Надежная защита государственного устройства, неприкосновенность государственных границ, неукоснительное соблюдение прав и свобод человека, межнациональное согласие, религиозная толерантность, мир и спокойствие в обществе являются важнейшими условиями построения демократического правового государства, ускоренного социально-экономического развития страны.
Служба национальной безопасности Республики Узбекистан занимает особое место в системе защиты конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности, экономического и оборонного потенциала страны от внешних и внутренних угроз.
Вместе с тем, возложение на Службу национальной безопасности всех аспектов обеспечения национальной безопасности при отсутствии законодательного акта, четко определяющего ее статус, задачи и пределы полномочий, способствовало необоснованному вмешательству данного ведомства во все сферы деятельности государственных органов.
Приоритетные направления развития страны на современном этапе, успешная реализация задач по реформированию всех сфер государственной и общественной жизни требуют формирования качественно новой системы обеспечения государственной безопасности.
В целях коренного совершенствования деятельности по защите конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Преобразовать Службу национальной безопасности Республики Узбекистан в Службу государственной безопасности Республики Узбекистан.
Установить, что Служба государственной безопасности Республики Узбекистан является правопреемником Службы национальной безопасности Республики Узбекистан по ее правам, обязательствам и договорам.
Определить Службу государственной безопасности Республики Узбекистан специально уполномоченным органом, осуществляющим защиту конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз.
2. Определить приоритетными направлениями организации деятельности Службы государственной безопасности Республики Узбекистан (далее – Служба):
создание прочной законодательной базы, четко определяющей правовой статус, полномочия и направления деятельности Службы в качестве специально уполномоченного органа государственной безопасности;
внедрение действенных форм и методов противодействия современным вызовам и угрозам;
формирование организационной структуры, позволяющей эффективно использовать имеющиеся силы и средства в решении задач по обеспечению государственной безопасности с учетом складывающейся общественно-политической и социально-экономической ситуации;
организацию деятельности Службы на основе принципа конспирации, исключающего огласку сведений о формах и методах работы по обеспечению государственной безопасности, а также ведомственной принадлежности военнослужащих Службы;
внедрение действенных механизмов, гарантирующих неукоснительное соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан;
создание принципиально новой системы отбора и подготовки кадров, нацеленной на привлечение в Службу всесторонне развитой и патриотичной молодежи, способной достойно защищать интересы Республики Узбекистан;
усиление социальной защиты военнослужащих Службы путем обеспечения достойной оплаты труда, улучшения жилищно-бытовых условий и совершенствования системы охраны здоровья.
3. Основными задачами и направлениями деятельности Службы определить:
обеспечение государственной безопасности и защиты интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, укрепление законности и верховенства закона, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в данной сфере;
осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению посягательств на конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность Республики Узбекистан;
охрану и защиту Государственной границы Республики Узбекистан;
ограждение Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса Республики Узбекистан от вызовов, рисков и угроз государственной безопасности, участие в реализации стратегических инициатив по укреплению обороноспособности страны;
борьбу с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ;
предупреждение, выявление и пресечение деструктивной деятельности, направленной на пропаганду национальной, этнической и религиозной вражды, представляющей угрозу государственным интересам и безопасности;
обеспечение государственной безопасности в экономической, научно-технической, социальной и информационной сферах, защиту культурно-исторического и богатого духовного наследия народа Республики Узбекистан;
противодействие проявлениям коррупции в государственных органах и иных организациях, представляющим угрозу государственным интересам и безопасности;
обеспечение государственной безопасности в сфере телекоммуникаций и транспорта, предупреждение, выявление и пресечение предпосылок к чрезвычайным ситуациям;
осуществление оперативно-розыскной деятельности, проведение доследственной проверки и предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к компетенции Службы;
контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальной связи и организацией криптографической защиты информации в государственных органах и иных организациях;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, представляющих угрозу государственным интересам и безопасности;
совершенствование и поддержание состояния боевой и мобилизационной готовности Службы, подготовку сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и введении военного положения.
4. Передать с 1 апреля 2018 года функции по выдаче:
допусков к выполнению работ по проектированию, монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию технических средств охраны на особо важных и категорированных объектах Республики Узбекистан – Министерству внутренних дел Республики Узбекистан;
справок о допуске соискателей лицензии на проектирование, строительство, эксплуатацию и ремонт режимных оборонных объектов – Министерству обороны Республики Узбекистан.
5. Принять к сведению, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года № УП–5308 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан
в 2017–2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» группой депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан подготовлен проект закона Республики Узбекистан «О Службе национальной безопасности Республики Узбекистан».
Рекомендовать Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан доработать проект закона с учетом положений настоящего Указа.
6. Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно со Службой в месячный срок разработать и утвердить Программу строительства доступных жилых домов для военнослужащих Службы государственной безопасности Республики Узбекистан на 2018–2022 годы.
7. Утвердить образцы флага и эмблемы Службы государственной безопасности Республики Узбекистан согласно приложениям №№ 1 и 2.
Установить, что порядок использования флага и эмблемы утверждается председателем Службы.
8. Службе в двухмесячный срок внести проекты постановлений Президента Республики Узбекистан, предусматривающие:
организацию деятельности Службы;
совершенствование деятельности образовательных учреждений Службы;
повышение эффективности системы охраны Государственной границы Республики Узбекистан.
9. Министерству юстиции совместно со Службой и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и секретаря Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан Махмудова В.В.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 14 марта 2018 года.
В центре флага изображен геральдический знак – эмблема Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.
Длина флага Службы государственной безопасности Республики Узбекистан – 250 см, ширина – 125 см.
На кольцевой полосе сверху надпись белыми прямыми литерами латинского алфавита: «O’ZBEKISTON RESPUBLIKASI», снизу: «DAVLAT XAVFSIZLIK XIZMATI». Надписи разделены между собой двумя восьмиконечными звездами, символизирующими знак утверждения.
В центре круга изображен треугольный, вытянутый книзу щит с вырезанными верхними углами, символизирующий защиту государства и общества от внешних и внутренних угроз. Поле щита серебряное. В центре щита изображен Государственный герб Республики Узбекистан.
От Государственного герба Республики Узбекистан до каёмки щита растянуты прямые линии, символизирующие лучи солнца.
В двух вырезанных верхних и нижнем углах щита изображены 3 кольца, символизирующие охрану интересов личности, общества и государства.
За щитом – меч, вертикально установленный по оси симметрии острием вниз. Меч символизирует силу, честь, справедливость, отвагу и бдительность.
Меч серебристого цвета. Рукоять меча состоит из семи ободков, символизирующих основные принципы деятельности Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.
За щитом и мечом изображен симметрично развевающийся в стороны Государственный флаг Республики Узбекистан.
Расположение Государственного флага Республики Узбекистан за щитом и мечом символизирует защищенность конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственных интересов от внешних и внутренних угроз.
Успешная реализация стратегических задач и принципиально важных реформ на современном этапе развития страны требует совершенствования деятельности не только органов государственного и хозяйственного управления, но также правоохранительных структур.
В своем Послании Олий Мажлису 22 декабря 2017 года Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев указал на необходимость реформирования Службы национальной безопасности Республики Узбекистан.
Главой государства ставились задачи по обеспечению неукоснительного соблюдения норм Конституции и законов, безусловной реализации принципа сдержек и противовесов в системе правоохранительных структур, исключению подмены и дублирования задач и функций других органов.
В этом контексте принятый Президентом Республики Узбекистан Указ «О мерах по совершенствованию системы государственной безопасности Республики Узбекистан»заложил основы качественно новой системы обеспечения государственной безопасности, определив современный облик специальной службы, способной эффективно противостоять вызовам и угрозам.
В соответствии с Указом Служба национальной безопасности преобразована в Службу государственной безопасности Республики Узбекистан. Исключение из названия ведомства понятия «национальная безопасность» связано с необходимостью устранения фактора, который способствовал необоснованному расширению его полномочий, поскольку любая проблема локального масштаба могла рассматриваться как угроза национальной безопасности. Преобразование сосредоточит внимание ведомства на реальных угрозах государственной значимости. Термин «государственная безопасность» четко обозначит пределы обеспечения безопасности и разграничит направления работы в данной сфере.
Указом Служба государственной безопасности определена специально уполномоченным органом, осуществляющим защиту конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз.
Определены приоритетные направления организации деятельности Службы государственной безопасности.
Во-первых, предусматривается разработка и принятие Закона «О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан» с определением статуса, полномочий и направлений деятельности данного ведомства. Действующее Положение о Службе национальной безопасности, принятое 26 лет назад, не способствует эффективной организации деятельности и не отражает произошедших значительных изменений в общественно-политической и социально-экономической жизни страны.
Во-вторых, определена необходимость внедрения действенных форм и методов противодействия современным вызовам и угрозам, формирования в этих целях эффективной организационной структуры ведомства.
В-третьих, отмечена особая важность неукоснительного соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, Службой государственной безопасности приоритетное значение будет придаваться строгому выполнению законодательных гарантий прав человека.
В-четвертых, будет создана принципиально новая система отбора и подготовки кадров, усилена социальная защита военнослужащих. Данные меры будут способствовать привлечению в Службу государственной безопасности всесторонне развитой и патриотичной молодежи. При этом подчеркнут статус представителей ведомства в качестве военнослужащих, что подразумевает распространение на них всех ограничений и обязанностей, связанных с несением воинской службы.
В-пятых, определено, что Служба государственной безопасности организует свою деятельность на основе принципа конспирации, исключающего огласку сведений о формах и методах работы ведомства и ведомственной принадлежности военнослужащих. Это обеспечит наиболее эффективное использование имеющихся сил и средств в решении задач по обеспечению государственной безопасности.
В целях исключения несвойственных задач и функций с 1 апреля 2018 года передаются другим ведомствам или упраздняются отдельные разрешительные полномочия, относившиеся к компетенции Службы национальной безопасности.
Указом утверждены образцы флага и эмблемы Службы государственной безопасности.
Учреждение ведомственной символики будет способствовать повышению боевого духа военнослужащих и сплотит их для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности.
В решении Президента Республики Узбекистан содержится ряд поручений, реализация которых решит накопившиеся проблемы в сфере обеспечения государственной безопасности. В данной связи предусмотрена разработка:
постановлений Президента Республики Узбекистан, направленных на организацию деятельности ведомства, совершенствование деятельности его образовательных учреждений и повышение эффективности системы охраны Государственной границы;
программы строительства доступных жилых домов для военнослужащих Службы государственной безопасности на 2018–2022 годы.
Принятый Указ Президента Республики Узбекистан является решением исторической значимости, закладывающим правовую основу формирования качественно новой системы обеспечения государственной безопасности.
Реализация данного решения Главы государства будет способствовать переходу на новый уровень системы защиты конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности, государственных интересов страны от внешних и внутренних угроз.