О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин

Постановление

Президента Республики Узбекистан

В стране проводятся масштабные реформы по обеспечению безусловного соблюдения прав и законных интересов женщин, гарантий их трудовых прав и поддержки предпринимательской деятельности.

В частности, пересмотрены задачи Комитета женщин Узбекистана, в структуру районных (городских) комитетов женщин введена должность специалиста по работе с женщинами и укреплению духовно-нравственных ценностей в семьях, при Кабинете Министров Республики Узбекистан создан Научно-практический исследовательский центр «Оила» и его территориальные подразделения, образован Общественный фонд по поддержке женщин и семьи, учрежден нагрудный знак «Муътабар аёл», создана новая система поддержки лауреатов Государственной премии имени Зульфии.

Вместе с тем имеется ряд системных проблем и недостатков, препятствующих созданию механизмов обеспечения гарантий прав женщин и их эффективной деятельности в сфере предпринимательства.

В том числе, недостаточно организована работа по переподготовке женщин, долгое время занятых уходом за ребенком, по профессиям, востребованным на рынке труда.

В целях усиления гарантий защиты трудовых прав женщин, дальнейшей поддержки их предпринимательских инициатив, стимулирования трудовой деятельности и повышения уровня доступа к правосудию:

1. Установить, что с 1 мая 2019 года:

отменяются запреты применения труда женщин в определенных отраслях или профессиях;

утверждается рекомендательный перечень отраслей или профессий, которые могут отрицательно повлиять на здоровье женщин;

в случае использования отцом не менее трех месяцев отпуска по уходу за ребенком одному из родителей предоставляется дополнительный отпуск по уходу за ребенком продолжительностью один месяц с выплатой пособия в порядке, установленном статьей 234 Трудового кодекса Республики Узбекистан;

одному из родителей, воспитывающих ребенка, не достигшего возраста двух лет, за счет перерывов на отдых и питание, а также кормление ребенка, предоставляемых во время работы, по согласованию с работодателем предоставляется право установления времени на перерыв, используемого в течение дня;

запрещается расторжение по инициативе работодателя трудового договора, заключенного на неопределенный срок, в связи с достижением женщинами пенсионного возраста или возникновением согласно законодательству права на пенсию по возрасту до достижения женщинами возраста 60 лет, а также срочного трудового договора до истечения срока его действия;

при рассмотрении в судах дел о нарушении равноправия мужчин и женщин оплата юридических услуг, оказываемых женщинам со стороны адвокатов, покрывается по их желанию за счет государства.

2. Одобрить предложение Комитета женщин Узбекистана, Научно-практического исследовательского центра «Оила» при Кабинете Министров, Ассоциации деловых женщин Узбекистана «Тадбиркор аёл», Торгово-промышленной палаты, а также Министерства экономики и промышленности об образовании при содействии комитетов женщин Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента центров предпринимательства женщин (далее – центры) со статусом негосударственной некоммерческой организации.

3. Рекомендовать установление для центров следующих основных задач:

содействие совместно с Министерством занятости и трудовых отношений в переподготовке женщин, долгое время находившихся в отпуске по уходу за ребенком, оказавшихся в тяжелом экономическом положении, по профессиям, востребованным на рынке труда, и их трудоустройстве;

привлечение в центры женщин, выразивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, и содействие им в организации предпринимательской деятельности;

формирование у женщин навыков организации и ведения своего бизнеса, оказание консультативной помощи в подготовке бизнес-идей, в том числе, бизнес-плана проекта, выборе и использовании различных режимов налогообложения, ведении бухгалтерского учета, пользовании современными информационными технологиями, и по другим направлениям;

в необходимых случаях – оказание содействия в выделении начинающим свою деятельность женщинам-предпринимателям пустующих зданий в махаллях;

оказание практической помощи и предоставление необходимых консультаций женщинам-предпринимателям и женщинам, выразившим желание заниматься предпринимательской деятельностью, по организации своего бизнеса, в том числе, содействие в поиске надежных партнеров, приобретении мини-технологий и оборудования, реализации произведенной продукции;

оказание женщинам, неофициально осуществляющим ремесленническую деятельность, практической помощи в прохождении регистрации, получении льготных кредитов, пользовании налоговыми и другими льготами путем вступления в членство Ассоциации «Хунарманд».

4. Установить, что:

центры в форме бизнес-инкубаторов с целью содействия предпринимательской и ремесленнической деятельности женщин, в том числе семейному предпринимательству, организовываются за счет средств Общественного фонда по поддержке женщин и семьи;

расходы, связанные с содержанием, укреплением материально-технической базы и реализацией основных задач центров, финансируются за счет средств, поступивших от начисления процентов на ресурсы Общественного фонда по поддержке женщин и семьи, выданные коммерческим банкам для предоставления льготных кредитов (за исключением маржи банка), а также за счет грантов международных организаций;

женщины, выразившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, обучаются по специальной программе обучения на основе перечня, формируемого хокимом района (города) и районным (городским) комитетом женщин;

из числа женщин, успешно освоивших специальную программу обучения, по рекомендации соответствующего районного (городского) комитета женщин для организации предпринимательской деятельности выделяются льготные кредиты на срок не менее 3 лет с 6-месячным льготным периодом и 8-процентной годовой ставкой на основе порядка кредитования обеспечения занятости населения в регионах и развития семейного предпринимательства;

источником льготных кредитных средств являются ресурсные средства в размере 100 миллиардов сумов, ежегодно выделяемые коммерческим банкам Общественным фондом по поддержке женщин и семьи. Не менее 50 процентов данных ресурсных средств направляются на развитие бизнеса женщин, проживающих в сельской местности.

Комитету женщин Узбекистана в месячный срок утвердить порядок, обеспечивающий справедливость и прозрачность процесса выдачи рекомендаций для получения кредита.

5. С целью недопущения гендерной дискриминации женщин при содействии Комитета женщин Узбекистана создать Комиссию по защите гендерного равенства женщин в составе согласно приложению №1.

6. Определить основными задачами Комиссии по защите гендерного равенства женщин:

активное участие в реализации государственной политики, направленной на обеспечение гендерного равенства и улучшение социальных условий женщин в стране;

рассмотрение обращений государственных органов и других организаций по нарушениям гендерного равенства женщин;

реализацию мер по вопросам профессиональной сегрегации, разницы в заработной плате, увеличения доли женщин среди экономически активных слоев населения;

разработку предложений по имплементации в национальное законодательство общепризнанных международных норм по искоренению всех форм дискриминации прав женщин;

определение и обеспечение эффективной реализации мер, направленных на повышение правовой культуры женщин, а также организацию широкомасштабной пропагандистской деятельности.

7. Комитету женщин Узбекистана совместно с Министерством юстиции и Национальным центром по правам человека в двухмесячный срок:

а) разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин», предусматривающий:

понятие и виды гендерного равенства;

задачи и функции уполномоченных органов;

нормы по обеспечению гендерного равенства при участии в государственном управлении, принятии на работу или найме, получении кредитов и занятии предпринимательством;

меры, направленные на предупреждение нарушений гендерного равенства, а также ответственность за совершение поступков, приводящих к таким нарушениям;

б) разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснений и насилия», предусматривающий:

виды притеснений и насилия в быту, на рабочих местах и в образовательных учреждениях;

задачи и функции уполномоченных органов;

меры, направленные на предупреждение притеснений и насилия, а также ответственность за совершение таких поступков;

процессуальные гарантии, направленные на защиту лиц, подвергшихся притеснениям и насилию в досудебном и судебном процессах.

8. Государственному комитету по статистике совместно с Комитетом женщин, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством здравоохранения, Центральной избирательной комиссией, Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Верховным судом, Центральным банком, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, а также Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить размещение на веб-сайте «Gender.stat.uz» и постоянное обновление минимальных гендерных показателей и других сведений, рекомендованных Комиссией по статистике Организации Объединенных Наций, согласно приложению №2.

9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в месячный срок обеспечить все центры служебными кабинетами со всеми условиями.

10. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции и Комитетом женщин Узбекистана в трехмесячный срок провести инвентаризацию законодательных актов на предмет наличия предпосылок для трудовой и предпринимательской дискриминации женщин и внести соответствующие предложения в Кабинет Министров.

11. Возложить персональную ответственность на:

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Комитета женщин Узбекистана Нарбаеву Т.К. – за координацию эффективного осуществления государственными органами и организациями мер, предусмотренных в настоящем постановлении;

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам инвестиций и внешних экономических связей Ганиева Э.М. и министра инвестиций и внешней торговли Умурзакова С.У. совместно с Комиссией по защите гендерного равенства женщин – за системное и постоянное принятие необходимых организационно-практических мер по привлечению международных финансовых организаций, в первую очередь, средств технического содействия и кредитов организаций, специализирующихся на поддержке женщин, для финансирования мероприятий и проектов, предусмотренных в настоящем постановлении.

12. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента организовать широкое освещение сути и значения настоящего постановления в средствах массовой информации.

13. Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения в Кабинет Министров об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Комитета женщин Узбекистана Нарбаеву Т.К. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

Президент

Республики Узбекистан             Ш.Мирзиёев

Город Ташкент,

7 марта 2019 года. 

 

УзА