О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте

У к а з
 
Президента Республики Узбекистан
За последние годы в республике проведена значительная работа по совершенствованию деятельности органов государственной власти на местах, направленная на комплексное развитие территорий, усовершенствование структуры исполнительной власти на местах, способной своевременно и эффективно разрешать проблемы, возникающие на местах.
Вместе с тем изучение реального положения дел в городе Ташкенте свидетельствует о наличии системных проблем и недостатков, сдерживающих ускоренный рост и модернизацию отраслей экономики, привлечение инвестиций, развитие социальной сферы, оперативное решение насущных проблем населения. В их числе:
первое, отсутствует комплексный подход и тесное взаимодействие хокимов и их заместителей с территориальными подразделениями органов государственного управления при решении социально-экономических проблем региона;
второе, на органы государственной власти на местах возложен ряд несвойственных задач и функций, не имеющих организационно-правовых и финансовых механизмов реализации, в результате чего при хокимиятах создаются обособленные квазигосударственные предприятия и организации, наделенные административными и управленческими функциями;
третье, наличие большого количества межведомственных территориальных коллегиальных органов (комиссии, советы), наделенных государственно-властными полномочиями, приводит к подмене задач и функций органов исполнительной власти на местах, размыванию ответственности за принимаемые решения и достижение конкретных результатов;
четвертое, отсутствие утвержденного генерального плана города Ташкента приводит к неупорядоченному строительству, не позволяет определять дальнейшее расширение деятельности субъектов предпринимательства, а также сдерживает опережающее социально-экономическое развитие столицы с учетом комплексного размещения социальных объектов и расширения инженерно-коммуникационных сетей;
пятое, действующий порядок материального стимулирования работников органов исполнительной власти на местах не соответствует объему возложенных на них задач, функций и ответственности, что влияет на эффективность их работы;
шестое, не на должном уровне задействованы механизмы депутатского и общественного контроля, действующий порядок организации деятельности Кенгашей народных депутатов не в полной мере обеспечивает контроль за деятельностью органов исполнительной власти на местах.
В целях коренного повышения эффективности деятельности органов государственной власти на местах, повышения их роли в решении насущных проблем на соответствующей территории, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан:
1. Принять предложение Кабинета Министров, Министерства юстиции Республики Узбекистан, хокимията города Ташкента о проведении с 1 сентября 2018 года правового эксперимента по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте, предусматривающего:
образование аппарата хокимов города Ташкента и районов, входящих в его состав (далее – районы), на базе соответственно аппаратов управления хокимиятов города Ташкента и районов, структура и штаты которых устанавливаются и изменяются соответствующим хокимом в пределах бюджета, утвержденного Кенгашем народных депутатов;
назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства строительства, Министерства жилищно-коммунального обслуживания и Государственного комитета по инвестициям Республики Узбекистан по городу Ташкенту хокимом города Ташкента по согласованию с соответствующим министром, а руководителей их районных подразделений – хокимом района по согласованию с руководителем соответствующего территориального органа государственного управления;
кардинальное сокращение территориальных межведомственных коллегиальных органов(комиссии, советы и другие) с участием хокима города Ташкента и его заместителей, наделенных государственно-властными полномочиями, с передачей их задач и функций соответствующим территориальным органам государственного управления.
2. Передать в подчинение хокимов города Ташкента, районов и структуру аппарата хокимов города Ташкента, районов соответственно:
Главное управление экономики и комплексного развития территорий города Ташкента и районные отделы экономики и комплексного развития территорий;
Главное финансовое управление хокимията города Ташкента и финансовые отделы хокимиятов районов;
Главное управление строительства города Ташкента и отделы строительства районов;
Главное управление жилищно-коммунального обслуживания города Ташкента и отделы жилищно-коммунального обслуживания районов;
территориальное управление Государственного комитета по инвестициям по городу Ташкенту и отделы по инвестициям районов.
3. Установить в городе Ташкенте следующий порядок организации работ органов государственного управления, указанных в пункте 2 настоящего Указа:
а) республиканские органы государственного управления осуществляют:
единую государственную политику в соответствующих сферах;
методическое обеспечение и координацию деятельности территориальных органов государственного управления;
единую кадровую политику, направленную на укомплектование соответствующих структур квалифицированными кадрами;
б) хокимы города Ташкента и районов осуществляют общее руководство деятельностью территориальных органов государственного управления города Ташкента и районов, организуют эффективное выполнение возложенных на них задач;
в) территориальные органы государственного управления города Ташкента подчиняются хокиму города Ташкента и представляют отчет о своей деятельности в соответствующий республиканский орган государственного управления;
г) территориальные органы государственного управления районов города Ташкента подчиняются хокиму района и представляют отчет о своей деятельности в соответствующий территориальный орган государственного управления города Ташкента.
4. Одобрить предложения хокимията города Ташкента о:
а) создании Управления по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий города Ташкента на базе Специализированного управления по содержанию, эксплуатации и ремонту каналов при Главном управлении благоустройства города Ташкента, определив его основными задачами:
проведение единой технической политики по содержанию каналов
и сооружений на них, расположенных на территории города Ташкента;
обеспечение надлежащего санитарного состояния и технической надежности каналов и водохозяйственных сооружений, расположенных
на территории города Ташкента;
подготовку каналов для надежной эксплуатации и содержания их в рабочем состоянии;
осуществление функций по комплексному и кардинальному улучшению санитарной очистки каналов, благоустройству прилегающей к каналам территории в соответствии с санитарными, экологическими нормами и правилами;
осуществление реконструкции городских участков каналов путем бетонирования их русел, формирование вдоль набережных рекреационной зоны с применением современной ландшафтной архитектуры;
повышение эффективности использования выделенных средств, материально-технических ресурсов, специальной техники и оборудования, в том числе с внедрением водо-, энергосберегающих технологий;
б) создании в структуре исполнительной власти города Ташкента Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Ташкента, определив его основными задачами:
совершенствование системы организации, управления, разработки
и применения эффективных механизмов регулирования и развития городского транспорта;
разработку городских программ в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, а также парковочного пространства;
повышение надежности, безопасности и комфортности функционирования городского пассажирского транспорта;
планирование, проектирование, внедрение безопасных и эффективных программ и схем организации дорожного движения, в том числе систем регулирования дорожного движения, современных интеллектуальных информационно-коммуникационных систем для обеспечения эффективности использования дорог, дорожных объектов и дорожно-транспортных сооружений;
координацию деятельности организаций города Ташкента, в том числе коммунальных и эксплуатационных организаций, вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, в сфере эксплуатации и строительства объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и дорожных объектов.
5. Ввести должности:
первого заместителя хокима города Ташкента по вопросам архитектуры, капитального строительства и развития коммуникаций, упразднив должность первого заместителя хокима города Ташкента по вопросам капитального строительства, коммуникаций и коммунального хозяйства;
заместителя хокима города Ташкента – начальника Главного управления жилищно-коммунального обслуживания, упразднив должность начальника Главного управления жилищно-коммунального обслуживания города Ташкента;
заместителя хокима города Ташкента – начальника Управления по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий города Ташкента;
руководителя аппарата хокима города Ташкента.
6. Установить, что:
хоким города Ташкента и хокимы районов возглавляют исполнительную власть на соответствующей территории в соответствии с примерными структурами согласно приложениям №№ 1 и 2;
организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Кенгашей народных депутатов города Ташкента и районов осуществляется их секретариатами, создаваемыми в соответствии с настоящим Указом, а хокимов и их заместителей – аппаратом соответствующего хокима;
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Ташкента подчиняется хокиму города Ташкента;
штатная численность Управления по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий, а также Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Ташкента определяется хокимом города Ташкента;
сумма перевыполнения утвержденных параметров от отчисляемых налогов между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом города Ташкента, в части республиканского бюджета Республики Узбекистан, перечисляется в местный бюджет города Ташкента.
7. Упразднить:
территориальные межведомственные коллегиальные органы (комиссии, советы) с участием хокима города Ташкента и его заместителей с передачей их задач и функций уполномоченным органам согласно приложению № 3;
государственные унитарные предприятия при хокимияте города Ташкента в установленном порядке согласно приложению № 4.
8. Рекомендовать Кенгашам народных депутатов города Ташкента и районов:
образовать действующий на постоянной основе секретариат Кенгаша народных депутатов,финансируемый за счет средств местного бюджета и возглавляемый секретарем Кенгаша народных депутатов из числа депутатов, а также утвердить его структуру;
усилить работу по осуществлению депутатского, общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти на местах, в том числе путем утверждения и исполнения ежемесячных планов работы Кенгаша народных депутатов по систематическому и критическому анализу деятельности хокимов и территориальных органов государственного управления.
9. Предоставить право:
а) Кенгашу народных депутатов города Ташкента:
устанавливать за счет перевыполнения прогноза доходов местных бюджетов надбавку к должностным окладам работников секретариатов Кенгашей народных депутатов в размере до 200 процентов от их должностного оклада по результатам оценки их деятельности;
выдавать гарантии и поручительства от имени города Ташкента в пользу юридических лиц и физических лиц за счет средств бюджета города Ташкента, в пределах размера резервного фонда и с последующим уведомлением об этом Министерства финансов Республики Узбекистан;
б) хокиму города Ташкента и хокимам районов устанавливать за счет перевыполнения прогноза доходов местных бюджетов надбавку к должностным окладам работников аппарата хокимов города Ташкента и районов, а также территориальных органов государственного управления в размере до 200 процентов от должностного оклада по результатам оценки их деятельности.
10. Ввести в действие с 1 октября 2018 года на территории города Ташкента:
отчисления по отдельным видам поступлений, перераспределяемые между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом города Ташкента, согласно приложению № 5;
дополнительные поступления, зачисляемые в полном объеме в доходы бюджетов районов, согласно приложению № 6.
11. Утвердить «дорожную карту» по коренному реформированию системы управления города Ташкента (далее – «дорожная карта») согласно приложению № 7.
Возложить:
на Службу правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности аппарата Президента Республики Узбекистан осуществление контроля и мониторинга за реализацией мероприятий, предусмотренных «дорожной картой»;
на хокима города Ташкента, руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «дорожной картой».
12. Хокиму города Ташкента в срок до 1 октября 2018 года обеспечить проведение международного конкурса на разработку проектов концепции генерального плана города Ташкента и генерального плана города Ташкента.
Возложить функции заказчика по разработке концепции генерального плана города Ташкента и генерального плана города Ташкента на аппарат хокима города Ташкента.
13. Определить источниками финансирования разработки проекта концепции генерального плана города Ташкента и генерального плана города Ташкента:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства субъектов предпринимательства, привлекаемые на условиях государственно-частного партнерства.
14. Хокиму города Ташкента внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
до 1 января 2019 года проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении концепции генерального плана города Ташкента;
до 1 декабря 2019 года на основе утвержденной концепции генерального плана города Ташкента – проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении генерального плана города Ташкента.
15. Министерствам и ведомствам оказывать содействие аппарату хокима города Ташкента при разработке проектов концепции генерального плана города Ташкента и генерального плана города Ташкента, обеспечивать в пределах компетенции материалами, необходимыми для их качественной и своевременной разработки.
16. Установить, что до утверждения генерального плана города Ташкента и четкого определения перспектив архитектурного развития столицы:
запрещается проведение работ по сносу, реконструкции и капитальному строительству в старогородской части города Ташкента;
при строительстве новых жилых массивов в других районах города Ташкента в обязательном порядке предусматривается комплексное размещение социальных объектов и расширение инженерно-коммуникационных сетей.
17. Разрешить хокиму города Ташкента привлекать свободные средства населения на рентабельные инвестиционные проекты, одобренные или разработанные Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, путем эмиссии ценных бумаг в виде облигаций города Ташкента или акций вновь создаваемых хозяйственных обществ.
Министерству финансов и Центру по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции Республики Узбекистан оказать хокиму города Ташкента содействие в осуществлении эмиссии ценных бумаг.
18. Одобрить предложение хокима города Ташкента, Министерства строительства и Госкомконкуренции Республики Узбекистан о создании на базе:
государственных унитарных предприятий «ИК «Служба единого заказчика», «Управление капитального строительства», «Тошкентуй-жойкурилиш» и «Моддий-техник таъминотбошкармаси» инжиниринговой компании «Тошкенткурилишинвест» в форме государственного унитарного предприятия, определив его в качестве единого заказчика по организации на территории города Ташкента строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов за счет централизованных источников финансирования;
государственного унитарного предприятия «Департамент по эксплуатации административных зданий» Центра по управлению муниципальными активами в форме государственного унитарного предприятия, возложив на него задачи по эффективному управлению муниципальным имуществом, в том числе государственными предприятиями и долями в уставном фонде хозяйственных обществ, находящихся в муниципальной собственности.
Разрешить хокиму города Ташкента часть доходов, поступающих от управления муниципальными активами и сдачи их в аренду, направлять в том числе на материально-техническое обеспечение деятельности аппарата хокима города Ташкента и материальное стимулирование его работников.
19. Установить порядок, в соответствии с которым формирование списков территорий, предоставляемых для размещения сооружений объектов внешней рекламы, осуществляется Главным управлением строительства города Ташкента совместно с органами внутренних дел и территориальными подразделениями Госкомконкуренции Республики Узбекистан.
Определить, что все средства, поступающие от выдачи разрешения, за вычетом расходов на проведение электронных аукционных торгов, направляются в бюджеты районов города Ташкента.
20. Хокиму города Ташкента обеспечить создание интерактивных порталов аппарата хокимов города Ташкента и районов, позволяющих в режиме реального времени:
а) получать от граждан предложения по расходованию определенной части средств местного бюджета, в том числе средств Фонда благоустройства и улучшения благосостояния города Ташкента, привлекаемых средств за счет выпуска облигаций города Ташкента, с их направлением на цели, которые получили наибольшее число голосов;
б) наблюдать за поступлениями в местный бюджет, а также вести мониторинг их расходования путем фиксирования осуществляемых мероприятий и количества израсходованных на них средств с обеспечением прозрачности и открытости;
в) осуществлять взаимодействие аппарата хокимов города Ташкента и районов с жителями соответствующей территории путем:
приема предложений и замечаний жителей столицы по вопросам совершенствования жилищно-коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, благоустройства территорий;
оперативного реагирования хокимов и работников аппарата хокима на предложения и замечания жителей столицы;
контроля за исполнением предложений и замечаний жителей столицы;
открытого формирования очереди и списка лиц, претендующих на доступное жилье в городе Ташкенте;
размещения программ развития территорий, строительства и реконструкции объектов, приема предложений субъектов предпринимательства;
определения рейтинга хокимов районов и руководителей территориальных органов государственного управления по итогам голосования жителей столицы.
21. Рекомендовать Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
оказывать содействие Кенгашам народных депутатов города Ташкента и районов в организации и осуществлении эффективного депутатского контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Ташкента и районов;
внедрить практику проведения обсуждений на заседаниях Кенгаша народных депутатов вопросов, вносимых на рассмотрение в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
рассматривать на своих заседаниях вопросы социально-экономического развития территорий по обращениям Кенгашей народных депутатов.
22. Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по определению подразделений, ответственных за обеспечение соблюдения законодательства и правопорядка в сфере эксплуатации каналов и благоустройства прилегающих к ним территорий в городе Ташкенте.
24. Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами провести инвентаризацию законодательства на предмет выявления несвойственных и дублирующих функций органов государственной власти на местах, по результатам внести предложения по их оптимизации;
совместно с Госкомконкуренции, Министерством финансов Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах внести предложения по конкретному разграничению публичной собственности на республиканскую и муниципальную собственность;
внести предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство по совершенствованию, а также упорядочению регулирования деятельности органов государственной власти на местах.
25. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
с учетом международного опыта в срок до 1 декабря 2018 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О статусе столицы Республики Узбекистан»;
по итогам проведенного правового эксперимента в городе Ташкенте в срок до 1 июля 2019 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» в новой редакции.
26. Министерству финансов Республики Узбекистан внести изменения в параметры республиканского бюджета Республики Узбекистан и местного бюджета города Ташкента в соответствии с настоящим Указом.
27. Счетной палате и Главному управлению государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан
на системной основе осуществлять контроль за целевым использованием средств местных бюджетов при исполнении требований настоящего Указа.
28. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и исполняющего обязанности хокима города Ташкента Артикходжаева Ж.А.
Президент Республики Узбекистан                    Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
17 августа 2018 года