О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта

Указ Президента Республики Узбекистан

В стране последовательно реализуются меры по созданию необходимых условий и инфраструктуры для популяризации физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи, обеспечению достойного представления страны на международной спортивной арене.

Вместе с тем наличие ряда системных проблем и недостатков в организации физической культуры и спорта препятствует эффективной реализации государственной политики в данной области и полноценному использованию имеющегося спортивного потенциала страны. В частности:

первое – отсутствие эффективной целостной системы управления физической культурой и спортом, особенно на местах, не позволяет обеспечить должную координацию деятельности государственных органов и иных организаций в данной области, популяризацию и пропаганду здорового образа жизни;

второе – не выработана концепция развития физической культуры и спорта в стране на среднесрочную и долгосрочную перспективу с определением конкретных задач и целевых показателей как в области массового спорта, так и спорта высших достижений;

третье – низкий уровень взаимодействия с негосударственным сектором по созданию современной спортивной материально-технической базы и инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства не позволяет эффективно решать имеющиеся проблемы в данной сфере;

четвертое 
– отсутствие на местах эффективной и прозрачной системы отбора (селекции) талантливых спортсменов из числа молодежи не позволяет обеспечить формирование спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса для качественного укомплектования сборных команд;

пятое – действующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивных кадров, особенно управленческих, не обеспечивает в полной мере удовлетворение потребностей в квалифицированных специалистах в области управления физической культурой и спортом;

шестое – нерациональная система поддержки физической культуры и спорта, ориентированная на развитие лишь отдельных видов спорта, оставляет без должного внимания развитие других массовых олимпийских видов спорта, прежде всего игровых и зимних;

седьмое – отсутствие инновационных исследований и методологических разработок, стандартов подготовки спортсменов и их медицинского сопровождения, отвечающих современным требованиям, не позволяет обеспечить налаживание качественного учебно-тренировочного процесса;

восьмое – не сформирован эффективный механизм контроля, прежде всего внутреннего, за обоснованностью и объективностью расходования финансовых средств, направляемых на развитие физической культуры и спорта, обеспечивающий рациональное использование финансовых средств и исключение злоупотреблений в данной сфере;

девятое – не налажено производство качественного отечественного спортивного оборудования и инвентаря, отвечающего международным стандартам, а также не предусмотрен действенный механизм поддержки такого производства.

В целях коренного совершенствования системы государственного управления в области физической культуры и спорта, широкой пропаганды здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан:

1. Принять предложение Государственного комитета по физической культуре и спорту, Министерства финансов, Государственного комитета по развитию туризма, Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, Национального олимпийского комитета Узбекистана, хокимията города Ташкента, спортивных федераций (ассоциаций) об:

образовании Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан (далее – Министерство) и его территориальных подразделений на базе Государственного комитета Республики Узбекистан по физической культуре и спорту и его территориальных подразделений;

создании в структуре центрального аппарата Министерства Управления мониторинга в сфере физической культуры и спорта, ответственного за обеспечение обоснованности, объективности и прозрачности при организации спортивной деятельности, в том числе за анализ рационального использования государственных финансовых средств, выделяемых на развитие физической культуры и спорта, оценку удовлетворенности населения качеством и доступностью спортивных услуг,
а также выявление фактов коррупции и иных злоупотреблений;

образовании Фонда развития физической культуры и спорта при Министерстве физической культуры и спорта Республики Узбекистан (далее – Фонд) и его территориальных подразделений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте на базе Фонда развития детского спорта при Государственном комитете Республики Узбекистан по физической культуре и спорту и его региональных подразделений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;

образовании отделов физической культуры и спорта районов (городов), непосредственно подотчетных Министерству физической культуры и спорта Республики Каракалпакстан, управлениям физической культуры и спорта областей и города Ташкента и финансируемых за счет средств Фонда;

передаче Центра научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре
и спорту 
при Узбекском государственном институте физической культуры в ведение Министерства (далее – Центр), разместив его по адресу: город Ташкент, Шайхантаурский район, улица Кукча Дарвоза, 27, а также создании его филиалов в городах Нукусе, Самарканде и Фергане;

образовании Узбекского государственного университета физической культуры и спорта(далее – Университет) на базе Узбекского государственного института физической культуры;

создании в столичном регионе свободной экономической зоны «Спорт» для организации деятельности современных предприятий по производству спортивной одежды, инвентаря и оборудования с привлечением ведущих мировых производителей;

учреждении почетного звания «Заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Узбекистан» («Ўзбекистон Республикасида хизмат кўрсатган жисмоний тарбия ва спорт ходими»), присваиваемого работникам в области физической культуры и спорта, а также другим лицам, имеющим особые заслуги в развитии и популяризации физической культуры и спорта, повышении авторитета страны на международной спортивной арене.

2. Определить основными задачами Министерства:

реализацию единой государственной политики в области физической культуры и спорта, направленной на приобщение широких слоев населения к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни, воспитание физически здорового подрастающего поколения, развитие спортивной индустрии и инфраструктуры, обеспечение достойного представления страны в области спорта высших достижений на международной спортивной арене;

координацию деятельности физкультурно-спортивных обществ и клубов министерств и ведомств, а также организационно-методическое руководство деятельностью преподавателей и инструкторов физической культуры дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений республики;

организацию совместно с органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, физкультурно-спортивными обществами, образовательными учреждениями, общественными организациями широкомасштабной работы по популяризации среди населения, особенно молодежи, занятий физической культурой и спортом;

всемерное развитие детского спорта путем широкого вовлечения детей в регулярные занятия спортом, повышения качества детского спортивного образования, дальнейшего расширения сети детских спортивных объектов во всех регионах, особенно в сельских и отдаленных районах;

осуществление взаимодействия с Национальным олимпийским комитетом Узбекистана, спортивными федерациями (ассоциациями) в создании эффективной системы отбора, подготовки и повышения мастерства перспективных спортсменов, формирования из их числа качественного спортивного резерва и составов сборных команд страны для обеспечения успешного участия в Олимпийских, Паралимпийских и Азиатских играх, чемпионатах мира, Азии и других международных соревнованиях и турнирах;

стимулирование и поддержку развития в стране профессионального, массового спорта, в том числе игровых и зимних видов, внедрения современных технологий в процесс спортивной подготовки с учетом передового международного опыта, повышения уровня и качества национальных чемпионатов по всем видам спорта, организации международных и региональных соревнований, а также принятие системных мер по противодействию нездоровой спортивной конкуренции и применению запрещенных препаратов;

развитие и укрепление материально-технической базы физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, объектов и сооружений по направлениям массового, детского и профессионального спорта, обеспечение максимального и эффективного их использования, участие в разработке предложений по организации и расширению производства отечественного спортивного оборудования и инвентаря;

организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области физической культуры и спорта, обеспечение высококвалифицированными тренерами и другими спортивными специалистами физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, образовательных и спортивно-образовательных учреждений;

расширение и укрепление международных и межгосударственных спортивных связей, организацию работы по привлечению иностранных инвестиций и грантов, содействие в организации популярных спортивных программ, издание массовой литературы и выпуск тематических видео- и киноматериалов в области физической культуры и спорта.

3. Установить, что:

Университет является базовым высшим образовательным, научно-исследовательским и научно-методическим учреждением республики по подготовке научных и преподавательских кадров в сфере физической культуры и спорта, а также разработке и внедрению передовых методов обучения и подготовки специалистов отрасли;

Центр осуществляет переподготовку и повышение квалификации преподавателей (инструкторов) физической культуры дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, заведующих кафедрами, преподавателей (инструкторов) физической культуры высших образовательных учреждений, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта образовательных учреждений
и спортивных организаций.

4. Определить основными приоритетными направлениями деятельности образовательных учреждений в сфере развития массового спорта и отбора (селекции) талантливой молодежи в:

дошкольных образовательных учреждениях – формирование интереса у воспитанников к занятиям физической культурой и спортом для физического развития и укрепления здоровья путем проведения занятий по начальной гимнастике и подвижным играм;

общеобразовательных школах 
– организацию среди учащихся внеклассных спортивных кружковых и секционных занятий по интересам (не менее 4 часов в неделю) с привлечением преподавателей физической культуры для дальнейшего участия в региональных спортивных соревнованиях с целью отбора (селекции) талантливой молодежи и формирования спортивного резерва детско-юношеских спортивных школ;

средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях – организацию среди учащихся внеклассных спортивных кружковых и секционных занятий по олимпийским и национальным видам спорта (не менее 6 часов в неделю) с привлечением преподавателей физической культуры и тренеров по видам спорта для дальнейшего участия в региональных и республиканских спортивных соревнованиях с целью отбора (селекции) талантливой молодежи и формирования спортивного резерва специализированных детско-юношеских спортивных школ;

высших образовательных учреждениях
 – организацию студенческих спортивных клубов и команд по олимпийским и национальным видам спорта для дальнейшего участия в республиканских и международных спортивных соревнованиях с целью отбора (селекции) талантливой молодежи и формирования спортивного резерва национальных сборных команд и республиканских школ высшего спортивного мастерства по видам спорта.

5. Ввести порядок, в соответствии с которым:

на должности преподавателей (инструкторов) физической культуры дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, заведующих кафедрами, преподавателей физической культуры высших образовательных учреждений могут назначаться победители спортивных соревнований международного уровня;

преподаватели (инструкторы) физической культуры государственных учреждений дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального образования назначаются на должность и освобождаются от должности министром физической культуры и спорта Республики Каракалпакстан, начальниками управлений физической культуры и спорта областей и города Ташкента по согласованию с Министерством;

преподаватели (заведующие кафедрами) физической культуры государственных учреждений высшего образования назначаются на должность и освобождаются от должности министром физической культуры и спорта Республики Узбекистан по результатам конкурса, организованного Министерством совместно с высшим образовательным учреждением;

оценка эффективности деятельности преподавателей (инструкторов и заведующих кафедрами) физической культуры осуществляется на основе рейтинговой системы, учитывающей, прежде всего, конкретные достигнутые результаты в физической, профессиональной подготовке учащихся (студентов) и отборе (селекции) среди них талантливых спортсменов;

материальное стимулирование преподавателей (инструкторов и заведующих кафедрами) физической культуры осуществляется на основании индивидуальных показателей рейтинговой системы оценки их деятельности;

единые календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий районов (городов) утверждаются хокимами соответствующих районов (городов);

финансирование спортивных и физкультурно-массовых мероприятий среди учащихся общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и высших образовательных учреждений, а также их экипирование осуществляется за счет средств физкультурно-спортивных обществ «Ёшлик», «Баркамол авлод» и «Талаба» соответственно.

6. Определить, что:

Национальный олимпийский комитет Узбекистана осуществляет координацию деятельности субъектов физической культуры и спорта, в том числе Министерства, в части развития олимпийских видов спорта и подготовки спортсменов, тренеров и иных спортивных кадров по олимпийским видам спорта;

кандидатуры руководителей подразделений Министерства, ответственных за развитие олимпийских видов спорта, подлежат обязательному согласованию с председателем Национального олимпийского комитета Узбекистана;

представители Национального олимпийского комитета Узбекистана принимают участие в подборе, назначении и аттестации руководителей специализированных школ-интернатов олимпийского резерва, согласовании квот приема по направлениям обучения в данные школы, а также направлении спортсменов на международные спортивные соревнования;

спонсорские средства, выделяемые для спортивных федераций (ассоциаций) в рамках подготовки спортсменов Республики Узбекистан к Олимпийским и Паралимпийским играм, аккумулируются Национальным олимпийским комитетом Узбекистана для целевого финансирования деятельности спортивных федераций (ассоциаций), в том числе привлечения ведущих иностранных спортсменов и тренеров;

Национальный олимпийский комитет Узбекистана совместно с Министерством обеспечивает широкое привлечение высококвалифицированных иностранных спортсменов, тренеров и других специалистов к учебно-тренировочному процессу центров олимпийской подготовки, спортивных федераций (ассоциаций) и других спортивных организаций.

7. Создать:

универсальный центр олимпийской подготовки и проведения международных соревнований в Самаркандском районе Самаркандской области;

универсальный центр олимпийской подготовки национальных сборных команд на базе гостиницы «Азия-Чимган» в Бостанлыкском районе Ташкентской области;

центр олимпийской подготовки по гимнастике на базе оздоровительного лагеря «Алокачи» в Зааминском районе Джизакской области;

центр олимпийской подготовки по спортивным играм на базе школы подготовки сержантов в Чартакском районе Наманганской области;

центр олимпийской подготовки по спортивным единоборствам на базе оздоровительного лагеря «Гульнора» в Шахрисабзском районе Кашкадарьинской области.

Государственному комитету по поддержке приватизированных предприятий и развитию конкуренции совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся объекты, где создаются центры, обеспечить безвозмездную передачу данных объектов со всем комплексом зданий и сооружений Национальному олимпийскому комитету Узбекистана.

8. Установить, что:

ветеранам спорта, осуществляющим трудовую деятельность в органах физической культуры и спорта, а также в образовательных учреждениях и спортивных организациях, пенсия выплачивается в полном размере при условии, что пенсионеры не занимаются другими оплачиваемыми видами деятельности;

спортсмены – призеры Олимпийских и Паралимпийских игр и чемпионатов мира по олимпийским и паралимпийским видам спорта на основании рекомендаций Министерства физической культуры и спорта Республики Каракалпакстан, управлений физической культуры и спорта областей и города Ташкента и соответствующей спортивной федерации (ассоциации) вправе заниматься тренерской деятельностью в качестве тренеров в спортивных школах с получением разрешения на занятие тренерской деятельностью в упрощенном порядке аттестации;

на должности руководителей спортивных организаций (учреждений) могут назначаться лица с высшим образованием и практическими навыками в области управления, независимо от прежнего вида профессиональной деятельности;

тренеры, срок действия разрешения на занятие тренерской деятельностью которых истек, вправе продолжать трудовую деятельность до получения нового разрешения в установленном порядке, но не более четырех месяцев.

9. Одобрить Программу комплексных мер по дальнейшему развитию и популяризации олимпийских видов спорта на 2018–2021 годы согласно приложению.

Установить, что руководители министерств, ведомств и других организаций несут персональную ответственность за своевременную, качественную и полную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.

10. Министерству:

в двухмесячный срок утвердить положение о рейтинговой системе оценки эффективности деятельности преподавателей (инструкторов и заведующих кафедрами) физической культуры;

в срок до 1 мая 2018 года разработать с привлечением международных специалистов и внести проект Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан на долгосрочную перспективу;

в трехмесячный срок критически изучить систему организации работы детско-юношеских спортивных школ, включая специализированные, и по итогам внести проект правительственного решения по упорядочению и совершенствованию их деятельности, пересмотру организационно-штатной структуры, а также порядка финансирования их деятельности;

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в трехмесячный срок обеспечить создание Единой информационной системы, в том числе включающей сведения о спортсменах, преподавателях (инструкторах) физической культуры, анализе результатов системы зачетов по спортивным дисциплинам в образовательных учреждениях;

совместно с Министерством здравоохранения в трехмесячный срок внести проект правительственного решения об утверждении порядка организации медицинского обеспечения и сопровождения спортсменов в ходе проведения учебно-тренировочного процесса и соревнований по олимпийским видам спорта, в том числе предусматривающего создание сети спортивных медицинских учреждений;

совместно с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов в трехмесячный срок внести проект правительственного решения об утверждении порядка организации, функционирования и финансирования спортивных клубов при образовательных учреждениях;

в трехмесячный срок обеспечить внедрение в деятельность спортивно-образовательных учреждений единых стандартов спортивной подготовки по олимпийским видам спорта, обеспечивающих установление единых требований к организации спортивной подготовки на территории республики;

совместно с Национальным олимпийским комитетом Узбекистана в срок до 1 июня 2018 года подготовить с учетом всестороннего и критического анализа действующего состояния развития и популяризации зимних и игровых видов спорта предложения по дальнейшему развитию зимних и игровых видов спорта в Республике Узбекистан;

совместно с Национальным олимпийским комитетом Узбекистана внести предложения по организации центров олимпийского резерва при школах-интернатах олимпийского резерва республики.

11. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в недельный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан;

в месячный срок утвердить положение о Министерстве физической культуры и спорта Республики Узбекистан;

в месячный срок принять правительственное решение об организации деятельности Узбекского государственного университета физической культуры и спорта;

в двухмесячный срок утвердить положения о Фонде развития физической культуры и спорта при Министерстве физической культуры и спорта Республики Узбекистан и Центре научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту при Министерстве физической культуры и спорта Республики Узбекистан, а также их организационно-штатные структуры, предусмотрев возможность полного охвата переподготовкой и повышением квалификации всего контингента специалистов по физической культуре и спорту;

в двухмесячный срок пересмотреть требования образовательных стандартов в области физической культуры и спорта для всех видов образовательных учреждений с увеличением часов на каждом этапе обучения в пределах общего объема учебной нагрузки и внедрением зачетной системы по спортивным дисциплинам и ведением систематического анализа результатов;

в двухмесячный срок принять правительственное решение об организации деятельности центров олимпийской подготовки, включая проведение строительно-монтажных работ, оснащение современным спортивным оборудованием, техникой и инвентарем, создание условий для непрерывного учебно-тренировочного процесса и проживания спортсменов, тренеров, иных специалистов и работников;

в трехмесячный срок пересмотреть квоты приема в школы-интернаты олимпийского резерва с учетом минимального числа учащихся по видам спорта, необходимого для эффективной организации обучения;

в трехмесячный срок принять правительственное решение, направленное на упрощение порядка прохождения аттестации и выдачи разрешения
на занятие тренерской деятельностью.

12. Органам государственной власти и управления и иным организациям принять меры по созданию спортивной инфраструктуры и внедрению практики привлечения работников к систематическим занятиям физической культурой
и спортом.

13. Министерству обороны, Национальной гвардии Республики Узбекистан, Совету Федерации профсоюзов Узбекистана в двухмесячный срок принять меры по совершенствованию деятельности спортивного клуба Министерства обороны, физкультурно-спортивного общества «Динамо» и восстановлению физкультурно-спортивного общества профсоюзов, а также модернизации ведомственных спортивных баз, организации в них общедоступных секций и кружков
для привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

14. Министерству совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

15. Признать утратившими силу абзац третий пункта 1 и пункт 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2017 года № УП–4956
«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта».

16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Акмалова К.В., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Касимова Р.С. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.

Президент Республики Узбекистан                                     Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 5 марта 2018 года.