Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проводятся широкомасштабные реформы по цифровизации всех сфер путем внедрения современных информационных технологий, дальнейшего улучшения в результате качества услуг, оказываемых населению, а также повышению эффективности деятельности представителей ряда сфер.

В настоящее время существует необходимость обеспечения системности и последовательности в реализации задач, установленных в данном направлении, в рамках которых требуется поднятие оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам на новый уровень посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры.

В целях устранения бюрократии и излишней бумажной волокиты, внедрения электронного документооборота с судами, правоохранительными органами и иными государственными органами в деятельность адвокатуры, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли»:

1. Определить приоритетными задачами внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры:

повышение независимости института адвокатуры от государственных органов и иных структур путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и исключения человеческого фактора;

эффективную организацию электронного обмена данными между адвокатурой, судом, правоохранительными органами и иными государственными органами в целях обеспечения оперативного получения информации, необходимой для осуществления адвокатской деятельности;

расширение возможности оказания адвокатами юридической помощи физическим и юридическим лицам в режиме онлайн посредством специальной информационной программы;

формирование информационных систем, баз данных и иных программных продуктов, необходимых для деятельности адвокатуры, а также принятие мер по обеспечению комплексной защиты и конфиденциальности хранящейся в них информации.

2. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года:

а) выдача лицензии на право занятия адвокатской деятельностью осуществляется и оформляется посредством информационной системы «Лицензия» с сохранением действующего порядка сдачи претендентом квалификационного экзамена.

При этом:

решение об успешной сдаче претендентом квалификационного экзамена и соответствующие документы оформляются и вносятся в электронный реестр адвокатов посредством информационной системы «Лицензия»;

претендентам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, предоставляется возможность получения адвокатской лицензии посредством информационной системы «Лицензия» в любое время без обращения в соответствующий орган юстиции;

факты приостановления или прекращения действия лицензии автоматически регистрируются в информационной системе «Лицензия»;

б) государственная регистрация, перерегистрация и ликвидация адвокатских структур осуществляются исключительно в электронной форме в соответствии с принципом «одно окно» посредством Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

При этом:

документы, необходимые для государственной регистрации (принятия на учет), перерегистрации и ликвидации (снятия с учета) адвокатских структур, размещаются на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан в электронной форме;

отменяется практика заверения учредительных документов адвокатских структур печатью органа юстициипроставления отметки «зарегистрирован» с внедрением порядка присвоения им электронного QR-кода и идентификационного номера;

при регистрации наименования адвокатской структуры информация об отсутствии одинаковых или аналогичных наименований получается в режиме онлайн;

в) для начала адвокатской деятельности предоставляются композитные услуги по сдаче квалификационного экзаменаполучению лицензии на осуществление адвокатской деятельности и государственной регистрации адвокатских бюро.

При этом:

отменяется порядок истребования от претендентов соответствующих документов в бумажной форме для сдачи квалификационного экзамена с внедрением практики их направления в электронной форме;

внедряется порядок электронного уведомления о времени и месте проведения экзамена с проверкой соответствия претендента на получение статуса адвоката установленным требованиям;

внедряется порядок выдачи удостоверения адвоката с нанесенным специальным QR-кодом, предоставляющим возможность получения информации о статусе адвоката.

Министерству юстиции (Давлетов Р.) в трехмесячный срок:

пересмотреть действующий порядок государственной регистрации (принятия на учет) адвокатских структур;

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, устанавливающего порядок, предусмотренный настоящим пунктом, а также принять меры по проведению необходимых организационно-технических мероприятий.

3. Согласиться с предложением Министерства юстиции о запуске с 1 января 2023 года информационной системы «Юридическая помощь», предусматривающей цифровизацию процессов оказания юридической помощи гражданам, интеграцию сферы адвокатуры с деятельностью судов, правоохранительных органов и иных государственных органов.

Определить, что в рамках информационной системы «Юридическая помощь»:

формируются электронный реестр адвокатов и персональный электронный кабинет адвоката;

посредством персонального электронного кабинета адвоката предоставляется возможность онлайн-диалога с физическими и юридическими лицами, онлайн-заключения по желанию доверителя соглашения (договора) о дистанционном оказании юридической помощи с использованием электронной цифровой подписи, а также оказания юридической помощи в режиме онлайн;

внедряется электронный документооборот между адвокатурами, судами, правоохранительными и иными государственными органами (за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну);

создается возможность электронного уведомления адвоката должностными лицами органа, осуществляющего доследственную проверку, дознавателем, следователем, прокурором или судом о времени и месте проведения доследственной проверки, дознания, следственных действий или судебного заседания;

внедряется практика направления запроса адвоката в электронной форме и представления необходимых документов для оказания юридической помощи на основании запроса адвоката в электронной форме;

приостановление статуса адвоката по заявлению самого адвоката производится в электронной форме путем направления адвокатом уведомления.

4. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 февраля 2023 года:

а) внедряется практика выдачи адвокатскими структурами «Электронного ордера адвоката» с нанесенным специальным QR-кодом, приравненным к статусу ордера традиционной формы (далее – ордер), адвокату для ведения определенного дела;

При этом:

непосредственно в информационную систему «Юридическая помощь» вносятся исключительно реквизиты (номер и дата заключения договора) всех договоров, заключенных адвокатской структурой с доверителем, являющиеся основанием для получения «Электронного ордера адвоката» с нанесенным QR-кодом;

в качестве альтернативы создается возможность установления полномочий адвоката на ведение определенного дела также посредством «Электронного ордера адвоката» с нанесенным QR-кодом государственным органом или организацией, в которую направлен адвокатский запрос, судом или правоохранительным органом, рассматривающим соответствующее дело;

б) при оформлении в качестве альтернативы ордера в бумажной форме внесение в информационную систему «Юридическая помощь» сведений о данном ордере является обязательным;

в) отменяются требования, предъявляемые к форме адвокатского запроса, включая приложение к нему копии ордера, а также к ведению книги учета ордеров.

5. Установить, что в связи с внедрением информационной системы «Юридическая помощь»:

привлечение адвоката к работе за счет государства производится путем случайного электронного отбора с исключением человеческого фактора;

внедряется порядок организации повышения квалификации адвокатов в режиме онлайн и выдачи документов, подтверждающих повышение квалификации, в электронной форме;

отменяется сбор статистической информации от адвокатских структур в традиционной форме с внедрением автоматического обобщения данной информации.

Министерству юстиции (Давлетов Р.) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) в срок до 1 января 2023 года обеспечить утверждение проекта нормативно-правового акта о порядке деятельности информационной системы «Юридическая помощь», а также запуск и создание специального мобильного приложения данной системы.

Определить Министерство юстиции ответственным органом государственного управления за интеграцию информационной системы «Юридическая помощь» с другими информационно-коммуникационными системами, ее бесперебойное функционирование, а также обеспечение информационной безопасности и неразглашение адвокатской тайны.

6. Установить, что финансирование расходов, связанных с вводом в эксплуатацию, техническим обслуживанием и поддержкой информационной системы «Юридическая помощь», осуществляется за счет средств Фонда развития органов и учреждений юстиции и иных источников, не запрещенных актами законодательства.

7. Министерству юстиции совместно с Палатой адвокатов в связи с внедрением информационной системы «Юридическая помощь» принять в срок до 1 ноября 2022 года меры по включению в программы профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов вопросов повышения цифровой грамотности и квалификацииобучения адвокатов информационным технологиям и информационной безопасности.

8. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

9. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д.

 

           Президент

Республики Узбекистан                                                                                                 Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

30 мая 2022 года.