Указ Президента Республики Узбекистан
Комиссией по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки лиц с инвалидностью, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года № Р–5006, проведено комплексное и глубокое изучение состояния дел в сфере раннего выявления и предупреждения инвалидности, медико-социальной помощи лицам с инвалидностью, их профессионального обучения
и трудоустройства.

В ходе данной работы высокую активность и чувство сопричастности проявили широкие слои населения, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества, а также представительства международных и зарубежных организаций.

Проведенное комплексное изучение, итоги открытого и прямого диалога с населением позволили выявить ряд системных недостатков и проблем, требующих скорейшего принятия действенных мер по их устранению.

Совместными усилиями выработаны конкретные предложения по дальнейшему улучшению качества и уровня жизни лиц с инвалидностью, оказанию им медико-социальной помощи, содействия в реализации прав, свобод и законных интересов, формировании активной позиции в обществе.

В целях эффективной реализации данных предложений, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:

1. Принять, с учетом итогов открытого и прямого диалога с населением и мнения заинтересованных министерств и ведомств, предложения о:

разработке проекта Закона Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью»;
осуществлении практических мер по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.2. Считать основными направлениями дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки лиц с инвалидностью:

недопущение дискриминации по признаку инвалидности, обеспечение равных условий для реализации прав, свобод и законных интересов лиц с инвалидностью и неотвратимости ответственности за их нарушение;

имплементацию в национальное законодательство общепризнанных международных норм и стандартов в области обеспечения прав лиц с инвалидностью;

внедрение прозрачных, современных методов и критериев врачебно-трудовой экспертизы и установления инвалидности, повышение уровня и качества медико-социальной помощи лицам с инвалидностью, в том числе путем расширения доступа к высокотехнологичной специализированной медицинской и социальной помощи с применением современных методов диагностики, лечения и реабилитации;

создание эффективных механизмов своевременного учета лиц с инвалидностью, внедрение единой комплексной системы их сопровождения и поддержки с момента проявления признаков инвалидности, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять действенный мониторинг социального положения лиц с инвалидностью, всестороннюю оценку их жизненных условий, разработку и реализацию индивидуальных программ развития, а также своевременно оказывать необходимую медико-социальную помощь;

повышение уровня и качества медицинской помощи, эффективности скрининговых обследований по раннему выявлению заболеваний и расширению профилактических мероприятий, предусматривающих также раннее выявление и предупреждение причин и условий роста врожденных аномалий и наследственных заболеваний;

усиление адресной социальной защиты лиц с инвалидностью, расширение оказываемых им медико-социальных услуг и материальной помощи, направленных на улучшение жилищно-бытовых и других условий проживания, повышение эффективности мер по их медико-социальной реабилитации, в том числе обеспечению качественными вспомогательными и техническими средствами реабилитации;

создание необходимых условий для усиления взаимосвязи лиц с инвалидностью с семьей, обществом и государством, их пребывания в благоприятной среде, беспрепятственного доступа к городскому пассажирскому транспорту, объектам социальной и другой инфраструктуры;

совершенствование системы инклюзивного образования и трудоустройства лиц с инвалидностью, обеспечивающей их вовлечение и активное участие в социально-экономической жизни общества;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности уполномоченных государственных органов, упрощение прохождения процедур в сфере установления инвалидности и оказания медико-социальной помощи, развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере оказания медико-социальных услуг и социальной реабилитации лиц с инвалидностью;

укрепление материально-технической базы медико-социальных учреждений, развитие системы оказания медико-социальной помощи в домах-интернатах «Мурувват» и «Саховат», направленных на улучшение качества жизни опекаемых, повышение эффективности их реабилитации и социализации;

модернизацию, техническое и технологическое обновление предприятий по производству протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, в том числе с привлечением иностранных инвестиций и кредитов, внедрение современных стандартов их изготовления;

совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов на основе передовых достижений современной медицины и науки, стандартов качества диагностики, лечения и реабилитации, улучшение мер оздоровительного характера, пропаганды культуры ведения здорового и активного образа жизни;

активизацию научных исследований в сфере государственной поддержки лиц с инвалидностью, в том числе направленных на применение эффективных критериев установления инвалидности.

3. Утвердить Программу комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод (далее – Программа) согласно приложению.

4. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять меры
по обеспечению:

создания в областных, районных центрах специальных курсов по обучению языку жестов и азбуки Брайля на базе общеобразовательных школ с привлечением специалистов в этой сфере в целях повышения грамотности лиц с инвалидностью, в том числе взрослых;

расширения возможностей применения языка жестов и азбуки Брайля, в том числе предусматривающего стимулирование публикаций соответствующих материалов, создание аудиокниг и внедрение их в значимых сферах;

создания специальных программ на государственном языке для различного программного обеспечения, в том числе компьютерных операционных систем, с целью воспроизведения голосов для лиц с нарушениями органов зрения, их дальнейшего свободного распространения, установки в образовательных учреждениях и других организациях, где учатся и работают данные лица, а также нахождения потенциальных спонсоров для создания таких программ;

внедрения на официальных веб-сайтах государственных органов и организаций дополнительных возможностей для лиц с инвалидностью, связанных с доступным ознакомлением размещенной на них информацией и пользованием услуг;

принятия мер по повышению на местах эффективности социальной защиты и интеграции лиц с инвалидностью, направленных на поэтапное обеспечение доступности, в том числе оснащение общественного транспорта специальными средствами для создания удобств лицам с инвалидностью, включая пандусы, отдельные места, озвучивание остановок и маршрута, электронное информационное табло.

5. Установить, что с 1 марта 2018 года запрещается приобретение городских пассажирских транспортных средств, не приспособленных для лиц с инвалидностью.

Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта совместно с АО «Узавтосаноат» и ОСО «Ватанпарвар» в двухмесячный срок внести предложения по:

организации подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств – лиц с инвалидностью;

обеспечению переоснащения специальным оборудованием легковых автомобилей отечественного производства, приспособленных для эксплуатации лицами с инвалидностью.

6. Ввести начиная с 2018/2019 учебного года порядок, в соответствии с которым для лиц с инвалидностью дополнительно выделяется двухпроцентная квота приема в высшие образовательные учреждения от общего количества приема абитуриентов.

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами до 1 апреля 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект положения о порядке приема в высшие образовательные учреждения лиц с инвалидностью на квотированной основе.

7. Установить с 1 января 2018 года ставку фиксированного налога независимо от вида деятельности и места его осуществления для индивидуальных предпринимателей, являющихся лицами с инвалидностью I и II группы, в размере 50 процентов минимальной заработной платы в месяц, а за каждого нанятого индивидуальным предпринимателем работника из числа лиц с инвалидностью I и II группы – в размере 15 процентов минимальной заработной платы в месяц.

8. Кабинету Министров в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан обеспечить пересмотр деятельности Министерства здравоохранения, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства народного образования и других уполномоченных ведомств с подготовкой предложений, направленных на:

образование специализированного органа при Министерстве здравоохранения, ответственного за социальную защиту престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения, в том числе координацию оказываемых им услуг с их полноценным и комплексным сопровождением;

создание на базе специализированного органа единой всеохватывающей системы определения инвалидности;

введение порядка инспектирования и проверки соответствия инвалидности лиц, оформивших соответствующие документы;

упразднение неэффективных подразделений, не отвечающих требованиям проводимых реформ, с передачей соответствующей штатной численности вновь образуемому специализированному органу.

9. В целях улучшения положения лиц с инвалидностью, повышения качества медико-социальной помощи и реабилитации, модернизации и технологического обновления производств протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации создать Фонд поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Фонд).

Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления по организации деятельности Фонда, предусмотрев его формирование, в том числе за счет части средств от штрафов, налагаемых за нарушения прав лиц с инвалидностью.

10. Внедрить в практику использование с 1 июня 2018 года единого электронного реестра лиц с инвалидностью, включающего комплексную информацию о данных лицах, назначенных размерах и видах денежных выплат, выданных технических средствах реабилитации, протезно-ортопедических изделиях и лекарственных средствах, оказанных социальных услугах и предоставленных льготах, а также позволяющего оперативно получать информацию о состоянии дел в этой сфере, осуществлять обмен данными между государственными органами, предупреждать нецелевое расходование бюджетных средств и факты злоупотреблений.

11. Государственному комитету по архитектуре и строительству, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному комитету по автомобильным дорогам, Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта, другим заинтересованным ведомствам принять меры по усилению архитектурно-строительного надзора при проектировании и строительстве объектов,
а также обеспечению принципа неотвратимости ответственности за несоблюдение требований по обеспечению доступа к ним лиц с инвалидностью.

12. Рекомендовать:

руководителям государственных органов всех уровней, органам самоуправления граждан, предприятиям, организациям и учреждениям обеспечить расширение практики приема на работу лиц с инвалидностью, а также заключения договоров на поставку товаров, работ и услуг с предприятиями обществ лиц с инвалидностью;

Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Национальному информационному агентству Узбекистана и другим средствам массовой информации организовать сопровождение выпускаемых новостей, телепередач и видеофильмов субтитрами или сурдопереводом, расширение изданий со специальным шрифтом, способствующих повышению доступа лиц с инвалидностью
к получению информации и обеспечению их досуга.

13. Министерству здравоохранения совместно с:

а) Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством народного образования, Министерством финансов, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана до 1 марта 2018 года внести в установленном порядке предложения по коренному совершенствованию порядка установления инвалидности, направленные, в первую очередь, на:

пересмотр механизмов установления инвалидности и ее сроков, в том числе предусматривающих порядок оформления документов с обязательным обоснованием и разъяснением содержащихся в них значимых фактов;

внедрение в систему определения инвалидности механизма поддержки заявителя, имеющего ее явные признаки, до установления инвалидности, исключив при этом бремя доказывания им наличия данного факта;

обеспечение прозрачности и доступности, упрощение порядка и сокращение сроков прохождения необходимых процедур с исключением коррупциогенных факторов;

обеспечение включения в медицинские заключения информации, необходимой для жизнедеятельности лиц с инвалидностью, в том числе о возможности управления автотранспортными средствами;

конкретизацию и расширение возможности подачи документов на назначение инвалидности без прохождения специального лечения для отдельных категорий лиц с инвалидностью, в том числе предусматривающих отмену обязательного нахождения на стационарном лечении для категорий инвалидности, которые можно выявить без проведения медицинского обследования;

б) Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан в срок до 1 марта 2018 года обеспечить пересмотр критериев присвоения инвалидности и порядка выплаты пенсий, пособий по инвалидности с учетом:

необходимости перехода на международные стандарты определения инвалидности, обеспечения содействия социальной интеграции лиц с инвалидностью и выплаты им пенсий, пособий по инвалидности;

расширения возможности выхода на пенсию и получения пособий лицами, ухаживающими за отдельными категориями лиц с инвалидностью, в том числе с тяжелыми психическими расстройствами, а также льготного выхода на пенсию для отдельных категорий лиц с инвалидностью.

14. Государственному комитету по инвестициям, Министерству здравоохранения совместно с Министерством иностранных дел, Министерством финансов, Министерством экономики Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок определить ведущих зарубежных производителей протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации с последующим проведением переговоров в части привлечения иностранных инвестиций в данную сферу, в том числе путем содействия в модернизации действующих предприятий, создания в республике новых производств с применением современных технологий.

15. Определить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременное и эффективное исполнение настоящего Указа, включая реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.

16. Министерству здравоохранения совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.


Президент Республики Узбекистан                              Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 1 декабря 2017 года.

* * * 
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан
«О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью»

В стране принимаются меры по совершенствованию системы государственной поддержки, медико-социальной помощи, улучшению качества жизни инвалидов, оказанию им всестороннего содействия в получении образования и трудоустройстве. Государством уделяется повышенное внимание особым нуждам и потребностям инвалидов с учетом присущих нашему народу милосердия и доброты.

В 1992 году ООН объявила 3 декабря Международным днем инвалидов с целью привлечения внимания общественности к злободневным вопросам, касающимся инвалидов, а также их интеграции в общественную жизнь и процессы развития.

Сегодня в мире проживает примерно один миллиард инвалидов, в том числе более 600 тысяч инвалидов в Узбекистане. При этом большинство инвалидов сталкивается с различными трудностями в повседневной жизни, что затрудняет их активное участие в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны.

Для решения этих задач главой государства принято распоряжение от 1 августа 2017 года, которым была создана Комиссия по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки лиц с инвалидностью.

Комиссией была проделана широкомасштабная работа, в том числе:

проведен критический анализ действующей нормативно-правовой базы, а также деятельности государственных органов в данной сфере. По итогам проверок органами прокуратуры применено более 400 актов прокурорского надзора, восстановлены нарушенные права около 700 лиц, свыше 700 лиц обеспечены протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации;

изучено состояние обустройства городской и транспортной инфраструктуры удобствами для лиц с инвалидностью (так, из 64 598 объектов государственных органов только в 23 901 обеспечен доступ лиц с инвалидностью и имеются пандусы);

организован общественный опрос в сети Интернет, в ходе которого поступили предложения от более чем 500 граждан;

изучены сайты 124 государственных органов и организаций, из них в 83 не имеются специальные возможности для получения инвалидами информации;

непосредственно изучен опыт Германии, Франции и Швейцарии по вопросам обеспечения доступности среды жизнедеятельности, образования и занятости лиц с инвалидностью, их медико-социальной реабилитации, производства протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, которые учтены при подготовке предложений.

Логическим завершением проведенных работ стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью», предусматривающий создание дополнительных условий для комфортного жизнеобеспечения инвалидов, а также ряд новшеств.

Самым важным и первоочередным шагом в решении насущных проблем инвалидов является изменение сознания людей в отношении инвалидов, доведение до окружающих понимания о полном и равноправном участии их в обществе. В этих целях понятие «инвалид» исключается из оборота и вводится общепризнанный термин «лицо с инвалидностью» с учетом того, что он, прежде всего, является человеком.

Организуются практические меры по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Будет разработан проект Закона «О правах лиц с инвалидностью».

Указом утверждена Программа комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод, состоящая из 51 пункта, включающая проведение мероприятий.

Так, утвержденная Программа предусматривает меры по:

повышению качества и уровня жизни лиц с инвалидностью;

профилактике инвалидности, повышению эффективности медико-социальной помощи и реабилитации лиц с инвалидностью;

совершенствованию системы получения образования лицами с инвалидностью, их специальной профессиональной подготовки и переподготовки, а также обеспечению трудоустройства лиц с инвалидностью;

обеспечению доступной и благоприятной среды для лиц с инвалидностью, улучшению материально-технического оснащения медико-социальных учреждений.

Весьма важной проблемой оставалась низкая возможность повышения грамотности незрячих лиц с инвалидностью, фактически ограничивающая их участие в общественной жизни и возможность быть в курсе событий. В связи с этим в целях повышения грамотности лиц с инвалидностью будут приняты меры по созданию в областных, районных центрах специальных курсов по обучению азбуке Брайля на базе общеобразовательных школ.

Наряду с этим будут созданы специальные программы для компьютерных операционных систем с целью воспроизведения голосов, внедрены дополнительные возможности для лиц с инвалидностью на официальных сайтах государственных органов и организаций.

Не секрет, что для лиц с инвалидностью поездка до места работы и других учреждений имеет определенные трудности ввиду неоснащения городского пассажирского транспорта специальным оборудованием. Кроме того, светофоры и пешеходные переходы не имеют дополнительного звукового сопровождения.

В этих целях будут созданы удобства для лиц с инвалидностью путем приспособления городского пассажирского транспорта, включая озвучивание остановок и маршрута.

Кроме того, с 1 марта 2018 года вводится запрет на приобретение городских пассажирских транспортных средств, не приспособленных для лиц с инвалидностью. Это существенно облегчит им пользование автобусами и другими видами городского пассажирского транспорта.

До настоящего времени отечественные легковые автомобили были приспособлены для здоровых людей, а лица с инвалидностью не могли приобретать эти автомобили из-за отсутствия возможности специального управления. Впредь будет обеспечено переоснащение специальным оборудованием легковых автомобилей отечественного производства, приспособленных для эксплуатации лицами с инвалидностью.

Для обучения водителей транспортных средств – лиц с инвалидностью будет организована соответствующая подготовка.

Немаловажным фактором участия лиц с инвалидностью в общественной жизни страны является их общая грамотность. Однако по ряду причин лица с инвалидностью не имели комплексной возможности для обучения в высших образовательных учреждениях.

В этих целях начиная с 2018/2019 учебного года вводятся дополнительные квоты приема в высшие образовательные учреждения для лиц с инвалидностью в размере 2 процентов от общего количества приема абитуриентов. По этим квотам будут обучаться исключительно лица с инвалидностью, что позволит им получать высшее образование и впоследствии интегрироваться в общество.

Трудоустройство лиц с инвалидностью также является одним из важных направлений системы государственной поддержки лиц с инвалидностью.

В целях широкого стимулирования принятия на работу лиц с инвалидностью, а также создания условий ведения предпринимательства самими лицами с инвалидностью с 1 января 2018 года устанавливаются льготные ставки фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, являющихся лицами с инвалидностью I и II группы, а также для нанятых индивидуальным предпринимателем работников из числа лиц с инвалидностью I и II группы.

Особое внимание также было обращено на отсутствие единого органа, ответственного за социальную защиту лиц с инвалидностью, престарелых и других социально уязвимых категорий населения. В этой связи будет образован специализированный орган при Министерстве здравоохранения в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан.

Весьма важным является участие не только государства, но и рядовых граждан в решении насущных проблем лиц с инвалидностью. В этих целях создается Фонд поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения, средства которого будут использоваться для улучшения положения лиц с инвалидностью, повышения качества медико-социальной помощи, модернизации и технологического обновления производств протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации. Источниками Фонда станут также благотворительные добровольные пожертвования граждан и юридических лиц, неравнодушных к проблемам лиц с инвалидностью.

С 1 июня 2018 года вводится единый электронный реестр лиц с инвалидностью, включающий комплексную информацию о них (персональные данные о лицах с инвалидностью, размеры и виды денежных выплат, выданные технические средства реабилитации, протезно-ортопедические изделия и другое), что обеспечит организацию эффективной лечебной и реабилитационной работы.

Следует отметить, что морально устаревшее производство протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации и отсутствие многих стандартов производства этих средств привели к обоснованным нареканиям со стороны граждан.

Для решения этой задачи будут привлечены иностранные инвестиции в сферу производства технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, в том числе путем содействия в модернизации действующих предприятий, создания в республике новых производств с применением современных технологий. Также будут внедрены государственные стандарты производства протезно-ортопедической продукции и технических средств реабилитации.

Принятый Указ позволит выйти на качественно новый уровень обеспечения законных прав и интересов лиц с инвалидностью, а также будет способствовать повышению качества и уровня жизни лиц с инвалидностью, обеспечению доступной и благоприятной среды, улучшению материально-технического оснащения медико-социальных учреждений.