Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях создания единой базы по научным исследованиям о выращивании и переработке лекарственных растений, проводимым в регионах республики, регулярного изучения передовых научных разработок зарубежных государств, установления сотрудничества с ведущими научными учреждениями, а также внедрения в республике современных технологий и научных разработок, повышения эффективности задействования имеющихся возможностей:

1. Одобрить предложение Государственного комитета по лесному хозяйству, Министерства сельского хозяйства, Министерства инновационного развития, Министерства здравоохранения и Академии наук об образовании Научно-производственного центра по выращиванию и переработке лекарственных растений (далее – Центр) при Государственном комитете по лесному хозяйству в форме государственного учреждения на базе Центра выращивания и переработки лекарственных растений «Шифобахш».

2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Центра:

формирование и реализацию единой стратегии выращивания и переработки лекарственных растений на научной основе, а также их рационального использования;

изучение ареалов и выявление ресурсов дикорастущих видов лекарственных растений на территории республики, сохранение генофонда имеющихся биоресурсов, создание маточных плантаций;

выращивание, подготовку и увеличение семенного материала, создание коллекционных питомников, а также проведение научных и практических исследований, связанных с переработкой их сырья;

разработку научно обоснованных предложений по налаживанию культурного выращивания лекарственных растений с учетом определенных почвенно-климатических условий;

разработку агротехнологических карт культурно выращиваемых лекарственных растений с учетом почвенно-климатических условий на основе заказов Министерства сельского хозяйства и Государственного комитета по лесному хозяйству;

проведение изучения химического состава лекарственных растений, стандартизации и сертификации продукции из них;

проведение маркетинговых исследований по изучению спроса на лекарственные растения на внутреннем и внешнем рынках;

подготовку программ, направленных на повышение квалификации руководителей и специалистов фермерских хозяйств, организаций и других субъектов, занимающихся выращиванием и переработкой лекарственных растений, с организацией системы обучения.

3. Одобрить предложение Государственного комитета по лесному хозяйству и Министерства инновационного развития о создании кластеров по выращиванию и научному производству лекарственных растений в целях сооружения образцовых плантаций, организации лабораторий, внедрения в производство научных разработок с привлечением частного сектора. При этом:

выращивание лекарственных растений и деятельность кластеров по выращиванию и научному производству лекарственных растений финансируются за счет банковских кредитов, средств инициаторов и международных финансовых институтов, а также иных источников, не запрещенных законодательством;

конкретные проекты выращивания лекарственных растений методами кластера и кооперации, реализуемые за счет средств международных финансовых институтов, представляются коммерческим банкам Центром.

4. Установить, что:

Центру предоставляется право на ежегодное внесение в срок до 1 июня предложений о размещении лекарственных растений в Министерство сельского хозяйства и Государственный комитет по лесному хозяйству исходя из спроса на внешнем и внутреннем рынках, а также результатов маркетинга;

20 процентов от платежей, взимаемых за выдачу разрешений на сбор (заготовку), ввоз и вывоз лекарственных растений, а также за рассмотрение заявлений, направляемых в местные бюджеты, используются Центром для покрытия затрат на сохранение, проведение инвентаризации, создание культурных плантаций, организацию маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе исчезающих, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений;

Центр ежеквартально вносит предложения об осуществленных мерах, достигнутых результатах, возникающих проблемах, а также путях их решения в Государственный комитет по лесному хозяйству и Министерство сельского хозяйства по подведомственности.

5. Закрепить за Научно-производственным центром по выращиванию и переработке лекарственных растений учреждения по перечню согласно приложению № 1 в целях оказания ими методической и практической помощи.

При этом каждое учреждение закрепляет специалистов для разработки научно обоснованных предложений и разработок по сохранению, проведению инвентаризации, созданию культурных плантаций и организации маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе исчезающих, а также разработке технологических карт выращивания лекарственных растений.

6. Центру совместно с Академией наук (Юлдашев Б.С.), Министерством инновационного развития (Абдурахманов И.Ю.) и Министерством сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.):

сформировать базу данных научных исследований и новых инновационных разработок по лекарственным растениям, проводимых научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями, обеспечить их обновление на системной основе;

организовать участок и генный банк коллекции лекарственных растений, активно используемых в медицине и народной медицине;

создать при Центре лабораторию по сертификации и стандартизации сырья лекарственных растений и продукции, получаемой из них. При этом Министерству сельского хозяйства принять меры по направлению кредитных средств, привлеченных в рамках проекта Всемирного банка «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан», на основании конкретных расчетов Центра.

7. Государственному комитету по лесному хозяйству (Бакиров Н.Ж.) и Министерству сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.):

организовать направление специалистов на зарубежные стажировки в государства с высоким уровнем развития сферы лекарственных растений;

привлечь гранты международных финансовых институтов на внедрение в практику результатов научных исследований по выращиванию лекарственных растений и организации производства из них лекарственных средств;

совместно с Академией наук (Юлдашев Б.С.) обеспечить проведение международных, республиканских конференций и симпозиумов о выращивании и переработке лекарственных и пряных растений на постоянной основе;

совместно с Агентством «Узстандарт» (Саттаров Д.Н.) принять меры по созданию при Центре лаборатории по сертификации и стандартизации сырья лекарственных растений и продукции, получаемой из них, а также проведению в установленном порядке ее аккредитации в соответствии с международными стандартами;

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей ежегодно в срок до 1 декабря обеспечивать разработку и утверждение региональных программ выращивания и переработки лекарственных растений на предстоящий год.

8. Согласиться с предложениями:

Государственного комитета по лесному хозяйству и Министерства инновационного развития о специализации Нукусского, Ходжейлийского, Каракульского, Бахмальского, Зааминского, Китабского, Узунского, Байсунского, Бурчмуллинского и Ахангаранского государственных лесных хозяйств на выращивании лекарственных растений, Куйичирчикского государственного лесного хозяйства – на заготовку семян и рассады лекарственных растений;

Государственного комитета по лесному хозяйству, хокимиятов Джизакской, Бухарской и Самаркандской областей о создании специализированных государственных лесных хозяйств соответственно в Галляарале, Кагане и Ургуте.

9. Утвердить структуру Государственного учреждения «Научно-производственный центр по выращиванию и переработке лекарственных растений» при Государственном комитете по лесному хозяйству согласно приложению № 2.

Установить, что:

28 штатных единиц управленческого персонала Центра, финансируемых из Государственного бюджета, формируются за счет оптимизации действующих штатных единиц системы Государственного комитета по лесному хозяйству. Министерству финансов начиная с 2021 года предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан финансирование расходов на содержание Центра;

Центр финансируется из средств государственного бюджета, Фонда развития лесного хозяйства, поступающих от оказания услуг и реализации выращенных лекарственных растений, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством;

в Центре внедряется система дополнительных выплат к должностному окладу, предусмотренная для работников, занимающихся научно-педагогической и трудовой деятельностью. При этом финансирование расходов, связанных с установлением дополнительных выплат, осуществляется за счет средств Фонда развития лесного хозяйства, а также поступающих от ведения хозяйственной деятельности.

10. Министерству высшего и среднего специального образования (Маджидов И.У.) совместно с Государственным комитетом по лесному хозяйству (Бакиров Н.Ж.) и Министерством сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.) начиная с 2021/2022 учебного года:

наладить практику углубленного преподавания в отдельных группах талантливым студентам из состава обучающихся на 3-х и 4-х курсах по направлению образования «Биология» высших образовательных учреждений республики;

наладить подготовку во всех колледжах и техникумах, специализирующихся на сельском хозяйстве, кадров по направлению «Агротехнология выращивания лекарственных растений» исходя из потребности в кадрах с учетом классификации специальностей.

11. Государственному комитету по лесному хозяйству (Бакиров Н.Ж.) в двухмесячный срок:

разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о Научно-производственном центре по выращиванию и переработке лекарственных растений при Государственном комитете по лесному хозяйству;

разработать и утвердить программу мер по повышению научного потенциала, укреплению материально-технической базы и совершенствованию деятельности Научно-производственного центра по выращиванию и переработке лекарственных растений.

12. Разместить Центр в неиспользуемом здании социально-экономического профессионального колледжа, расположенного
по адресу: Ташкентская область, Ташкентский район, поселок Дархан, улица Чимкент йули, 2.

13. Государственному комитету по лесному хозяйству (Бакиров Н.Ю.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Возложить на заместителя Премьер-министра Ганиева Ш.М. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его реализацию, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2021 года и 15 декабря 2021 года.

          Президент

Республики Узбекистан                      Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

26 ноября 2020 года