О мерах по повышению качества образования  и развитию научных исследований в области математики

Постановление

Президента Республики Узбекистан

Математика определена одним из приоритетных направлений развития науки в нашей стране в 2020 году. За прошедший период проведен ряд системных работ, направленных на поднятие математической науки на качественно новый уровень:

во-первых, созданы необходимые условия для приглашения наших соотечественников – ученых-математиков, работающих
в передовых научных центрах, и проведения международных научных исследований;
во-вторых, внедрена система стимулирования труда молодежи, победившей на международных предметных олимпиадах, а также
ее учителей и наставников;
в-третьих, в целях обеспечения взаимной интеграции высшего образования и научных исследований в Студенческом городке построено новое современное здание Института математики имени В.И. Романовского Академии наук (далее – Институт). В полтора раза увеличен объем финансирования фундаментальных исследований
в области математики, за счет бюджетных средств закуплены суперкомпьютеры, современная техника и оборудование;

в-четвертых, в качестве начального этапа подготовки кадров научного уровня внедрен институт стажеров-соискателей;

в-пятых, в целях оперативного решения приоритетных вопросов в области науки, определения на уровне правительства вопросов усиления интеграции науки, образования и производства под председательством Премьер-министра Республики Узбекистан образован Республиканский совет по науке и технологиям.

Вместе с тем ряд нерешенных вопросов в области математики указывает на необходимость реализации мер, направленных
на повышение качества образования и эффективности научных исследований в данной области. В частности:

во-первых, не полностью обеспечена преемственность между уровнями образования по математике;

во-вторых, учебники по математике в общеобразовательных школах состоят из сложных задач, затрудняющих овладение предметом, не учитывают возраст учащихся и не согласованы
с темами по другим предметам;
в-третьих, несмотря на то, что большинство талантливых молодых людей, проявляющих интерес к математике, победителей международных олимпиад являются представителями регионов,
в сфере высшего образования и науки не созданы необходимые условия для их будущего развития;

в-четвертых, остается слабой связь научных исследований, практики и производства в области математики;

в-пятых, связи ученых-математиков с зарубежными научными
и образовательными учреждениями недостаточны для поднятия отечественной математики на международный уровень, повышения ее авторитета в международном сообществе.
В целях дальнейшего совершенствования системы преподавания математической науки на всех уровнях образования, поддержки эффективного труда педагогов, расширения масштаба
и повышения практической значимости научно-исследовательских работ, укрепления связей с международным сообществом, а также исполнения задач, определенных в Государственной программе
по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах
в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»:

1. Определить приоритетными направлениями повышения качества образования, развития научных исследований и внедрения в практику научных разработок в области математики:

формирование целостной системы, обеспечивающей тесное сотрудничество между дошкольными, общими средними, средними специальными, профессиональными, высшими образовательными
и научными учреждениями;

внедрение на основе передового зарубежного опыта современных педагогических технологий по формированию начальных математических представлений у детей дошкольного возраста;

повышение качества преподавания математических наук
в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях, развитие в регионах деятельности специализированных школ с углубленным изучением математики, а также создание новых школ;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров-математиков, в частности в школах, расположенных в сельской местности, совершенствование учебников и учебных пособий
по математике;
выявление талантливой молодежи, обеспечение ее успешного участия в республиканских и международных олимпиадах
по математике и завоевания ею призовых мест;

создание и внедрение в практику образовательной онлайн-платформы, повышение эффективности системы дистанционного образования, внедрение механизмов обеспечения прозрачности системы оценки;

внедрение Национальной системы сертификации по оценке уровня знаний по математикеувеличение занятий и повышение качества образования по математике в соответствующих направлениях и специальностях высшего образования;

обеспечение непрерывной связи с производством научных исследований в области математики, развитие прикладной математики и разработка математических решений на основе моделирования проблем в отраслях экономики;

поддержка талантливой молодежи, обучающейся
и занимающейся научными исследованиями, развитие связей
с зарубежными высшими образовательными учреждениями
и научными организациями в области математики;
поэтапное доведение научных и образовательных организаций нашей страны до уровня ведущих мировых научных центров
по математике.
2. Утвердить Целевую программу улучшения качества образования, повышения эффективности и практической значимости научных исследований по математическим наукам
в Республике Узбекистан на 2020–2023 годы (далее – Целевая программа) согласно приложению № 1.

3. Согласиться с предложением Министерства народного образования, Академии наук и Министерства инновационного развития Республики Узбекистан о поэтапном образовании в каждом районе (городе) специализированных школ с углубленным изучением математики (далее – Специализированные школы).

Министерству народного образования Республики Узбекистан
в срок до 1 ноября 2020 года разработать и внести на утверждение
в Кабинет Министров Адресную программу по образованию Специализированных школ.

4. Определить, что в Специализированных школах:

директор школы является советником хокима соответствующего района (города) по вопросам внедрения математических методов и моделей в экономические и управленческие процессы;

директор школы назначается на должность и освобождается
от должности Министерством народного образования Республики Узбекистан по согласованию с директором Института;

классы с углубленным изучением математики создаются поэтапно, исходя из спроса и способностей учащихся;

отбор учащихся осуществляется в установленном порядке
на конкурсной основе;
выпускники классов с углубленным изучением математики принимаются на учебу на направления образования
с математическим уклоном соответствующих высших образовательных учреждений по установленным для них целевым параметрам.
5. Министерству народного образования совместно
с Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерством финансов Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в трехмесячный срок:

разработать и утвердить положения о Специализированных школах, порядок приема на работу в данные школы учителей математики на конкурсной основе;

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающий порядок выплаты начиная с 1 сентября 2021 года ежемесячной надбавки руководящим кадрам (директору и заместителю директора
по специализированному предмету) и учителям математики Специализированных школ в размере 50 процентов их базовой тарифной ставки.
6. Министерству народного образования и Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять меры по проведению в Специализированных школах занятий посредством дистанционного образования
с привлечением высококвалифицированных профессоров-преподавателей Института и высших образовательных учреждений.
7. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Академией наук
и Агентством «Узстандарт» в срок до 1 января 2021 года внедрить Национальную систему сертификации по оценке уровня знаний по математике (далее – Национальная система сертификации).

8. Установить, что в рамках Национальной системы сертификации:

оценка уровня знаний по математике и выдача в соответствии
с ней национального квалификационного сертификата (далее – национальный сертификат) проводится в установленном порядке Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
оценка уровня знаний по математике осуществляется
в дифференцированном порядке;

абитуриент, получивший национальный сертификат уровня, предоставляющего льготу, при поступлении в высшее образовательное учреждение освобождается от сдачи тестовых испытаний по математике с присуждением максимального балла по данному предмету;

начиная с 1 сентября 2021 года учителя математики Специализированных школ в обязательном порядке должны иметь сертификат соответствующего уровня;

при формировании и регулярном обновлении базы тестовых заданий для Национальной системы сертификации в качестве экспертов привлекаются научные сотрудники Института;

учителям математики, имеющим национальный сертификат соответствующего уровня (за исключением учителей математики Специализированных школ), в зависимости от местонахождения государственного образовательного учреждения, в котором они ведут свою деятельность, выплачивается ежемесячная надбавка
в размере от 25 до 50 процентов их базовой тарифной ставки.

9. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством инновационного развития и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 января 2021 года за счет средств, выделенных на Государственную программу по научной деятельности, разработать и внедрить онлайн-платформу Национальной системы сертификации.

10. Образовать в структуре Института Лабораторию координации учебно-методических материалов по математическому образованию, состоящую из 5 штатных единиц.

Установить, что финансирование деятельности Лаборатории координации учебно-методических материалов по математическому образованию осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в рамках средств, выделенных
на содержание Института.
11. Установить начиная с 1 сентября 2020 года порядок,
в соответствии с которым при разработке учебников и учебных пособий по математике, используемых в государственных образовательных учреждениях, получение экспертного заключения Института является обязательным.

12. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2020 года принять меры по:

увеличению объема часовотведенных математике,
в учебных планах направлений образования и специальностей, требующих знаний, квалификации и навыков по математике;
реализации с привлечением специалистов потребителей кадров проектных работ, направленных на формирование и развитие
у выпускников практических знаний, квалификации и навыков
по математике;
введению дополнительных предметов (биология, геология, химия, физика и другие) в направлениях образования
с математическим уклоном в целях интегративной межпредметной подготовки кадров.

13. Принять к сведению, что при Институте образован Фонд поддержки развития математики и математического образования (далее – Фонд) без статуса юридического лица.

В целях эффективной организации деятельности Фонда создать в структуре Института группу по управлению средствами Фонда поддержки развития математики и математического образования, состоящую из 2 штатных единиц, содержащихся за счет средств Фонда.

14. Согласиться с предложением Министерства финансов, Министерства инновационного развития и Академии наук Республики Узбекистан об учреждении Международной премии Президента Республики Узбекистан имени Мухаммада аль-Хорезми (далее – Премия) в целях награждения ученых, предложивших оптимальное решение конкретных проблем на основе результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в области математики.

15. Установить, что:

Премия присуждается гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства;

Премия вручается Президентом Республики Узбекистан один раз каждые два года по трем направлениям (фундаментальные исследования, исследования среди молодежи и исследования, обеспечившие решение конкретной проблемы в реальном секторе экономики) по рекомендации Республиканского совета по науке
и технологиям;

лауреатам Премии по каждому направлению выплачивается денежное вознаграждение в эквиваленте 50 тысяч долларов США за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

рассмотрение кандидатов на Премию Республиканским советом по науке и технологиям осуществляется по рекомендации Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;

финансирование расходов, связанных с выплатой лауреатам Премии, производится начиная с 2021 года в рамках средств, выделяемых Министерству инновационного развития
из республиканского бюджета Республики Узбекистан в качестве распределителя бюджетных средств первого уровня.
16. Министерству инновационного развития совместно
с Министерством финансов и Академией наук в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров Порядок присуждения Международной премии Президента Республики Узбекистан имени Мухаммада аль-Хорезми.

17. Образовать в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Наманганской, Самаркандской и Хорезмской областях территориальные подразделения Института математики имени В.И. Романовского Академии наук Республики Узбекистан (далее – территориальные подразделения) и утвердить их типовое штатное расписание согласно приложению № 2.

18. Установить, что:

финансирование расходов на оплату труда работников территориальных подразделений производится за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан в рамках средств, выделенных на содержание Института;

расходы по содержанию зданий и сооружений, в которых размещаются территориальные подразделения, а также оплате коммунальных услуг покрываются за счет бюджетных
и внебюджетных средств соответствующих высших образовательных учреждений;

территориальные подразделения не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в качестве научных подразделений Института;

в составе каждого территориального подразделения осуществляют деятельность Учебные центры, состоящие из одной штатной единицы, содержащиеся в 2021 году за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а начиная
с 2022 года – переходящие на полный хозяйственный расчет;
руководители территориальных подразделений назначаются
на должность и освобождаются от должности директором Института по согласованию с ректором соответствующего высшего образовательного учреждения;

научно-исследовательские работы территориальных подразделений проводятся в рамках рабочего плана и научно-исследовательских работ Института.

19. Согласиться с предложением Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерства инновационного развития, Министерства высшего
и среднего специального образования и Академии наук о создании при Институте Научного совета (далее – Научный совет)
по присвоению в соответствии с законодательством ученой степени доктора наук (DSc) и доктора философии (PhD) по специальностям математики.
20. Руководству Института сформировать Научный совет, более половины членов которого осуществляют трудовую деятельность
в Институте, в том числе с привлечением их на работу
по совместительству, а также обеспечить осуществление ими научного руководства и консультирования по диссертациям соискателей.

21. Установить, что:

сроки рассмотрения и обсуждения диссертаций соискателей на научных семинарах и заседаниях Научного совета определяются Научным советом;

решение о присуждении соискателям соответствующей ученой степени принимается Научным советом;

Научный совет вправе выдавать в день защиты диссертации диплом о присуждении ученой степени государственного образца соискателю, успешно защитившему диссертацию;

состав Научного совета утверждается решением Совета Института по согласованию с Высшей аттестационной комиссией при Кабинете Министров Республики Узбекистан по рекомендации Совета Института.

22. Хокимияту города Ташкента, Государственному комитету
по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан обеспечить безвозмездную передачу Институту на праве оперативного управления нового построенного здания по адресу: город Ташкент, Алмазарский район, улица Университетская.

23. Внести изменения в постановление Президента Республики Узбекистан от 9 июля 2019 года № ПП–4387 «О мерах государственной поддержки дальнейшего развития математического образования и науки, а также коренного совершенствования деятельности Института математики имени В.И. Романовского Академии наук Республики Узбекистан» согласно приложению № 3.

24. Национальному агентству «Узбеккино», Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Министерству финансов
и Академии наук Республики Узбекистан принять меры
по проведению съемок цикла художественных и документальных фильмов об известных отечественных и зарубежных ученых
в области математики.

25. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

         Президент

Республики Узбекистан                       Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

7 мая 2020 года.

 

УзА