Указ Президента Республики Узбекистан
Последовательное снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования являются важнейшими условиями ускоренного развития экономики и улучшения инвестиционной привлекательности страны.
Вместе с тем результаты изучения показали ряд системных проблем в данной сфере, препятствующих динамичному экономическому росту, повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также обеспечению необходимого уровня собираемости налогов и других обязательных платежей, в числе которых:
первое, высокий уровень налогового бремени для плательщиков общеустановленных налогов, а также значительная разница в уровне налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;
второе, неэффективная система взимания налога на добавленную стоимость, наличие обязательных платежей, отвлекающих оборотные средства налогоплательщиков, а также приводящие к удорожанию стоимости промежуточной и конечной потребительской продукции и препятствующие развитию кооперации между крупным и малым бизнесом;
третье, высокая ставка налогов на фонд оплаты труда, приводящая к сокрытию налогоплательщиками реальной численности работников и фонда оплаты труда;
четвертое, широкая практика поддержки хозяйствующих субъектов за счет налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера, негативно сказывающаяся на обеспечении здоровой конкуренции в связи с отсутствием действенной системы мониторинга и контроля за эффективностью предоставляемых льгот;
пятое, несовершенство механизмов обмена информацией между государственными органами и организациями, форм и методов электронного администрирования налогов и осуществления налогового контроля;
шестое, отсутствие четкой системы анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности, негативно отражающееся на качестве проводимых контрольных мероприятий и препятствующее снижению вмешательства в деятельность добросовестных субъектов предпринимательства;
седьмое, недостаточный уровень собираемости местных налогов и сборов вследствие неэффективности механизмов их администрирования, а также отсутствие полноценного учета и объективного определения стоимости недвижимости и земельных участков.
В целях устранения имеющихся системных проблем, реализации задач по снижению налогового бремени и упрощению системы налогообложения, совершенствованию налогового администрирования, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также с учетом результатов широкого общественного обсуждения и рекомендаций Международного валютного фонда, Всемирного банка и международных экспертов:
1. Определить основными направлениями Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:
снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;
оптимизацию количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизацию операционных расходов;
обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и его доходов;
упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков;
обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с максимальным ограничением отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, в том числе установление в кодексе размеров ставок налогов и других обязательных платежей;
сохранение благоприятного режима для иностранных инвесторов и инвестиций, их всесторонней поддержки и надежной правовой защиты;
совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, внедрение порядка налогообложения операций, связанных с трансфертным ценообразованием.
2. Принять к сведению, что с 1 января 2019 года в рамках Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:
а) во-первых, снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем:
введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы;
отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда;
установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц;
б) во-вторых, совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством:
отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц;
снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;
снижения ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов;
перевода предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;
введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;
совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти;
в) в-третьих, реализуются меры по снижению негативного воздействия совершенствования налоговой политики на плательщиков упрощенного режима налогообложения, путем:
снижения ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам;
установления для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, порядка исчисления и уплаты налога с оборота (выручки) с базовой ставкой в размере 4 процентов и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе;
сохранения порядка налогообложения для плательщиков единого земельного налога;
г) в-четвертых, совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:
сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;
предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;
объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.
3. Утвердить обновленный состав Рабочей комиссии по координации разработки проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций в составе согласно приложению.
Рабочей комиссии (Б.Мавлонов):
в недельный срок организовать работу экспертных групп по соответствующим направлениям, в том числе с привлечением к их работе экспертов и представителей бизнеса, имеющих практический опыт в сфере налогообложения;
в срок до 1 ноября 2018 года обеспечить подготовку предложений по отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций, и введению порядка предоставления постоянно действующих налоговых и таможенных льгот соответственно Налоговым и Таможенным кодексами Республики Узбекистан;
в срок до 1 декабря 2018 года обеспечить разработку проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, с привлечением экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций, исходя из основных направлений Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан с обеспечением его широкого общественного обсуждения.
Министерству финансов Республики Узбекистан принять меры по организации взаимодействия с Международным валютным фондом и Всемирным банком для обеспечения технического содействия в подготовке проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и реформировании налоговой системы Республики Узбекистан.
4. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
а) утвердить комплекс мероприятий, направленный на предотвращение резкого роста административных расходов налогоплательщиков по исполнению налоговых обязательств, предусматривающий:
повышение квалификации работников органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков, в том числе по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль юридических лиц;
упрощение налоговой отчетности и обеспечение ее интеграции с программными продуктами по введению автоматизированного бухгалтерского учета;
программу мер по кардинальному совершенствованию налогового администрирования, включая периодичность уплаты налогов;
внедрение порядка персонализированного учета начисленной заработной платы, необходимого для исчисления пенсии;
б) обеспечить критический пересмотр и сокращение видов деятельности, разрешенных к осуществлению индивидуальными предпринимателями;
в) утвердить перечень государственных органов и организаций, базы данных которых интегрируются в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов.
Счетной палате совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в срок до 1 января 2019 года провести изучение достоверности базы данных министерств и ведомств, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей и разработать «Дорожные карты» по обеспечению их достоверности.
5. Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Комплекс мер по внедрению механизма определения рыночной стоимости недвижимого имущества юридических лиц с учетом передового зарубежного опыта по проведению массовой оценки.
6. Министерству экономики совместно с Министерством финансов, Центральным банком и Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике в срок до 1 августа 2018 года обеспечить разработку прогноза основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы, с использованием современных методов стратегического планирования и прогнозирования и с учетом мер по реформированию налоговой системы, определенных настоящим Указом.
7. Заместителю Премьер-министра – министру финансов Республики Узбекистан Кучкарову Д.А.:
предусмотреть в бюджетном послании на 2019 год установленные настоящим Указом нормы и правила;
одновременно с представлением проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год внести в Кабинет Министров среднесрочные бюджетные ориентиры параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2020-2021 годы;
при разработке Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019-2021 годы обеспечить его сбалансированность без учета расходов, финансируемых за счет внешних заимствований.
8. Установить, что руководители Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов, а также их заместители, председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента несут персональную ответственность за выполнение прогнозных параметров бюджетов бюджетной системы.
9. Для укрепления финансово-бюджетной дисциплины и обеспечения сбалансированного исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан:
министерствам и ведомствам, доверительным управляющим, а также государственным поверенным, начиная с 2019 года, обеспечить безусловное начисление дивидендов хозяйственными обществами с государственной долей в уставном капитале 50 процентов и более, а также отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан государственными унитарными предприятиями в размере 30 процентов от их чистой прибыли в соответствии с законодательством;
Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 сентября 2018 года пересмотреть минимальные ставки арендных платежей по государственной собственности с учетом особенности каждого региона;
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан принять жесткие меры по обеспечению полноты сбора налогов и других обязательных платежей, максимальной легализации трудоустроенных граждан и увеличения фонда оплаты труда;
Министерству финансов и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию со Счетной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить в разрезе районов и городов «Дорожные карты» по расширению налогооблагаемой базы, выявлению дополнительных источников поступлений в бюджет, а также обеспечению его сбалансированности и недопущению возникновения дефицита, предусмотрев конкретные пошаговые действия и строгую ответственность органов государственной власти на местах, государственной налоговой службы, финансовых и других органов, а также их должностных лиц.
10. Государственному налоговому комитету, Государственному таможенному комитету, Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству юстиции Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Узбекским агентством по печати и информации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать на системной основе широкое разъяснение сути и содержания настоящего Указа, в том числе в средствах массовой информации и сети Интернет.
11. Генеральной прокуратуре, Счетной палате, Государственному налоговому комитету, Государственному таможенному комитету, Министерству финансов совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести предложения по усилению мер, направленных на пресечение фактов уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и других обязательных платежей, повышение ответственности физических и юридических лиц за их несвоевременную и неполную уплату.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
29 июня 2018 года