Постановление Президента Республики Узбекистан
За последние годы в нашей стране на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека» осуществлены необходимые меры по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью, в частности укреплению в обществе места незрячих детей и детей с нарушениями зрения.
В целях обеспечения последовательности и преемственности реформ в данном направлении, дальнейшего улучшения условий, созданных для получения образования незрячими и слабовидящими детьми, выведения на новый этап работы по поддержке и содействию их адаптации в обществе:
1. Согласиться с предложением Министерства внутренних дел и Министерства народного образования о прикреплении специализированных школ-интернатов для незрячих и слабовидящих детей к Министерству внутренних дел, а также переименовании их в специализированные школы-интернаты «Нурли маскан» (далее – школы «Нурли маскан»).
Установить, что Министерство внутренних дел закрепляет ответственных лиц за школами «Нурли маскан» и на постоянной основе оказывает содействие:
качественному образованию и воспитанию, улучшению бытовых условий, содержательной организации досуга учащихся, а также развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей;
воспитанию учащихся исходя из физических возможностей здоровыми, духовно зрелыми личностями, а также формированию их мировоззрения, мотивированию и привлечению к различным видам спорта;
организации культурно-просветительских мероприятий, формирующих у учащихся чувство патриотизма.
2. В целях системной организации мероприятий по обеспечению безопасности, оздоровлению и реабилитации учащихся школ «Нурли маскан»:
а) внедрить практику лечения, оздоровления и реабилитации учащихся школ «Нурли маскан» с привлечением квалифицированных врачей Республиканской клинической больницы глазных заболеваний, Республиканского специализированного центра микрохирургии глаза, Ташкентской медицинской академии, Ташкентского педиатрического медицинского института и других медицинских учреждений.
При этом расходы на лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия учащихся школ «Нурли маскан» финансируются в рамках средств, выделенных Министерству здравоохранения.
Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.) в месячный срок обеспечить утверждение мер, включающих внедрение патронажной системы и лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия для учащихся школ «Нурли маскан»;
б) обеспечить установку на территории всех школ «Нурли маскан» и интеграцию с соответствующими территориальными органами внутренних дел устройств видеонаблюдения в рамках налаживания системной профилактической работы по предупреждению случаев притеснения и насилия в отношении учащихся, а также суицида среди них.
Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) в трехмесячный срок определить адресные меры и завершить работу по реализации данной задачи за счет внебюджетных средств министерства.
3. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2022/2023 учебного года:
а) каждые шесть месяцев изучается потребность школ «Нурли маскан» в учебниках и учебных пособиях, художественной и детской литературе на шрифте Брайля, печатной и аудиолитературе по разным специализациям и направлениям и на основе изучения формируется перечень литературы.
При этом будет налажена практика объявления государственного заказа на основе сформированного перечня, издания литературы на специализированных полиграфических предприятиях, имеющих достаточную материально-техническую базу и опыт в данном направлении, а также рассылки на основе распределения исходя из потребности школ «Нурли маскан»;
б) областные и республиканские предметные олимпиады для незрячих и слабовидящих детей организуются для учащихся выпускных классов отдельно;
в) для учащихся школ «Нурли маскан» организуются учебные курсы по обучению информационным технологиям, иностранным языкам, профессиям и предпринимательству.
При этом для обучения профессиям выпускников школ «Нурли маскан» на краткосрочных учебных курсах объявляется грант среди негосударственных образовательных организаций, а расходы, связанные с обучением, оплачиваются за счет средств Государственного фонда содействия занятости;
г) внедряется система издания литературы по соответствующим специализациям и направлениям высших образовательных учреждений на азбуке Брайля;
д) разрешается заключение в установленном порядке договоров с издательско-полиграфическими предприятиями, издающими учебники и учебно-методические комплекты для незрячих и слабовидящих, на основе декларированных цен.
Кабинету Министров в двухмесячный срок разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения по широкому привлечению представителей частного сектора в сферу издания учебной и художественной литературы для незрячих и слабовидящих, развитию данного направления путем предоставления им соответствующих льгот.
4. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.), Министерству строительства (Закиров Б.), Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.), Министерству финансов (Ишметов Т.), Министерству народного образования (Саидов Б.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 июля 2022 года включить работы по строительству, ремонту и оснащению школ «Нурли маскан» в программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2023–2025 годы.
Определить, что:
а) Министерством финансов (Ишметов Т.) в месячный срок выделяются соответствующие средства на реализацию работ по строительству, ремонту и оснащению в 2022 году в школах-интернатах для незрячих и слабовидящих детей № 59 и № 60 в городе Самарканде;
б) начиная с сентября 2022 года в целях обучения профессиям учащихся школ «Нурли маскан» и обеспечения овладения профессией их выпускниками в учреждениях создаются отдельные для мальчиков и девочек современно оснащенные комплексы (учебные мастерские) по социальному и бытовому направлениям;
в) школы «Нурли маскан» в срок до 2022/2023 учебного года полностью оснащаются специальными средствами компьютерной техники, адаптированной для незрячих, за счет средств местных бюджетов.
Возложить на министра народного образования Саидова Б. и министра внутренних дел Бобожонова П. персональную ответственность за эффективное и полноценное внедрение на практике задач, определенных в настоящем пункте.
5. Министерству строительства (Закиров Б.) совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.) в трехмесячный срок изучить передовые зарубежные стандарты и нормы проектирования и строительства объектов школ «Нурли маскан», внести соответствующие изменения в нормативные акты по техническому регулированию их применения.
6. Нижеследующим:
а) Агентству по делам молодежи в двухмесячный срок обеспечить формирование лидерами молодежи в махаллях списков незрячих и слабовидящих детей, не привлеченных к образованию, в разрезе махаллей и их представление в Министерство народного образования;
б) Министерству народного образования в трехмесячный срок на основе списков, представленных Агентством по делам молодежи:
принять меры по полному привлечению к обучению незрячих и слабовидящих детей;
при привлечении к обучению незрячих и слабовидящих детей обеспечить специальной литературой обучающихся на дому на основе методик, основанных на особом подходе.
7. Министерству народного образования (Саидов Б.), Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) принять меры по созданию необходимых условий для инклюзивного образования незрячих и слабовидящих детей с особыми образовательными потребностями. При этом:
в трехмесячный срок совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.) и Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) исходя из международного опыта пересмотреть перечень медицинских показаний, дающих возможность направления незрячих и слабовидящих детей в учреждения общего среднего, среднего специального и профессионального образования;
в срок до конца 2022 года создать необходимые условия для незрячих и слабовидящих детей в образовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, в том числе обеспечить рельефными дорожками, литературой на основе азбуки Брайля, а также специальными слуховыми устройствами;
не менее двух раз в год организовывать курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений, в которых внедрена система инклюзивного образования, по обучению незрячих и слабовидящих детей;
создать в образовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, возможности совместного участия в уроках близких родственников незрячих и слабовидящих детей.
8. В срок до 1 июня 2022 года создать в пустующем здании школы № 16 «Нурли маскан» Андижанской области специальное учебно-производственное предприятие для труда незрячих и слабовидящих лиц в порядке эксперимента.
Хокимияту Андижанской области (Абдурахмонов Ш.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Министерством народного образования (Саидов Б.):
в месячный срок организовать для учащихся школы «Нурли маскан» специальные учебно-практические занятия исходя из направления производства учебно-производственного предприятия;
в двухмесячный срок обеспечить учебно-производственное предприятие необходимым оборудованием, специальным оснащением, орудиями труда и инструментами, а также оказать практическую помощь в реализации производимых товаров и услуг.
9. Министерству народного образования (Саидов Б.):
а) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего исходя из результатов учебно-производственного предприятия в школе «Нурли маскан» Андижанской области внедрение данной практики в других школах-интернатах республики в срок до 1 января 2023 года;
б) совместно с Обществом слепых Узбекистана (Нарпулатов Э.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) в срок до 1 февраля 2023 года исходя из направлений и возможностей создаваемых на местах учебных мастерских разработать специальные учебные планы и программы профессиональной ориентации;
в) до начала 2022/2023 учебного года исходя из потребностей и возможностей учащихся школ «Нурли маскан» организовать деятельность в данных школах сети кружков детских школ «Баркамол авлод»;
г) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) в срок до конца 2022 года создать и внедрить в учебный процесс специальные компьютерные программы в национальном дизайне, созвучные синтезаторам узбекской речи и другим семантико-слуховым средствам для школ «Нурли маскан».
При этом расходы, связанные с разработкой специальных компьютерных программ в национальном дизайне, осуществляются за счет Фонда содействия реформам в сфере народного образования;
д) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.) и Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) до начала 2022/2023 учебного года сформировать перечень специальных учебных принадлежностей и наборов для незрячих и слабовидящих детей для состава «Президентского подарка», выделяемого учащимся первых классов в установленном порядке, и внести в Кабинет Министров проект соответствующего решения.
10. Министерству развития спорта (Икрамов А.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.) и Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана (Ташходжаев М.):
в месячный срок выявить потребность школ «Нурли маскан» в спортивном оборудовании, оснащении и другом инвентаре, необходимых для занятия паралимпийскими видами спорта;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента на основе зарубежного опыта оборудовать спортивные залы и спортивные площадки школ «Нурли маскан» на основе международных норм, а также обеспечить необходимым специальным спортивным инвентарем за счет соответствующих местных бюджетов;
начиная с 2022/2023 учебного года организовать спортивные группы в специализированных школах-интернатах для углубленных занятий незрячих и слабовидящих детей, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата паралимпийскими видами спорта (дзюдо, футбол, легкая атлетика), обеспечить привлечение в данные школы квалифицированных тренеров исходя из интересов учащихся к видам спорта.
11. Министерству культуры (Назарбеков О.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в двухмесячный срок в целях развития в школах «Нурли маскан» направления искусства (музыка), содействия реализации способностей учащихся в данном направлении прикрепить их к школам музыки и искусства в регионах.
Определить, что в целях повышения интереса детей к искусству и музыке в школах «Нурли маскан» создаются группы «Доирачилар», «Дуторчи кизлар» и «Фольклор».
12. Одобрить предложение Министерства народного образования и хокимията Самаркандской области о создании в 2022 году на территории школ № 59 и № 60 «Нурли маскан» в городе Самарканде годичных срочных подготовительных групп на основе специальных учебных программ в рамках предельной штатной численности данных учреждений в целях подготовки незрячих детей к школе.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента начиная с 1 октября 2022 года организовать деятельность годичных срочных подготовительных групп по подготовке незрячих детей к школе на базе школ «Нурли маскан».
Министерству дошкольного образования (Шин А.) в срок до 1 октября 2022 года разработать методику обучения незрячих детей дошкольного возраста с широким изучением международного опыта и обеспечить доставку учебных программ в школы «Нурли маскан».
13. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:
в срок до 2022/2023 учебного года обеспечить школы «Нурли маскан» необходимым оборудованием для мини-типографии, таким как рельефно-точечный Брайль-принтер, портативно-тактильный Брайль-дисплей, моноблок, бумагорезка и ламинатор, с целью издания раздаточных материалов и учебных пособий на азбуке Брайля за счет средств местных бюджетов;
в срок до конца 2022 года за счет средств Республиканского фонда «Безопасная дорога и безопасный пешеход» создать на территории школ «Нурли маскан» специальные площадки по обучению правилам дорожного движения, а также принять меры по установке звуковых светофоров и инновационных дорожных знаков на территориях проживания незрячих и слабовидящих детей.
14. Утвердить «Дорожную карту» по поэтапному улучшению условий в специализированных школах-интернатах «Нурли маскан» согласно приложению.
Установить, что на ответственных руководителей возлагается персональная ответственность за неукоснительную, своевременную и качественную реализацию мер, предусмотренных в «Дорожной карте».
15. Министерству народного образования (Саидов Б.) и Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
16. Возложить на министра народного образования Саидова Б.О., министра внутренних дел Бобожонова П.Р., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
18 апреля 2022 года