Указ
Президента Республики Узбекистан
В целях проведения единой государственной политики в сфере защиты прав потребителей, а также эффективной реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 24 января 2019 года № ПП-4126 «Об организации деятельности Антимонопольного комитета Республики Узбекистан»:
1. Согласиться с предложением Кабинета Министров об образовании Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан (далее – Агентство), являющегося уполномоченным государственным органом по осуществлению единой государственной политики и координации деятельности государственных органов и организаций в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка, определив его основными задачами:
разработку и практическую реализацию единой государственной политики в области защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы;
обеспечение доступа потребителей к достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах), их производителях, исполнителях и продавцах, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
разработку и реализацию программ, направленных на просвещение и повышение потребительской грамотности населения;
оказание содействия потребителям в защите их прав и интересов;
осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, а также взаимодействие в области контроля за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг);
анализ причин нарушений прав потребителей, выработку предложений по их устранению и предупреждению нарушений прав потребителей;
регулирование рекламного рынка с целью совершенствования предпринимательской и потребительской культуры, недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и пресечение недостоверной рекламы;
взаимодействие с институтами гражданского общества и другими организациями в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка;
изучение потребительского рынка, динамики цен и механизмов ценообразования на товары (работы, услуги), подлежащие государственному ценовому регулированию;
сотрудничество с зарубежными организациями по вопросам защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка.
2. Утвердить:
структуру центрального аппарата Агентства с предельной численностью управленческого персонала в количестве 38 единиц согласно приложению № 1;
Программу мер в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка на 2019–2020 годы согласно приложению № 2.
3. Выделить территориальным управлениям Антимонопольного комитета Республики Узбекистан (далее – Комитет) дополнительно 142 единицы управленческого персонала для создания в их структурах управлений по защите прав потребителей и регулированию рекламной деятельности.
Определить, что штатная численность Агентства и управлений по защите прав потребителей и регулированию рекламной деятельности в территориальных управлениях Комитета комплектуется за счет оптимизации персонала соответствующих министерств и ведомств, в том числе правоохранительных органов, в 2019 году.
4. Предоставить Агентству право:
а) осуществлять контрольные закупки товаров и услуг в точках розничной торговли и оказания услуг, организацию их экспертизы (тестирования) на предмет соответствия законодательству о защите прав потребителей;
б) проводить изучение соблюдения прав потребителей при поступлении заявлений и жалоб потребителей;
в) проводить проверки (без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность) субъектов предпринимательства при наличии фактов нарушения законодательства о защите прав потребителей и рекламе;
г) при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) с нарушением сроков годности, хранения и службы товаров:
вносить государственным органам, организациям, учреждениям и предприятиям независимо от формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям в пределах своих полномочий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей и рекламе;
направлять материалы в уполномоченные органы при наличии признаков нарушений законодательства о защите прав потребителей и рекламе, а также в соответствующие органы и организации для решения вопроса о приостановлении, прекращении (аннулировании) действия лицензий (разрешительных документов) на осуществление соответствующего вида деятельности;
обращаться в суд с заявлениями о защите прав и интересов неопределенного круга потребителей, а также о применении мер правового воздействия к лицам, нарушающим права потребителей;
д) получать бесплатно контрольные экземпляры периодических печатных изданий, книжной продукции, документальные материалы выпущенных в эфир теле- и радиопередач, материалы по изготовлению, распространению и размещению рекламы.
Освободить Агентство и территориальные управления Комитета от уплаты государственной пошлины по искам, подаваемым в суды в соответствии с возложенными на них задачами.
5. Установить, что:
содержание Агентства осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
министерства, ведомства, органы исполнительной власти на местах, должностные лица, а также хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности обязаны по требованию Агентства предоставлять информацию, необходимую для реализации возложенных на него задач;
Агентство является правопреемником упраздненного Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции по всем его правам и обязательствам в части защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка;
на работников Агентства распространяются условия оплаты труда и медицинского обслуживания, установленные для работников Комитета.
6. Предоставить директору Агентства по согласованию с председателем Комитета право:
вносить, при необходимости, изменения в утвержденную структуру центрального аппарата Агентства в пределах установленной общей численности управленческого персонала и фонда оплаты труда;
вносить предложения по структуре и предельной численности управленческого персонала управлений по защите прав потребителей и регулированию рекламной деятельности, создаваемых в территориальных управлениях Комитета в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте в пределах установленной общей численности управленческого персонала и фонда оплаты труда Агентства;
привлекать в качестве сотрудников и консультантов квалифицированных отечественных и зарубежных специалистов с установлением им размеров заработной платы и иных выплат по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан за счет внебюджетных средств Комитета;
устанавливать для работников Агентства надбавки и другие стимулирующие выплаты к должностным окладам (тарифным ставкам) по основной занимаемой должности, вне зависимости от других выплат, предусмотренных законодательством, за счет внебюджетных средств Комитета.
7. Антимонопольному комитету Республики Узбекистан и Агентству:
а) совместно с Министерством юстиции, Министерством здравоохранения и Агентством «Узстандарт» в срок до 1 февраля 2020 года внести в Кабинет Министров проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», предусмотрев в нем права негосударственных некоммерческих организаций, механизм взаимодействия Агентства с данными организациями при выявлении ими фактов нарушения прав потребителей, механизм проведения независимой экспертизы товаров (работ, услуг);
б) совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок:
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;
обеспечить приведение принятых ими нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Указом.
8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
11 сентября 2019 года.