В последние годы проводится широкомасштабная работа по созданию достойных условий жизни для населения, улучшению деловой среды, обеспечению занятости путем социально-экономического развития страны, поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и созидательного потенциала.
Вместе с тем результаты проведенного анализа показывают, что работы на местах по вовлечению населения в предпринимательство, созданию новых рабочих мест, обеспечению занятости, оказанию практической помощи гражданам, желающим получить доходы от трудовой деятельности, рациональному использованию трудовых ресурсов не находятся на должном уровне.
Давние профессиональные традиции, предпринимательский потенциал нашего трудолюбивого народа свидетельствуют о наличии большого опыта и резерва для популяризации семейного предпринимательства, ремесленничества, надомного труда и других видов предпринимательской деятельности, расширения производства сельскохозяйственной продукции на основе эффективного использования посевных площадей.
В целях создания условий для занятия предпринимательством и приобретения стабильного источника дохода в каждой семье:
1. Установить, что в каждом районе и городе страны, прежде всего в отдаленных регионах и местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями, реализуется программа «Каждая семья – предприниматель» (далее – Программа), направленная на обеспечение коренного улучшения материальных условий, значительных позитивных изменений в качестве и уровне образа жизни населения.
2. Определить основными направлениями Программы:
обеспечение оказания всемерной поддержки предпринимательских инициатив населения, желающего заниматься предпринимательством, выделения ему льготных кредитов и предоставления ответственными ведомствами систематической практической помощи на каждом этапе организации и осуществления предпринимательской деятельности;
обучение населения, не занимавшегося предпринимательством и доходообразующей деятельностью, навыкам предпринимательства и оказание ему практической помощи в организации соответствующего вида деятельности;
создание дополнительных рабочих мест путем оказания практического содействия в расширении деятельности субъектов предпринимательства;
создание возможностей для населения в зарабатывании дополнительного дохода посредством оказания финансовой поддержки в организации субъектов надомного труда и мелких производителей (микрофирм);
создание мини-кластеров – закрепление предпринимателей, имеющих бизнес-навыки и достигших положительных результатов в данной отрасли, за семьями, начавшими заниматься новой предпринимательской деятельностью в махаллях, с учетом специализации сельской местности и махаллей (ремесленничество, швейное производство, выращивание некоторых видов сельскохозяйственной продукции, организация компактных теплиц и другие);
коренное расширение объемов услуг, предоставляемых субъектам семейного предпринимательства на местах, создание объектов рыночной инфраструктуры, пунктов обслуживания и сервиса для организации торговли продукцией, произведенной семьями-предпринимателями;
создание дополнительных рабочих мест и источников дохода для населения путем предоставления свободных земельных участков в сельской местности и махаллях вновь создаваемым субъектам семейного предпринимательства;
выявление субъектов предпринимательства, временно не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не прошедших государственную регистрацию, и реализация конкретных мероприятий по восстановлению и легализации их деятельности.
3. В целях реализации Программы создать:
организационные рабочие группы по координации работ, осуществляемых в рамках программы «Каждая семья – предприниматель» (далее – Организационно-координирующие рабочие группы) во главе с первыми заместителями Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента;
специальные рабочие группы по обучению населения навыкам предпринимательства и даче им рекомендаций (далее – Специальные рабочие группы) под руководством заместителей Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, ответственных по вопросам инвестиций, инноваций, содействия приватизированным предприятиям, развития свободных экономических и малых промышленных зон и туризма;
территориальные рабочие группы по оказанию практического содействия в организации предпринимательской деятельности и мониторингу под руководством первых заместителей хокимов районов (городов) (далее – Территориальные рабочие группы).
При этом:
Организационно-координирующие рабочие группы формируются из числа ответственных сотрудников территориальных главных управлений Центрального банка, территориальных управлений по финансам, налогам, инвестициям, филиалов коммерческих банков и других ведомств экономического комплекса, руководящих сотрудников территориальных подразделений Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана;
Специальные рабочие группы формируются из числа представителей территориальных подразделений Торгово-промышленной палаты, по инвестициям, налогам, филиалов коммерческих банков, Ассоциации «Хунарманд», Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и других государственных органов;
Территориальные рабочие группы формируются из числа 50 процентов квалифицированных специалистов организаций, входящих в экономический комплекс, сотрудников филиалов банков, районных подразделений Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, сходов граждан махаллей и инспекторов по профилактике.
4. Возложить на Организационно-координирующие рабочие группы:
координацию работы Территориальных рабочих групп по результатам изучения каждой семьи;
принятие мер по решению проблем, представленных Территориальными рабочими группами по итогам изучения, внесение вопросов, требующих решения на республиканском уровне, в Кабинет Министров Республики Узбекистан, а также в соответствующие министерства и ведомства;
реализацию дополнительных мер по развитию предпринимательства в районах и городах, разработку предложений по созданию благоприятной деловой среды;
осуществление постоянного мониторинга деятельности Территориальных рабочих групп по вовлечению населения в предпринимательство и поддержке существующих субъектов и определение мер по повышению эффективности их деятельности на основе проведения ежемесячного мониторинга;
предоставление подробной информации координаторам Программы о предпринимаемых мерах в каждом районе и городе по выполнению задач, указанных в Программе, и их результатах.
5. Возложить на Специальные рабочие группы:
проведение выездных тренингов на тему «Основы осуществления предпринимательской деятельности и виды предпринимательства, соответствующие местным условиям» с целью направления граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, и предоставление им готовых бизнес-планов, подготовленных на основе конкретных расчетов;
формирование и ежемесячное обновление на основе постоянного изучения внутренних и внешних рынков базы данных по перечню и объему продукции, на которую имеется устойчивый и актуальный спрос, систематическое предоставление рекомендаций и распространение данной информации среди общественности посредством широкого использования средств массовой информации и сети Интернет;
проведение презентаций и оказание помощи в приобретении современных мини-технологий и оборудования по производству востребованной продукции для семей, желающих заниматься предпринимательской деятельностью;
создание возможности получения дополнительного дохода для лиц, проживающих в многоэтажных домах, путем создания микрофирм по производству продукции в малых объемах и продукции надомничества;
оказание содействия предпринимателям путем продажи производимой ими продукции (в том числе, бюджетным организациям).
6. Возложить на региональные рабочие группы обязанности по:
тщательному изучению потенциала, желаний и предложений каждой семьи и домохозяйств по занятию предпринимательской деятельностью путем их инвентаризации и полного охвата;
выявлению в ходе изучения предпринимательских идей и навыков семей, а также определение наличия соответствующих условий для осуществления данной деятельности;
анализу предпринимательского потенциала и возможности каждой семьи, проживающей в индивидуальном жилом и многоэтажном доме, предоставление им всесторонних консультаций и оказание содействия в организации предпринимательской деятельности с учетом особенностей места их проживания;
организации выделения коммерческими банками кредитов лицам, желающим начать или развивать предпринимательскую деятельность;
консультированию населения по эффективному использованию личных приусадебных земель и оказанию содействия в его осуществлении;
оказанию практической помощи в реализации новых проектов семьям, занимающимся предпринимательской деятельностью и имеющим желание расширить свою предпринимательскую деятельность, созданию надлежащих условий для восстановления деятельности субъектов предпринимательства и ремесленников, которые по определенным причинам прекратили свою деятельность, а также оказанию практической помощи в разрешении существующих проблем;
консультированию и оказанию содействия в организации предпринимательской деятельности, оформлении документов для ее осуществления, а также получении других государственных услуг;
посещению не реже одного раза в месяц семей, начавших осуществление предпринимательской деятельности, изучению эффективности использования предоставленных им льготных кредитов, возникающих в процессе их деятельности проблем и принятию мер по их устранению;
внесению выявленных в ходе изучения вопросов и предложений, подлежащих разрешению на областном и республиканском уровне, в Организационно-координирующие рабочие группы.
7. Возложить на координаторов Программы – заместителя министра финансов Республики Узбекистан А.Р. Каримова, заместителя министра экономики А.Ж. Артыкова, заместителя председателя Центрального банка Республики Узбекистан А.Р. Исламова координацию, осуществление системного мониторинга и оказание содействия в реализации Программы.
Координаторам Программы по итогам каждого месяца предоставлять информацию о проведенной рабочими группами работе в аппарат Президента Республики Узбекистан.
8. Рекомендовать Фонду поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель при Совете фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Фонду общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, при необходимости, обеспечить дополнительное финансирование мероприятий, предусмотренных Программой.
Государственному фонду поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Фонд) в приоритетном порядке предоставлять поручительства и компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам, выделяемым субъектам предпринимательства в рамках настоящей Программы.
Организационно-координирующим рабочим группам вносить в Фонд предложения о расширении направлений предоставления компенсаций для покрытия процентных расходов по кредитам, выделяемым субъектам предпринимательства.
9. Установить, что льготные кредиты коммерческих банков выдаются в сумме:
до стапятидесятикратного размера минимальной заработной платы – для развития семейного предпринимательства на основе рекомендации руководителей секторов по социально-экономическому развитию территорий и сходов граждан махаллей;
до тысячекратного размера минимальной заработной платы – зарегистрированным в установленном порядке субъектам малого бизнеса на основе поручительств третьих лиц, страховых полисов, залога приобретаемого в кредит имущества, поручительства Фонда и других предусмотренных законодательством видов обеспечения;
более чем тысячекратный размер минимальной заработной платы – для кредитования инвестиционных проектов субъектов предпринимательства на основе предусмотренных законодательством видов обеспечения.
10. Возложить на координаторов Программы предоставление на основе решений Организационно-координирующих рабочих групп заключений по выделению льготных кредитов в сумме более чем тысячекратный размер минимальной заработной платы на высокоэффективные проекты субъектов предпринимательства, направленные на создание устойчивых рабочих мест в районах и городах, за счет выделенных в рамках Программы ресурсов.
Членам Организационно-координирующих рабочих групп осуществлять мониторинг полного ввода в действие и эффективности дальнейшего функционирования проектов, по которым льготные кредиты выделены на основании их решения.
Координаторам Программы осуществлять особый контроль за состоянием реализации инвестиционных проектов, по которым кредиты выделены на основании решений Организационно-координирующих рабочих групп.
11. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно со страховыми организациями принять меры по установлению страховой премии в размере не более 1,5 процента и упрощению условий страхования при страховании коммерческими банками риска невозврата льготных кредитов.
12. Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок провести инвентаризацию неиспользуемых земельных участков и принять меры по отмене в установленном законодательством порядке прав на земельные участки, неиспользованные в установленные сроки, и выделению указанных земельных участков субъектам предпринимательства, начинающим и расширяющим свою деятельность в рамках настоящей Программы.
13. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан осуществлять конкретные меры по выявлению и регистрации предпринимателей, осуществляющих деятельность без государственной регистрации, и вносить по итогам каждого квартала информацию о принятых мерах в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
14. Министерству внешней торговли, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принимать меры по организации на постоянной основе регулярных выездных выставок современных мини-технологий и оборудования в районах и городах.
15. Реализовать начиная с 10 июня текущего года в качестве образца в районах и городах Андижанской области региональную программу «Каждая семья – предприниматель» (далее – Региональная программа).
Хокиму Андижанской области (Ш.К. Абдурахмонов) до 10 июня текущего года сформировать указанные в данном постановлении рабочие группы.
16. Принять к сведению, что на финансирование мероприятий, предусмотренных в Региональной программе, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям выделяются средства в размере 200 миллионов долларов США за счет привлечения кредитных линий зарубежных финансовых институтов.
Координаторам Программы обеспечить распределение указанных средств в разрезе коммерческих банков и районов (городов) Андижанской области исходя из потенциала районов (городов), обоснованности поступивших обращений, перспектив сформированных проектов и их направленности на создание дополнительных рабочих мест, имеющейся реальной потребности, а также предоставить им полномочия по перераспределению при необходимости выделенных средств.
Национальному банку внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (А.К. Мирсоатов) в соответствии с распределением координаторов Программы рефинансировать указанные кредитные средства коммерческим банкам, осуществляющим деятельность в Андижанской области, на условиях уплаты процентов в размере 3 процентов годовых.
17. Хокимияту Андижанской области (Ш.К. Абдурахмонов) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями, акционерным коммерческим Народным банком Республики Узбекистан принять меры по:
организации в месячный срок специальных ферм по адаптации к местным условиям породистого скота, птицы и кроликов;
ввозу из-за рубежа, разведению и созданию для данных ферм пород высокопродуктивного племенного скота, коз и кроликов, адаптированных под природно-климатические условия региона, и внедрению передовых технологий искусственного осеменения рогатого скота;
организации выставок пород племенного крупного рогатого скота, коз и кроликов, адаптированных к местным условиям на данных фермах, и созданию для населения возможности их приобретения по своему выбору и доступным ценам;
подробному разъяснению населению технологий содержания поголовья скота, кроликов и птиц, приобретенных у специальных ферм, последующей вакцинации поголовья скота и домашней птицы в каждом домохозяйстве, расширению сети искусственного осеменения племенного скота и беспрерывного оказания услуг ветеринарии;
оказанию инициаторам проектов всестороннего содействия в создании высококачественных предприятий по производству комбикормов, поставке витаминов, премиксов, добавок, комбикормов и ветеринарных препаратов с учетом годовых потребностей населения;
созданию производственных кластеров животноводства с привлечением крупных предпринимателей.
18. Заместителю Премьер-министра – министру финансов Республики Узбекистан Ж.А. Кучкорову, первому заместителю министра иностранных дел Б.З. Асадову и хокиму Андижанской области Ш.К. Абдурахмонову принять соответствующие меры по направлению в командировку ответственных сотрудников экономического комплекса области для изучения опыта зарубежных стран с передовым уровнем развития семейного предпринимательства.
19. Установить, что реализация Программы в других регионах республики осуществляется на основе постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан с указанием расчетов и конкретных источников ее финансирования.
20. Рекомендовать Центральному банку совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в недельный срок разработать порядок выделения кредитов в рамках программы «Каждая семья – предприниматель».
21. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана и другим средствам массовой информации широко освещать цели и задачи, определенные настоящим постановлением.
22. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Ж.А. Кучкорова.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 7 июня 2018 года.