Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране осуществляются комплексные меры по развитию хлопковой отрасли, модернизации и техническому перевооружению хлопкоочистительных предприятий, повышению рентабельности производства и переработки хлопка-сырца, а также конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Вместе с тем фактическое положение дел в данной отрасли свидетельствует о наличии системных проблем и недостатков, сдерживающих ускоренное обновление и модернизацию производственных процессов, внедрение передовых технологий и современных методов корпоративного управления, динамичное развитие отрасли в целом.
В результате недостаточного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий отсутствует должный учет и контроль за процессами приемки, транспортировки и переработки сырья, реализации готовой продукции.
Увеличивающаяся диспропорция между ресурсным потенциалом и имеющимися производственными мощностями хлопкоочистительных предприятий, а также непринятие своевременных мер по диверсификации их производственной деятельности приводят к вынужденному простою значительной части производственных мощностей и экономическим потерям.
Требуется совершенствование системы управления предприятиями хлопковой отрасли, в том числе путем оптимизации структуры действующих организаций, создание здоровой конкуренции среди сельскохозяйственных производителей и благоприятных правовых, организационных условий для их эффективной деятельности.
Применение устаревших подходов к определению показателей качества хлопка-сырца приводит к искажению фактических данных об объемах заготовки и производства продукции и, как следствие, недовольству сельскохозяйственных производителей, ухудшению инвестиционной привлекательности отрасли.
В целях кардинального совершенствования системы управления хлопковой отраслью, расширения производства качественной, конкурентоспособной готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, ее дальнейшего продвижения на крупные зарубежные рынки сбыта, последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в соответствии с Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:
1. Согласиться с предложениями Комиссии по разработке и реализации комплекса мер, связанных с упразднением ХК «Узпахтасаноатэкспорт» (далее – Комиссия), образованной Указом Президента Республики Узбекистан от 17 октября 2017 года № УП–5206, о:
передаче в собственность государства принадлежащих ХК «Узпахтасаноатэкспорт» долей в уставных капиталах АО «Узпахтасаноат», АО «Узпахтаёг» и АО «Узпахтаэкспорт» по номинальной стоимости;
передаче по балансовой стоимости в уставный капитал АО «Узпахтасаноат» в качестве вклада государства активов, внесенных в уставный капитал ХК «Узпахтасаноатэкспорт», за исключением пакетов акций, передаваемых государству в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта;
безвозмездной передаче остальной части имущества по балансовой стоимости, а также переходе прав и обязательств ХК «Узпахтасаноатэкспорт» АО «Узпахтасаноат» с последующей ликвидацией ХК «Узпахтасаноатэкспорт»;
реорганизации АО «Узпахтаэкспорт», территориальных филиалов АО «Узпахтасаноат» путем присоединения их к АО «Узпахтасаноат» с передачей имущества данных организаций по балансовой стоимости, а также завершения процесса присоединения территориальных акционерных объединений «Пахтасаноат» (далее – ТАО «Пахтасаноат») в порядке, установленном законодательством;
возложении функций по контролю за достоверностью учета и отчетности на хлопкоочистительных предприятиях на Главное управление государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан с созданием в его структуре соответствующего управления численностью 20 единиц;
передаче с 1 января 2018 года Узбекского центра сертификации хлопкового волокна «Сифат» из ведения Кабинета Министров Республики Узбекистан в структуру Агентства «Узстандарт».
Агентству «Узстандарт» совместно с Министерством финансов и Министерством экономики в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты нормативно-правовых актов об организации деятельности Центра «Сифат», в том числе в соответствии с требованиями Концепции административной реформы в Республике Узбекистан.
2. Основными задачами и направлениями деятельности АО «Узпахтасаноат» определить:
обеспечение проведения единой политики в области организации и осуществления комплекса работ по приемке, хранению, транспортировке и переработке хлопка-сырца, подготовке посевных семян хлопчатника, создания современных производств по выпуску высококачественной хлопковой продукции, отвечающей требованиям международных стандартов;
организацию учета и контроля за достоверностью данных по количеству, качеству и сортности принимаемого от сельскохозяйственных производителей хлопка-сырца, показателям выходов хлопкового волокна и семян хлопчатника, количеству и качеству производимого и реализуемого хлопкоочистительными предприятиями хлопкового волокна путем широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;
осуществление своевременных и в полном объеме взаиморасчетов за закупаемый хлопок-сырец и отгружаемую потребителям хлопковую продукцию в соответствии с заключенными договорами (контрактами);
проведение единой технической политики и оказание содействия хлопкоочистительным предприятиям, хлопковым терминалам в осуществлении модернизации, внедрении современного высокопроизводительного оборудования и передовых производственных технологий, широком привлечении в отрасль инвестиций, прежде всего, прямых иностранных;
содействие хлопкоочистительным предприятиям в осуществлении ими деятельности в системе хлопково-текстильных кластеров в качестве переработчиков давальческого сырья;
развитие научно-технических и опытно-экспериментальных исследований, внедрение в хлопковую отрасль инновационных идей, разработок и технологий;
организацию на системной основе переподготовки и повышения квалификации кадров предприятий хлопковой отрасли, в том числе с привлечением зарубежных образовательных учреждений, а также осуществление тесного взаимодействия с ведущими организациями иностранных государств в сфере развития хлопковой отрасли.
3. Одобрить организационную структуру, структуру исполнительного аппарата АО «Узпахтасаноат», а также перечень организаций, входящих в его состав, согласно приложениям №№ 1-3.
4. Предоставить председателю правления АО «Узпахтасаноат» право вносить, при необходимости, изменения в структуру исполнительного аппарата АО «Узпахтасаноат» в пределах установленной численности управленческого персонала.
5. Определить, что:
председатель правления АО «Узпахтасаноат» и его заместитель избираются наблюдательным советом, утверждаются в должности Кабинетом Министров по согласованию с Президентом Республики Узбекистан;
текущее содержание и финансирование деятельности исполнительного аппарата АО «Узпахтасаноат» осуществляются за счет средств, поступающих в качестве комиссионных от реализации хлопковой продукции, дивидендов, иных источников, не запрещенных законодательством.
6. АО «Узпахтасаноат» в двухмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:
кардинальному совершенствованию деятельности АО «Пахтасаноат илмий маркази», предусмотрев источником его финансирования, в том числе наценку, устанавливаемую к прейскурантной оптовой цене на хлопковое волокно;
включению показателя влажности хлопкового волокна в перечень обязательных показателей, определяемых при сертификации хлопкового волокна;
внедрению системы сквозной нумерации и сепарирования хлопкового волокна по показателям качества кип хлопкового волокна на основании результатов испытаний на инструментальных системах оценки качества;
совместно с Агентством «Узстандарт», Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан – реализации комплекса мер, направленных на совершенствование методов приемки, комплектования, хранения и переработки хлопка-сырца, оснащение хлопкоочистительных предприятий АО «Узпахтасаноат» современными средствами измерений, лабораторным оборудованием, в том числе видеооборудованием, электронными весами, совместимыми с автоматизированными системами контроля и учета;
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей – поэтапной оптимизации пустующих зданий предприятий АО «Узпахтасаноат», в том числе путем их реализации потенциальным инвесторам.
7. Агентству «Узстандарт» совместно с АО «Узпахтасаноат», АО «Узбекенгилсаноат», Центром «Сифат» в двухмесячный срок критически изучить действующие требования к показателям качества хлопка-сырца и хлопкового волокна (сортность, классность, типы и другие), методы и порядок их определения, а также внести конкретные предложения по их дальнейшей оптимизации и совершенствованию.
8. Установить, что:
координация работы хлопкоочистительных предприятий АО «Узпахтасаноат» по приемке, хранению, транспортировке, переработке и своевременной поставке готовой хлопковой продукции осуществляется зональными хлопковыми терминалами АО «Узпахтасаноат»;
стоимость передаваемого и принимаемого имущества в соответствии с настоящим постановлением не является объектом налогообложения при начислении налогов и других обязательных платежей;
реализация потребителям хлопкового волокна, хлопкового линта и технических семян хлопчатника осуществляется АО «Узпахтасаноат» посредством комиссионных договоров, заключаемых с хлопкоочистительными предприятиями, с соблюдением установленного порядка реализации данных видов продукции через биржевые торги;
при присоединении АО «Узпахтаэкспорт» и ТАО «Пахтасаноат» к АО «Узпахтасаноат» конвертация их акций проводится по номинальной стоимости.
9. Принять предложение АО «Узпахтасаноат»:
об осуществлении, при необходимости, по заявкам хлопкоочистительных предприятий и других организаций, входящих в состав АО «Узпахтасаноат», в централизованном порядке закупа товаров (работ, услуг) для нужд данных предприятий и организаций в порядке, установленном законодательством;
о капитализации дивидендов, начисляемых хлопкоочистительными предприятиями по итогам 2017-2018 годов, а также начислении дивидендов по государственной доле в уставном капитале АО «Узпахтасаноат» в размере 10 процентов от чистой прибыли по итогам 2017-2018 годов.
10. АО «Узпахтасаноат» совместно с Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 января 2018 года:
критически изучить загруженность, штатную численность, организационные структуры хлопкоочистительных предприятий, пунктов по приемке хлопка-сырца и иных организаций, входящих в состав АО «Узпахтасаноат», и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по их оптимизации и дальнейшему повышению эффективности деятельности в целях сокращения расходов, улучшения производительности труда и рентабельности производства;
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения о порядке реализации хлопковой продукции.
Министерству сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами в рамках изучения, предусмотренного настоящим пунктом, внести предложения по созданию единой и современной системы подготовки и использования семян хлопчатника.
14. Счетной палате, Министерству финансов совместно с Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, Агентством «Узстандарт» установить системный и действенный контроль за процессами приемки, хранения, производства и выхода хлопковой продукции, а также соответствия объемов заготовленного хлопка-сырца статистической отчетности и фактическим данным.
15. Разместить АО «Узпахтасаноат» по адресу: г. Ташкент, улица Шота Руставели, дом 8а.
16. АО «Узпахтасаноат» в месячный срок обеспечить укомплектование высококвалифицированными кадрами исполнительного аппарата АО «Узпахтасаноат» и входящих в его состав организаций.
17. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить трудоустройство высвобождаемых работников ликвидируемой ХК «Узпахтасаноатэкспорт» и реорганизуемого АО «Узпахтаэкспорт».
18. АО «Узпахтасаноат» совместно с Министерством финансов, Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзаева З.Т. и Отажонова Н.С.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 28 ноября 2017 года.
Хлопковая отрасль традиционно является одной из системообразующих отраслей экономики Узбекистана. В стране принимаются комплексные меры по модернизации и техническому перевооружению хлопкоочистительных предприятий, повышению рентабельности производства и переработки хлопка-сырца, конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Несмотря на это, в хлопковой отрасли сохраняется ряд проблем и недостатков, сдерживающих ее динамичное развитие. Среди них, в первую очередь, целесообразно отметить недостаточное внедрение современных технологий, приводящее к отсутствию должного учета и контроля при приемке, транспортировке и переработке сырья, а также реализации готовой продукции.
Непринятие мер по диверсификации производства приводит к вынужденному простою определенной части мощностей, экономическим потерям предприятий.
Требуют совершенствования система управления предприятиями хлопковой отрасли, методы взаимоотношений с сельскохозяйственными предприятиями.
До сегодняшнего дня данная система управления включала в себя излишние промежуточные звенья, что способствовало бюрократизации управленческих процессов и приводило к существенным неоправданным расходам на содержание управленческого аппарата.
До настоящего времени органы хозяйственного управления в сфере организации приемки и переработки хлопка-сырца (АО «Узпахтасаноат»), обеспечения хранения и экспорта хлопкового волокна (АО «Узпахтаэкспорт») и производства хлопкового масла (АО «Узпахтаёг») были объединены в холдинговую компанию «Узпахтасаноатэкспорт». Однако, разделение производственной цепочки на три самостоятельных звена снизило эффективность и повысило затратность производства.
Учитывая необходимость совершенствования управления отраслью, расширения производства конкурентоспособной готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и ее продвижения на крупные зарубежные рынки Президентом Республики Узбекистан принято постановление «О мерах по кардинальному совершенствованию системы управления хлопковой отраслью».
В соответствии с постановлением создана единая организация, ответственная за хлопковую отрасль, – акционерное общество «Узпахтасаноат» на основе объединения акционерных обществ «Узпахтасаноат» и «Узпахтаэкспорт», а также ликвидации холдинговой компании «Узпахтасаноатэкспорт». Акционерное общество «Узпахтаёг» выведено из данной системы в целях определения в дальнейшем оптимальных путей развития масложировой отрасли.
Вновь образованному АО «Узпахтасаноат» передано имущество реорганизуемых компаний, включая их государственные доли, права и обязательства. Оптимизированы количество и штатная численность предприятий, включаемых в состав АО «Узпахтасаноат», причем будут подготовлены дополнительные предложения по дальнейшему рациональному использованию имеющихся ресурсов.
Постановление предусматривает меры по дальнейшему улучшению производственных процессов в хлопковой отрасли.
В частности, улучшатся технические средства и методы приемки, комплектования, хранения и пуска в переработку хлопка-сырца. Предприятия по переработке хлопка будут оснащены современными средствами измерений, лабораторным оборудованием, новейшими информационным технологиями, снижающими человеческий фактор при приемке хлопка-сырца.
Данные меры направлены на внедрение эффективной системы учета и контроля за приемкой, транспортировкой, переработкой хлопкового сырья и реализацией готовой продукции, что исключит приписки и иные искажения фактических данных.
Например, отсутствие системы сепарирования (разделения) хлопкового волокна при его отгрузке из хлопкоочистительного предприятия на терминал становится причиной поставок различной по качеству продукции, что вызывает нарекания потребителей. В связи с этим внедряется система сквозной нумерации и сепарирования хлопкового волокна по показателям качества кип на основании результатов испытаний на инструментальных системах оценки качества. Тем самым вводятся международные методы учета продукции, исключается субъективный, произвольный подход к определению качества хлопка.
Другим важным изменением стала передача Центра сертификации хлопкового волокна «Сифат» при Кабинете Министров Республики Узбекистан в структуру Агентства «Узстандарт». До настоящего времени Центр «Сифат» с более чем 1,2 тысячи работников и Агентство «Узстандарт», имеющее 1,5 тысячи работников, выполняли схожую работу самостоятельно, без организационного соподчинения. Устранение параллелизма в сфере стандартизации обеспечит неукоснительное соблюдение нормативов и требований к производству такой продукции, как хлопковое волокно, хлопковый линт и семена хлопчатника.
В целях укрепления финансовой дисциплины в хлопковой отрасли на Главное управление государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан возложен контроль за достоверностью учета и отчетности на хлопкоочистительных предприятиях.
Помимо этого, решением Главы государства предусмотрена реализация других организационно-правовых мероприятий, которые позволят обеспечить устойчивое развитие хлопковой отрасли республики.
В целом постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы управления хлопковой отраслью» позволит решить накопившиеся в хлопковой отрасли недостатки и проблемы, коренным образом повысить эффективность системы управления предприятиями данной сферы.