Указ Президента Республики Узбекистан

Проводимые реформы по ускоренному развитию экономики страны и рост населения обуславливают повышенный спрос на питьевую воду, необходимость ее рационального использования, а также внедрения современных водосберегающих технологий в условиях ограниченности водных ресурсов республики.

Вместе с тем накопившиеся системные проблемы и недостатки препятствуют сокращению дебиторской задолженности, укреплению платежной дисциплины и дальнейшему развитию отрасли. В их числе:

первое – фактическое отсутствие системы учета производства, транспортировки, расходования и потребления воды, вследствие чего
не обеспечивается достоверность сведений о ее поставке, начислении платежей и состоянии взаиморасчетов;

второе – неэффективное управление организациями водопроводно-канализационного хозяйства, включая вопросы менеджмента и организации взыскания дебиторской задолженности, приведшее к полной убыточности отрасли;

третье – изношенность водопроводных и канализационных сетей, объектов водоснабжения, большинство из которых эксплуатируется свыше сорока лет, а также медленные темпы их обновления и модернизации приводят к многочисленным утечкам и авариям, большим потерям воды и перебоям в ее поставке, особенно на местах;

четвертое – высокий уровень задолженности организаций водопроводно-канализационного хозяйства за электрическую энергию;

пятое – низкий профессиональный уровень персонала организаций водопроводно-канализационного хозяйства, отток квалифицированных кадров, наличие фактов совершения правонарушений работниками данной сферы.

Непринятие действенных мер по решению имеющихся проблем ставит под угрозу вопросы стабильного обеспечения населения водой, приводит к крайне нерациональному использованию водных ресурсов и сдерживает внедрение современных водосберегающих технологий.

В целях дальнейшего совершенствования системы управления, механизмов контроля и учета, укрепления платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения:

1. Возложить на Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Бюро) следующие дополнительные задачи:

выявление, пресечение и предупреждение фактов незаконного пользования водой и самовольного присоединения к водопроводным
и канализационным сетям;

обеспечение полноты и своевременности платежей за воду, сокращение задолженности потребителей;

проведение мониторинга за процессами внедрения современных автоматизированных систем контроля и учета потребления воды;

участие в осуществлении учета сбыта и потребления воды.

2. Установить, что Бюро и его территориальным подразделениям при выполнении задач, определенных в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются права, предусмотренные пунктом 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года № УП–5059 «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства».

3. Определить, что в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения:

а) Бюро несет ответственность за:

обеспечение полноты и своевременности поступления платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, сокращение задолженности потребителей;

выявление, пресечение и предупреждение фактов незаконного пользования водой, а также расхождений между объемами потребления воды непосредственно потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих участков;

внесение предложений по механизму устранения выявленных расхождений и принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц;

б) Министерство жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан несет ответственность за:

обеспечение оказания организациями водопроводно-канализационного хозяйства услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с заключенными договорами, бесперебойного снабжения потребителей водой;

достоверность отчетов и информации об объемах оказанных организациями водопроводно-канализационного хозяйства услуг водоснабжения и водоотведения, сведений о дебиторской и кредиторской задолженностях;

обеспечение контроля за состоянием, эксплуатацией и ремонтным обслуживанием организациями водопроводно-канализационного хозяйства объектов водоснабжения, водопроводных и канализационных сетей;

обеспечение замены, установки и эксплуатационного обслуживания приборов учета потребления воды, установленных потребителям, а также совместно с Бюро их опломбировку;

организацию выдачи технических условий, производство присоединения потребителей к системе водоснабжения и водоотведения;

обеспечение отключения отдельных потребителей от магистральных водоводов по обязательному предписанию Бюро в установленном порядке.

4. Ввести с 1 января 2018 года порядок, в соответствии с которым:

оказание услуг водоснабжения и водоотведения потребителям всех групп осуществляется на основе 100-процентной предоплаты. В случае неосуществления предоплаты, к данным потребителям применяются меры, вплоть до полного отключения от систем водоснабжения и водоотведения в установленном порядке;

при повторном подключении ранее отключенных от систем водоснабжения и водоотведения потребителей группы I взимается плата
в размере двух минимальных размеров заработной платы, потребителей групп II и III – десяти минимальных размеров заработной платы с зачислением средств на счета организации, осуществившей повторное подключение;

потребитель несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и исправность приборов учета потребления воды.

5. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан:

в срок до 1 декабря 2017 года предоставить в Бюро персональный список всех потребителей, имеющих задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения, в разрезе районов (городов), в том числе имеющиеся акты сверки задолженности с потребителями – юридическими лицами, по состоянию на 1 ноября 2017 года;

в срок до 1 декабря 2017 года совместно с Центральным банком Республики Узбекистан внедрить систему аккумулирования средств, поступающих от услуг водоснабжения и водоотведения, на единых банковских расчетных счетах, обеспечивающих ведение достоверного учета поступлений и осуществление Бюро мониторинга за движением денежных средств;

в двухмесячный срок обеспечить сокращение штатной численности контролеров государственных унитарных предприятий «Сувокава» и «Сувсоз» с учетом передачи соответствующих функций Бюро;

в недельный срок совместно с Министерством финансов и Бюро внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающий размеры отчислений в Фонд развития Бюро принудительного исполнения от денежных средств, взыскиваемых Бюро с водопотребителей;

в срок до 10 декабря 2017 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внесению изменений и дополнений в Правила оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям с учетом требований настоящего Указа;

в месячный срок совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством юстиции и Государственной инспекцией по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров Республики Узбекистан с учетом изучения передового зарубежного опыта утвердить порядок определения потерь при производстве, транспортировке и распределении воды;

в срок до 1 января 2018 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством финансов, Государственным комитетом по инвестициям, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан комплекс мер, предусматривающих создание и внедрение единой автоматизированной системы контроля и учета производства, транспортировки и распределения воды, в том числе установление приборов учета на узлах распределения воды;

в срок до 1 января 2018 года совместно с Государственной инспекцией по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров, Министерством внутренних дел Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента внести в Кабинет Министров комплекс мер по усилению охраны объектов системы водоснабжения и водоотведения;

в срок до 1 апреля 2018 года совместно с Государственной инспекцией по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Бюро, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента провести инвентаризацию всех групп потребителей услуг водоснабжения и водоотведения, а также технологический аудит объектов системы водоснабжения и канализации, с одновременным созданием единой электронной базы данных о потребителях и корректировкой платежей за оказанные услуги;

в срок до 1 января 2019 года совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Бюро, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента провести инвентаризацию объектов и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства с оформлением кадастровых документов на них.

6. Министерству финансов совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента:

в месячный срок утвердить Положение о порядке установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предусмотрев механизм установления гибких тарифов, обеспечивающих рентабельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства;

обеспечить введение с 1 января 2018 года обновленных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить Программу мер по поэтапному оснащению потребителей воды – бюджетных организаций современными приборами учета потребления воды.

8. Государственной инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров совместно с Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан обеспечить контроль за своевременным осуществлением попусков поверхностных вод для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения.

9. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по изменениям и дополнениям в организационно-штатную структуру и Положение о Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан с учетом требований настоящего Указа.

10. Бюро и Министерству жилищно-коммунального обслуживания в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты:

Положения о порядке взаимодействия Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан с организациями водопроводно-канализационного хозяйства;

Положения о порядке отключения потребителей от водоводов, водопроводных и канализационных сетей.

11. Счетной палате совместно с Главным управлением государственного финансового контроля Министерства финансов, Государственным комитетом по инвестициям, Центральным банком Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок критически изучить деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обратив особое внимание на:

эффективность системы управления и контроля, обоснованность организационно-штатных структур и численности работников;

действующие технические регламенты по производству, транспортировке и обеспечению безопасности и качества воды;

состояние действующей производственно-технической инфраструктуры и мощностей;

рентабельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства, уровень внедрения современных водо- и энергосберегающих технологий;

обоснованность ценообразования и тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, состояние взаиморасчетов;

целевое использование денежных средств, поступающих от оказания услуг водоснабжения и водоотведения;

состояние реализуемых программ, инвестиционных и других проектов, эффективность осуществляемых финансовых вложений и привлекаемых инвестиций, в первую очередь, зарубежных;

целевое использование кредитных средств;

результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, принимаемые меры
по их сокращению.

По результатам изучения в срок до 10 января 2018 года внести в аппарат Президента Республики Узбекистан проекты нормативно-правовых актов по коренному совершенствованию системы управления водоснабжением и водоотведением.

12. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять комплекс мер, направленных на формирование у подрастающего поколения культуры бережного отношения и рационального использования воды.

13. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего Указа, в том числе необходимости своевременной оплаты услуг водоснабжения и водоотведения, а также мер ответственности за правонарушения в данной сфере.

14. Министерству юстиции совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Бюро и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 16 ноября 2017 года.
* * *

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения»
За прошедшее время по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева реализованы масштабные реформы, направленные на кардинальное повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения, в том числе оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.

Особое внимание в рамках реформирования жилищно-коммунальной сферы уделяется обеспечению рационального использования водных ресурсов, что обусловлено, прежде всего, ростом населения страны, сопровождающимся повышением спроса на воду, и ограниченностью водных ресурсов.

Вместе с тем системные проблемы и недостатки, накопившиеся в водопроводно-канализационном хозяйстве республики за последние годы, являются причинами увеличения задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, снижения платежной дисциплины, что, в конечном итоге, приводит к стагнации отрасли в целом.

Прежде всего, речь идет о фактическом отсутствии в водопроводно-канализационном хозяйстве республики системы учета производства, расходования и потребления воды.

Так, на сегодняшний день по республике охват приборами учета воды на водозаборных сооружениях, водоводах, водопроводных сетях и других объектах водоснабжения и водоотведения составляет всего 29,4 процента, а потребителей – 42 процента.

Как следствие, на практике не обеспечивается достоверность сведений о поставке воды, начислении платежей и состоянии взаиморасчетов, а также данных о дебиторской задолженности потребителей.

Кроме того, в жилищно-коммунальной сфере отсутствует эффективная система управления предприятиями водоснабжения, включая вопросы менеджмента и организации взыскания дебиторской задолженности.

Вызванная этим убыточность предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, а также наличие у данных предприятий значительных кредиторской и дебиторской задолженностей исключают улучшение их финансового состояния за счет внутренних ресурсов.

Значительной проблемой является также высокий уровень изношенности водопроводно-канализационных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения, а также медленные темпы их обновления и модернизации.

В частности, имеющиеся водопроводно-канализационные сети и объекты водоснабжения республики эксплуатируются свыше 40 лет, а более 35 процентов водоводов и сетей водоснабжения нуждаются в срочном ремонте.

Плачевное состояние объектов водоснабжения и водоотведения приводит к значительным, достигающим 40 процентов, потерям воды, вызванным многочисленными утечками и авариями при ее транспортировке и реализации потребителям, а также перебоям в поставке, особенно на местах.

Немаловажной проблемой, также негативно сказывающейся на развитии отрасли, является высокий уровень задолженности организаций водопроводно-канализационного хозяйства за поставленную электрическую энергию.

Так, только за 9 месяцев т.г. задолженность предприятий водоснабжения за электроэнергию увеличилась на 43,2 миллиарда сумов и достигла 276,1 миллиарда сумов.

Не может не вызывать озабоченность низкий профессиональный уровень персонала организаций водопроводно-канализационного хозяйства, а также отток из отрасли квалифицированных кадров и факты правонарушений работников предприятий водоснабжения и водоотведения.

К примеру, только за период 2015-2017 гг. в отношении должностных лиц данных предприятий возбуждено 47 уголовных дел по фактам хищений, получения вознаграждений за списание задолженности, сокрытия выявленных случаев незаконного пользования водой и подключения к линиям водоснабжения.

С учетом сложившейся ситуации, ставящей под угрозу стабильное обеспечение водой населения республики, а также необходимости принятия безотлагательных мер по ее исправлению Президентом Республики Узбекистан принят Указ «О мерах по кардинальному совершенствованию платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения».

Указом предусматривается комплекс организационно-правовых мер, направленных на обеспечение дальнейшего совершенствования системы управления водопроводно-канализационным хозяйством республики, механизмов контроля и учета потребления воды, а также укрепления платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

В частности, расширяется круг задач Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Бюро).

Теперь Бюро, наряду с укреплением платежной дисциплины за потребление электрической энергии и природного газа, также обеспечивает взыскание платежей в сфере водоснабжения и водоотведения.

В этой связи на Бюро возлагаются такие дополнительные задачи, как:

первое – выявление, пресечение и предупреждение фактов незаконного пользования водой и самовольного присоединения к водопроводным и канализационным сетям;

второе – обеспечение полноты и своевременности платежей за воду, сокращение задолженности потребителей;

третье – проведение мониторинга за процессами внедрения современных автоматизированных систем контроля и учета потребления воды;

четвертое – участие в осуществлении учета сбыта и потребления воды.

Для выполнения возлагаемых дополнительных задач Бюро наделяется всем кругом полномочий, ранее предоставленных в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года № УП–5059 «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также совершенствованию системы исполнительного производства».

К примеру, работники Бюро смогут проверять полноту и достоверность учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов не только за электрическую энергию и природный газ, но и за воду, в том числе хозяйствующими субъектами, без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов.

При наличии у хозяйствующих субъектов задолженности за воду на их банковские счета также будут выставляться обязательные для исполнения инкассовые поручения о ее бесспорном взыскании, а в отношении физических лиц – требования об удержании с заработной платы.

Кроме того, работники Бюро получают право отключать потребителей от сетей водоснабжения и водоотведения в случаях несвоевременного осуществления расчетов за воду, неисполнения предписаний Бюро, а также при выявлении фактов хищений, незаконных подключений к сетям.

В пункте 3 Указа четко определены границы ответственности Бюро и Министерства жилищно-коммунального обслуживания в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения, что позволит исключить дублирование и параллелизм в работе данных ведомств и не допустить «размывание» ответственности за вверенное направление деятельности.

В связи с принятием Указа значительные изменения также претерпел порядок осуществления расчетов за услуги водоснабжения и водоотведения.

В частности, с 1 января 2018 года вводится порядок 100-процентной предоплаты за такие услуги. При этом повторное подключение ранее отключенных от сетей водоснабжения и водоотведения потребителей будет осуществляться с взиманием платы в размере двух и десяти минимальных размеров заработной платы, исходя из группы потребителей.

В целях успешной реализации поставленных задач по кардинальному совершенствованию платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения ответственным министерствам и ведомствам дано поручение провести ряд организационных мероприятий.

Среди наиболее значимых мероприятий можно отметить утверждение в месячный срок после принятия Указа порядка определения потерь при производстве, транспортировке и распределении воды.

Кроме того, до 1 января 2018 года будет разработан комплекс мер, предусматривающий создание и внедрение единой автоматизированной системы контроля и учета производства, транспортировки и распределения воды, в том числе установление приборов учета на узлах распределения воды.

Наряду с этим, запланировано проведение до 1 апреля 2018 года инвентаризации всех групп потребителей услуг водоснабжения и водоотведения, а также технологического аудита объектов системы водоснабжения и канализации, с одновременным созданием единой электронной базы данных о потребителях и корректировкой платежей за оказанные услуги. А до 1 января 2019 года будет проведена инвентаризация объектов и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства с одновременным оформлением кадастровых документов на них.

Кроме того, перед ответственными министерствами и ведомствами Главой государства поставлена задача критически изучить деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства и по результатам внести проекты нормативно-правовых актов по коренному совершенствованию системы управления водоснабжением и водоотведением.

Немаловажное значение в Указе уделено формированию у подрастающего поколения культуры бережного отношения и рационального использования воды. В этой связи министерствам народного образования, высшего и среднего специального образования даны соответствующие поручения.

Реализация Указа, несомненно, будет способствовать кардинальному совершенствованию платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения, что позволит оздоровить финансово-экономическое положение отрасли и повысить качество жилищно-коммунального обслуживания в целом.