Постановление Президента Республики Узбекистан

В результате реализации Программы развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2021–2023 годы объем оказанных услуг в 2021 году увеличился почти на 20 процентов.

Вместе с тем посредством внедрения новых подходов в развитие сферы услуг имеются возможности увеличения объема рынка услуг в 1,5 раза и создания дополнительно 1,5 миллиона новых рабочих мест в 2022 году.

В целях развития сферы услуг на основе особых подходов исходя из специфики регионов, обеспечения субъектов предпринимательства финансовыми ресурсами и инфраструктурой, а также введения для них благоприятного налогового режима:

1. Определить приоритетными направлениями развития сферы услуг исходя из численности и плотности населения регионов республики, географического положения, специализации и уровня обеспеченности инфраструктурой:

а) в каждом районе и городе:

преобразование густонаселенных улиц, на которых на основе градостроительных проектов в 2021–2022 годах за счет бюджетных средств осуществлены капитальный ремонт, модернизация наружного освещения, оросительных и дренажных систем, строительство пешеходных и велосипедных дорожек, в торговые, услугоориентированные, парковые и развлекательные улицы;

обеспечение необходимой инфраструктурой для поэтапного увеличения доли цифровых услуг и кардинального расширения охвата качественной связью и интернет-услугами, а также масштаба использования услуг системы «Электронное правительство»;

б) в городах Ташкенте, Нукусе, областных центрах и других городах – создание межмахаллинских торгово-сервисных улиц на каждые 3–5 махалли путем благоустройства наиболее густонаселенных улиц, расширения пешеходных дорожек и их освещения;

в) в районах с населением менее 300 тысяч человек:

в районах с высокими темпами развития промышленности и сферы услуг – предоставление приоритета организации торговых, гостиничных, логистических услуг и общественного питания, а также объектов технического обслуживания и развлекательных центров;

в горных и предгорных районах с высоким потенциалом рекреационного туризма – благоустройство автомобильных дорог, улучшение обеспечения электроэнергией и питьевой водой и другой инфраструктуры, а также развитие туристических услуг на основе готовых проектов;

в приграничных районах, а также районах, по которым проходят международные автомобильные магистрали и железные дороги – специализация на торговле, туризме, логистике и придорожном обслуживании;

в районах с высокой долей сельского хозяйства – развитие современного агросервиса;

г) в средних и крупных городах и районах с населением более 300 тысяч человек – развитие современного рынка услуг, образования, медицины, искусства, туризма, гостиничного и общественного питания, а также транспортных услуг;

д) в городах Ташкенте, Самарканде и Намангане – увеличение количества услуг с высокой доходностью, в особенности крупных торгово-развлекательных объектов, создание специализированных кластеров в местах размещения образовательных и медицинских учреждений.

2. Согласиться с предложениями Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства финансов, Министерства туризма и спорта, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, предусматривающими:

а) установление с 1 апреля 2022 года до 1 января 2025 года ставки социального налога в размере 1 процента для субъектов предпринимательства в сфере розничной торговли и общественного питания, гостиничных услуг (размещение), пассажирских и грузовых перевозок, ремонта и технического обслуживания транспортных средств, компьютерных услуг, ремонта бытовой техники, агро- и ветеринарных услуг, а также услуг, оказываемых в развлекательных центрах. При этом:

данная налоговая льгота применяется субъектами предпринимательства, если по итогам текущего отчетного (налогового) периода их доходы от оказания услуг по видам деятельности, указанным в настоящем подпункте, составляют не менее 60 процентов совокупного дохода;

в случае выявления фактов сокрытия численности работников субъектами предпринимательства, осуществляющими виды деятельности, указанные в настоящем подпункте, действие данной налоговой льготы прекращается с применением финансовых санкций, установленных законодательством;

б) предоставление субъектам предпринимательства с 1 января 2022 года до 1 января 2027 года по торговым комплексам площадью более 5 тысяч квадратных метров и гостиницам (средствам размещения) (включая занимаемые ими земельные участки) права:

снижать ставки земельного налога с юридических лиц и налога на имущество юридических лиц на 90 процентов. При этом к объектам, вновь построенным до 1 января 2027 года (включая занимаемые ими земельные участки), данная льгота применяется сроком на 5 лет с месяца их ввода в эксплуатацию;

при исчислении налога на прибыль относить в течение двух лет стоимость зданий на вычитаемые расходы в виде амортизации;

в) установление с 1 апреля 2022 года до 1 января 2025 года для субъектов предпринимательства, зарегистрированных в установленных туристских зонах районов и городов, указанных в приложении № 1, и оказывающих на данных территориях услуги общественного питания, гостиничные (размещение), торговые, развлекательные, туроператорские и турагентские услуги:

ставки налога с оборота – в размере 1 процента;

размеров налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц по объектам, расположенным на указанных территориях и занимаемому ими земельному участку – в размере 1 процента от суммы, начисленной по данным видам налогов.

При этом границы туристских зон районов и городов определяются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей на основании заключений главных территориальных управлений Министерства туризма и спорта, а также Министерства экономического развития и сокращения бедности;

г) сохранение до 1 января 2024 года установленной ставки налога на имущество и земельного налога для физических лиц при переводе жилых объектов, расположенных вдоль межмахаллинских торгово-сервисных улиц, в категорию нежилых объектов для оказания видов услуг согласно подпункту «а» настоящего пункта;

д) установление с 1 января 2022 года ставки акцизного налога на услуги мобильной связи для операторов мобильной связи в размере 10 процентов;

е) освобождение с 1 апреля 2022 года от налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц антенно-мачтовых металлоконструкций, расположенных в сельской местности, включая конструкции, установленные на них и являющиеся их неотъемлемой частью, а также занимаемых ими земельных участков.

Министерству финансов (Ишметов Т.) совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством туризма и спорта, соответствующими ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, вытекающих из данного пункта.

3. Установить, что:

а) с 1 февраля 2022 года до 1 января 2025 года освобождаются от таможенных пошлин:

товары, ввозимые на территорию Республики Узбекистан в соответствии с приложением № 2;

технологическое оборудование, материалы, программное обеспечение и запасные части, ввозимые операторами и провайдерами телекоммуникаций, не производимые в Республике Узбекистан, по перечням, формируемым в установленном порядке, в рамках проектов по внедрению телекоммуникационной инфраструктуры;

б) при исчислении налога на имущество антенно-мачтовые металлические конструкции, установленные на земельных участках, а также конструкции, установленные на них и являющиеся их неотъемлемой частью (башни, ограждения, грузоподъемные устройства, системы молниеотводов, заземляющие устройства, системы сигнализации и освещения, системы охранной сигнализации и видеонаблюдения), рассматриваются в качестве недвижимости;

в) начиная с 1 апреля 2022 года:

пользователям радиочастотного спектра предоставляется право на совместное использование радиочастотного спектра в соответствии с соответствующими разрешениями органов радиочастотного вещания;

сумма отчислений, ежемесячно вносимых резидентами в Дирекцию технологических парков программных продуктов и информационных технологий, при превышении годового объема экспорта услуг в области информационных технологий на 10 миллионов долларов США снижается на 25 процентов, на 20 миллионов долларов США – на 50 процентов.

4. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2021 года № ПП–5113 «О мерах по ускоренному развитию сферы услуг» на торгово-развлекательных улицах:

продажа помещений под мобильные торговые объекты субъектам предпринимательства проводится на основе электронных онлайн-аукционов;

все субъекты предпринимательства имеют право осуществлять деятельность 24 часа в сутки при строгом соблюдении правил общественной безопасности.

5. Внедрить с 1 июля 2022 года порядок выставления земельных участков на электронный онлайн-аукцион для строительства туристских объектов в районах и городах согласно приложению № 1 к настоящему постановлению с проектными предложениями, разработанными на основе территориальных мастер-планов, а также с обеспечением необходимой инфраструктурой.

Установить порядок, в соответствии с которым:

Министерство туризма и спорта (Азамов У.) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.) и местными хокимиятами до 1 марта 2022 года вносят в Министерство строительства технические задания для разработки мастер-планов территорий;

Министерство строительства (Адилов Д.) до 1 июля 2022 года обеспечивает разработку мастер-планов и проектных предложений территорий с привлечением соответствующих проектных институтов и зарубежных экспертов;

Агентство по кадастру (Умаров Ф.) совместно с Министерством туризма и спорта (Азамов У.) и местными хокимиятами с 1 июля 2022 года выставляет проектные предложения и земельные участки с инфраструктурой на электронный онлайн-аукцион.

6. В целях разработки мастер-планов территорий, предусмотренных пунктом 5 настоящего постановления, и финансирования работ по обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой:

Министерству финансов (Ишметов Т.) в месячный срок выделить соответствующим местным хокимиятам бюджетную ссуду за счет Государственного бюджета в размере 200 миллиардов сумов;

Министерству инвестиций и внешней торговли (Воитов А.) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.) в двухмесячный срок привлечь средства международных финансовых институтов в размере 100 миллионов долларов США;

местным хокимиятам в течение двух лет обеспечить полное погашение бюджетных ссуд за счет средств, поступивших от реализации земельных участков на электронных онлайн-аукционах.

7. Указать Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) и Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.), а также другим министерствам и ведомствам, имеющим высшие образовательные организации, на неудовлетворительную работу, осуществленную по эффективному использованию зданий и земельных площадей высших образовательных и медицинских учреждений и их выделению частному сектору для оказания услуг.

Министерству строительства (Зокиров Б.) совместно с Агентством по кадастру, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов, Агентством по управлению государственными активами, Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством здравоохранения в двухнедельный срок обеспечить формирование Комиссии по изучению уровня эффективного использования земельных участков, зданий и сооружений учреждений социальной сферы.

Возложить на Комиссию задачи по осуществлению в двухмесячный срок:

полного изучения уровня эффективного использования земельных площадей, зданий и сооружений высших образовательных и медицинских учреждений;

определения по результатам изучения пустующих или неэффективно используемых зданий и сооружений, а также пустующих земель на их территории.

Министерству строительства совместно с Министерством здравоохранения, Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Агентством по управлению государственными активами:

в трехмесячный срок разработать мастер-планы неэффективно используемых или пустующих крупных объектов социальной сферы, выявленных по результатам изучения;

принять в соответствии с мастер-планами меры по выставлению на аукционные торги неэффективно используемых или пустующих зданий и земельных участков или организации новых видов образовательных и медицинских услуг с привлечением частного сектора на основе государственно-частного партнерства.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

а) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.), Министерством туризма и спорта (Азамов У.) и коммерческими банками путем организации необходимых условий для создания объектов сферы услуг, в том числе выставления земельных участков с инфраструктурой на электронный онлайн-аукцион, разработки проектных предложений по размещению объектов обслуживания на первых этажах и в подвальных помещениях многоквартирных домов, а также содействия их финансированию принять меры по:

преобразованию до 1 сентября 2022 года центральных улиц районов и городов в специальные торгово-развлекательные улицы, специализирующиеся на торговле, развлечениях, гастрономии, туризме и искусстве, согласно приложению № 3;

созданию объектов обслуживания на массивах «Новый Узбекистан» в 2022–2023 годах согласно приложению № 4;

определению в месячный срок межмахаллинских улиц, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 настоящего постановления, и преобразованию их в торгово-сервисные улицы в 2022–2023 годах;

б) в месячный срок путем выставления на электронный онлайн-аукцион земельных участков с необходимой инфраструктурой обеспечить в течение 2022–2023 годов:

строительство торговых комплексов и торгово-логистических центров в крупных районах и городах согласно приложению № 5;

создание объектов обслуживания вдоль международных дорог в соответствии с приложением № 6;

в) в месячный срок обеспечить выставление на электронный онлайн-аукцион земельных участков в районах (городах) согласно приложению №7 с условием строительства негосударственных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений.

Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.) совместно с Агентством по кадастру (Умаров Ф.) принять меры по постоянному увеличению выставляемых на аукцион земельных участков для создания объектов обслуживания согласно приложениям №№ 4–7 к настоящему постановлению.

9. Координаторам программы развития семейного предпринимательства (Холхужаев С., Камалов А., Султанов Д.) совместно с Министерством туризма и спорта (Азамов У.) обеспечить направление 500 миллиардов сумов, выделяемых в рамках программ на 2022 год для финансирования проектов в сфере оказания услуг, в первую очередь на проекты по созданию и ремонту семейных гостевых домов (до 50 млн сумов), хостелов (до 1 млрд сумов), комплексов юртовых лагерей (до 300 млн сумов), автокемпингов (до 3 млрд сумов), комплексов экодомиков (до 300 млн сумов), контейнерных городков (до 600 млн сумов) и кемпинговых лагерей (до 60 млн сумов), соответствующих требованиям, устанавливаемым Кабинетом Министров, по распределению согласно приложению № 8.

10. Разрешить коммерческим банкам выделение кредитов на сумму до 2 миллиардов сумов по одному проекту по ставке 14 процентов для финансирования новых проектов в сфере услуг (за исключением проектов по развитию финансового сектора и пополнению оборотных средств в сфере услуг) за счет погашенной части ранее выделенных кредитов в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2020 года № ПП–4752 «О мерах по поддержке сферы услуг» исходя из сроков привлеченных ресурсных средств.

11. Одобрить предложение АО «Узнацбанк» о выделении средств в размере 200 миллионов долларов США, привлеченных от иностранных банков АО «Узнацбанк» в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2021 года № ПП–5113 «О мерах по ускоренному развитию сферы услуг» на финансирование развития сферы услуг во всех городах и районных центрах, в том числе проектов по созданию объектов туризма, транспорта, медицины, образования и крупных торговых комплексов в 29 городах и 6 крупных районах, на следующих условиях:

выделение финансовых ресурсов сроком на 5 лет по согласованной ставке в иностранной валюте коммерческим банкам по распределению со стороны АО «Узнацбанк» согласно приложению № 9;

выделение коммерческими банками кредитов сроком до 5 лет на реализацию проектов в сфере услуг (за исключением проектов по развитию финансового сектора и пополнению оборотных средств в сфере услуг).

12. Утвердить «Дорожную карту» по развитию сферы услуг на 2022 год согласно приложению № 10.

13. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей в недельный срок внести на утверждение в Кабинет Министров региональные программы по развитию сферы услуг, разработанные в разрезе районов (городов) на основании критериев, определенных в пункте 1 настоящего постановления.

При этом учесть целевые параметры развития сферы услуг в Республике Каракалпакстан и областях, в каждом районе и городе, предусмотренные приложениями №№11 и 11.1–11.13 к настоящему постановлению.

Хокимияту города Ташкента (Артыкходжаев Ж.) в месячный срок в целях укрепления позиций города Ташкента как крупнейшего мегаполиса и делового центра Центральной Азии, повышения привлекательности города для иностранных и местных туристов путем гармонизации исторических и культурных аспектов с современными тенденциями развития разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров с привлечением зарубежных консалтинговых компаний отдельную программу по развитию сферы услуг.

14. Внедрить с 1 февраля 2022 года практику ежемесячного критического изучения эффективности и оценки деятельности Сенатом Олий Мажлиса работы, осуществляемой Кабинетом Министров, министерствами, ведомствами и хокимиятами по созданию новых рабочих мест.

15. Создать в структуре центрального аппарата Министерства экономического развития и сокращения бедности в пределах общей численности управленческого персонала и фонда оплаты труда Департамент по координации разработки мастер-планов регионов по развитию сферы услуг в составе 12 штатных единиц и определить его основными задачами:

определение специализации регионов в сфере услуг, разработку на этой основе концепций и мастер-планов развития услуг в районах и городах с привлечением зарубежных экспертов;

формирование на основе мастер-планов регионов проектов и программ инфраструктуры и оказания услуг;

реализацию проектов по оказанию услуг в регионах совместно с Проектно-аналитическим центром по развитию услуг при АО «Узнацбанк»;

оказание методологической помощи органам государственной власти на местах по развитию услуг в регионах.

16. Внести изменения в постановление Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2021 года № ПП–5113 «О мерах по ускоренному развитию сферы услуг» согласно приложению № 12.

17. Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

18. Возложить на первого заместителя министра экономического развития и сокращения бедности Норкулова И.И., первого заместителя министра инвестиций и внешней торговли Воитова А.Б., первого заместителя министра туризма и спорта Азамова У.А., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Ежемесячное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и Абдухакимова А.А.

 

         Президент

Республики Узбекистан                            Ш. МИРЗИЁЕВ   

         

Город Ташкент,

27 января 2022 года.