О комплексных мерах по эффективной защите здоровья населения и генофонда нации от наркомании и наркопреступлений

116

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях определения комплексных мер по достижению приоритетных целей Национальной стратегии по борьбе с наркоманией и наркопреступлениями в Республике Узбекистан на 2024–2028 годы, эффективной защите населения, в первую очередь здоровья молодежи, и генофонда нации посредством выведения на качественно новый уровень деятельности по борьбе с наркоманией и организованной наркопреступностью постановляю:

I. Цели и приоритетные задачи

  1.  Определить основными целями настоящего Указа:

а) определение комплекса нормативно-правовых, оперативно-профилактических и организационно-воспитательных мер, направленных на борьбу против порока наркомании, представляющей серьезную угрозу здоровью населения Узбекистана и генофонду нации, а также ликвидацию организованной наркопреступности, являющейся тому причиной;

б) отдельное определение всесторонней защиты будущего несовершеннолетних и молодежи от наркотических средств и психотропных веществ в качестве актуальной задачи государственных органов, организаций и учреждений всех уровней, а также кардинальное повышение их ответственности в этом направлении.

2. Определить приоритетными задачами государственных органов и организаций, ответственных за осуществление деятельности по раннему предупреждению и решительной борьбе с наркоманией и наркопреступлениями:

а) комплексное осуществление действенных мер по полному пресечению распространения психоактивных веществ в образовательных учреждениях, среди учащихся и студентов, а также формированиюу молодежи непримиримого отношения к наркомании;

б) устранение незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (далее – наркотические средства) посредством строгих уголовно-правовых механизмовкардинальное усиление мер наказания в данном направлении, а также ужесточение ответственности за наркопреступления, совершаемые в отношении молодежи;

в) налаживание широкомасштабной оперативно-розыскной и следственной деятельности, направленной на выявление маршрутов ввоза наркотических средств через границу республики, действий их распространения посредством сети Интернетнезаконных нарколабораторий и наркопреступных сообществ, в том числе покровительствующих им должностных лиц, пресечение их деятельности и обеспечение неотвратимости наказания;

г) установление жесткого государственного контроля за оборотом химических веществ (прекурсоров), которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств, внедрение цифровых решений в практику контроля за деятельностью медицинских учрежденийфармацевтических предприятий и аптек, использующих наркотические средства в медицинских целях;

д) определение адресных мер, направленных на коренное совершенствование системы диагностикилечения и медикосоциальной реабилитации наркомании и токсикомании среди населения, особенно несовершеннолетних и молодежи.

II. Совершенствование нормативно-правовых механизмов

3. Министерству внутренних дел (Ташпулатов А.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами до конца 2025 года на основе комплексного изучения текущих практик, современных требований и передового зарубежного опыта разработать и внести
в установленном порядке проект Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» в новой редакции, определяющего механизмы регулирования оборота наркотических средств, а также конкретную ответственность государственных органов и организаций
в предупреждении и раскрытии наркопреступлений.

4. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры, Верховного суда, Службы государственной безопасности, Министерства внутренних дел и Таможенного комитета, предусматривающие:

а) введение в Уголовный кодекс отдельного нового раздела «Преступления против здоровья населения и генофонда нации» в целях поднятия на совершенно новый уровень деятельности по борьбе с организованной наркопреступностью посредством уголовно-правовых механизмов;

б) исходя из новых форм, методов и степени организованности наркопреступлений введение уголовной ответственности, предусматривающей определение наказания в виде лишения свободы до двадцати лет за следующие деяния:

i) организация и обеспечение деятельности наркопреступного сообщества, а также сбыт наркотических средств организованной группой трансграничными способами или с использованием сети Интернет;

ii) покровительство, оказываемое незаконному обороту наркотических средств путем злоупотребления полномочиями власти (должностными полномочиями), или передача информации с целью предупреждения раскрытия таких преступлений;

iii) создание незаконной нарколаборатории и обеспечение ведения ее деятельности;

в) введение административной ответственности, предусматривающей применение административного ареста до пятнадцати суток за употребление наркотических средств в общественных местах;

г) в целях предупреждения совершения и повторного совершения наркопреступлений ужесточение мер уголовной ответственности до двойного размера за следующие деяния:

i) изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств с целью сбыта их 
в крупных размерах, а также их незаконный сбыт любым способом в крупных размерах;

ii) введение в оборот сильнодействующих веществ в образовательных учрежденияхместах лишения свободыс использованием сети Интернет, опасным или особо опасным рецидивистом, а также их контрабанда в крупных размерах;

iii) совершение незаконного оборота (без цели сбыта) в крупном размере и повторного незаконного оборота отдельных категорий сильнодействующих веществ;

iv) вовлечение в употребление наркотических средств в любой форме, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия;

д) в целях защиты несовершеннолетних и молодежи от наркопреступлений:

i) признание в качестве отягчающего обстоятельства уголовной ответственности совершение любого наркопреступления в отношении несовершеннолетних или с их привлечением;

ii) установление прямой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего лица в употребление сильнодействующих веществ;

iii) ужесточение мер уголовной ответственности до двойного размера за сбыт сильнодействующих веществ в образовательных организацияхстуденческих общежитияхдетских лагерях или на прилегающихк ним территориях;

iv) введение уголовной ответственности, предусматривающей наказание в виде лишения свободы до десяти лет, за вовлечение несовершеннолетних лиц в употребление сильнодействующих веществ именно в образовательных организациях, студенческих общежитиях, детских лагерях или на прилегающих к ним территориях;

ж) внедрение порядка неприменения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших некоторые виды наркопреступлений.

5. Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Узбекистан при изучении обращений осужденных касательно помилования обратить особое внимание на серьезность опасности для государства, общества и личности, а также возможности наступления особо тяжких последствий любого преступления, совершенного против генофонда населения.

III. Определение и обеспечение исполнения комплексных мер

6. Утвердить Национальную программу комплексных практических действий по раннему предупреждению и борьбе с наркоманией и наркопреступлениями на 2025–2026 годы (далее – Национальная программа) согласно приложению № 1.

7. Ответственным министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента обеспечить разработку ежеквартальных «дорожных карт» по адресной организации исполнения Национальной программы в разрезе своих отраслевых направлений и регионов.

8. В целях комплексной организации работ по раннему предупреждению и решительной борьбе с наркоманией и наркопреступлениями, а также осуществления системного контроля за исполнением Национальной программы образовать Республиканскую межведомственную координационную рабочую группу, действующую при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее – Координационная рабочая группа) в составе согласно приложению № 2.

9. Координационной рабочей группе (Гордеев С., Ташматов Б.):

а) сформировать состав штаба Координационной рабочей группы при Агентстве по контролю за наркотиками и огнестрельным оружием (далее – Агентство) из специалистов ответственных министерств и ведомств, а также организовать системное изучение и мониторинг результативности работы по реализации в 2025–2026 годах приоритетных задач, определенных настоящим Указом, в том числе с выездом на места;

б) осуществлять постоянный и строгий контроль запоследовательнойкачественной и своевременной реализацией мер, предусмотренных Национальной программой.

10. Возложить на первых руководителей государственных органов, ведомств и местных хокимиятов персональную ответственность за обеспечение своевременной и эффективной реализации мер, определенных в Национальной программе, отраслевых и территориальных «дорожных картах», а также достижение конкретных результатов и предупредить о принятии в отношении них строгих мер в случае необеспечения эффективности деятельности в данном направлении.

11. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) ответственные государственные органы, ведомства и местные хокимияты по итогам каждого месяца вносят в Агентство отчеты о конкретной проделанной работе по реализации приоритетных задач, определенных настоящим Указом, а также об исполнении Национальной программы;

б) Координационная рабочая группа:

i) ежемесячно заслушивает отчеты руководителей ответственных государственных органов, ведомств и их территориальных подразделений, а также местных хокимиятов об исполнении в разрезе сфер и регионов приоритетных задач, определенных настоящим Указом, проводит критические обсуждения результативности и принимает меры воздействия, вплоть до освобождения от должности, в отношении руководителей, безответственно подошедших к данному вопросу;

ii) ежеквартально вносит Президенту Республики Узбекистан информацию о принятых в соответствии с настоящим Указом адресных мерах и достигнутых конкретных результатах по раннему предупреждению и кардинальному противодействию наркомании и наркопреступлениям в республике.

IV. Механизмы раннего предупреждения и выявления наркопреступлений

12. В целях предупреждения проникновения химических веществ, используемых в промышленности и медицине, в процесс незаконного изготовления синтетических наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ:

а) исходя из международного опыта принять меры порасширению перечня прекурсоров, оборот которых ограничен в Узбекистане,
а также внедрить механизмы его оперативного обновления (пополнения) в упрощенном порядке;

б) установить строгий государственный контроль, предусматривающий упорядочение законного оборота прекурсоров и внедрение системы электронного контроля всех процессов начиная от их производства (ввоза из-за рубежа) до реализации (транзита, использования в производстве продукции, продажи, хранения, передачи и других);

в) предоставить Агентству право осуществлять системный контроль за оборотом прекурсоров в Узбекистане и вносить представления в уполномоченные органы правопорядка о проведении доследственной проверки по фактам их незаконного оборота;

г) наладить в структурах Оперативно-розыскного департамента Министерства внутренних дел и Управления по борьбе с контрабандой Таможенного комитета деятельность отделов по борьбе с незаконным оборотом прекурсоров в пределах имеющихся штатных единиц.

13. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:

а) внести в установленном порядке проекты нормативно-правовых актов, направленных на упорядочение законного оборота прекурсоров и установление строгих механизмов государственного контроля на всех его этапах, а также введение административной и уголовной ответственности за незаконный оборот инарушение порядка использования прекурсоров;

б) разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект постановления правительства, предусматривающий введение порядка достойного поощрения граждансообщивших о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, или способствовавших их выявлению.

14. Министерству цифровых технологий (Шерматов Ш.), Министерству внутренних дел (Ташпулатов А.) совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июля 2026 года провести хакатон среди молодежи по разработке программ, предназначенных
для выявления и блокировки с помощью технологий искусственного интеллекта наркомагазинов и случаев распространения наркотических средств в сети Интернет, а также принять меры по отбору и внедрению в практику наиболее оптимальных предложений.

15. Министерству внутренних дел (Ташпулатов А.):

а) до конца 2025 года организовать обучение всех инспекторов профилактики органов внутренних дел по выявлению на территории махаллей, в которых они несут службу, незаконных нарколабораторий и цехов по фасовке самодельным способом сильнодействующих лекарственных средств, а также внедрить практику достойного стимулирования их эффективной деятельности в данном направлении за счет внебюджетных средств или применения мер дисциплинарного взыскания в случае выявления таких нарколабораторий и цехов в махалле другими ведомствами (отраслевыми подразделениями);

б) совместно с Агентством оборонной промышленности в срок до 1 марта 2026 года принять все необходимые меры по закупке для органов внутренних дел и внедрению в практику самых современных технических средств экспресс-проверки образцов наркотических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

V. Организация, обеспечение и контроль исполнения настоящего Указа

16. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Мирзиёеву С.Ш.

 

          Президент 

Республики Узбекистан                                                                                                  Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

3 ноября 2025 года.