в соответствующих целях Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

В рамках пленарного заседания сенаторами рассмотрен вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса.

В ходе пленарного заседания сенаторы обсудили 11 вопросов, в том числе 5 законов.

На этом двадцать шестое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

 

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан