В соответствии с Конституцией в новой редакции в целях дальнейшего приближения государственной власти к народу, укрепления основ народовластия в стране разделены полномочия хокимов и местных Кенгашей.
Местным Кенгашам, являющимся настоящим голосом народа в решении на местах актуальных проблем населения, предоставлены широкие полномочия, определено, что местные Кенгаши возглавляют не хокимы, а председатели, избираемые из числа их депутатов.
Принятый на днях Указ стал логическим продолжением важных политических реформ, направленных на трансформацию государственной власти на местном уровне, внедрение поистине народной системы.
Указом впервые в истории местного управления Узбекистана определен ряд положений, направленных на реформирование деятельности органов государственной власти на местах на основе принципа «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким».
Во-первых, в целях учета мнения населения, проживающего на определенной территории, в решении важных вопросов жизни общества и государства, повышения роли представительных органов государственной власти на местах в ведение Кенгашей передаются 33 полномочия, направленные на развитие образования, охраны окружающей среды, градостроительной, транспортной и территориальной инфраструктуры. В частности:
1) в сфере образования:
решения по организации государственных детских садов и школ на соответствующей территории будут приниматься именно местными Кенгашами.
Теперь при всестороннем изучении потребностей территории необходимость создания новой школы или детского сада на какой-либо территории, в махалле, расширения и ликвидации какого-либо из них будут решать представители народа, являющиеся зеркалом воли населения;
2) в области охраны окружающей среды:
места застройки предприятий и сооружений, загрязняющих атмосферный воздух или непосредственно влияющих на него, места захоронения отходов будут определяться с согласия представителей народа.
Курортные природные зоны, рекреационные зоны, ботанические и дендрологические сады, природные сады местного значения создаются или ликвидируются также исключительно с согласия Кенгашей.
То есть решения в данном направлении будут приниматься в коллегиальном порядке с учетом мнения депутатов, избранных населением соответствующей территории.
Данная реформа, безусловно, послужит сохранению природных ресурсов, являющихся нашим общенациональным достоянием;
3) в сфере градостроительства и транспорта:
тарифы оплаты перевозки пассажиров и багажа в городском пассажирском транспорте устанавливаются местными Кенгашами. Льготные тарифы для отдельных категорий граждан внедряются в соответствии с решением Кенгаша.
Кроме того, определяется необходимость согласования с местным Кенгашем территорий, на которых создаются маршруты городского пассажирского транспорта, открываются новые направления, размещаются остановки, стоянки и диспетчерские пункты.
Предложения по наименованию или переименованию объектов транспортной и инженерно-технической инфраструктуры, природных объектов вносятся непосредственно местными Кенгашами.
Кроме того, включение объектов градостроительной деятельности отдельной категории в категорию объектов местного значения осуществляется также в соответствии с решением местных Кенгашей;
4) в области развития инфраструктуры территории:
окончательно решается также осуществление Кенгашами внесения изменений в категории территориальных зон населенных пунктов исходя из местных условий, утверждения тарифов по услугам питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.
Следует отметить, что определение осуществления местными Кенгашами вышеуказанных полномочий предоставит возможность решения представителями народа важных для жизни общества вопросов с учетом мнения населения.
Во-вторых, систематизируется ряд полномочий и функций, возлагаемых на местные Кенгаши в течение многих лет.
В частности, была необходимость в пересмотре, оптимизации и систематизации возложенных на местные Кенгаши взаимно дублирующих задач в смежных по направлениям сферах при заслушивании ими отчетов местных хокимиятов, государственных органов и организаций на соответствующей территории.
В результате того, что в законодательстве полномочия Кенгашей не были систематизированы, они должны были заслушивать отчеты и информацию хокимиятов и ряда государственных органов касательно той или иной сферы более сотни раз в год. Это искусственно завышало рабочую нагрузку на местные Кенгаши, что служило причиной исполнения ими важных полномочий ради «галочки».
Наряду с этим руководители территориальных подразделений органов внутренних дел, их заместители по направлениям, а также инспекторы по профилактике в махаллях представляли отчеты местным Кенгашам по отдельности.
В этой связи в соответствии с Указом пересмотрены и систематизированы по сферам отдельные полномочия Кенгашей по заслушиванию отчетов и информации.
Определение в соответствии с Указом подотчетности перед Кенгашами исключительно хокима соответствующей территории, а также первых руководителей территориальных государственных органов в перспективе послужит дальнейшему повышению и политической, и профессиональной ответственности данных руководителей перед Кенгашем.
В третьих, на основе принципа «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким» будут разработаны предложения по четкому распределению в актах законодательства более 100 полномочий между местными Кенгашами и исполнительной властью.
В результате конституционных реформ определено осуществление раздельной деятельности председателей Кенгашей и хокимов первоначально по итогам выборов 2024 года в областные и Ташкентский городской Кенгаши, впоследствии с 2026 года – в районные (городские) Кенгаши.
В этой связи определяется четкое распределение общих задач и функций, возложенных до сегодняшнего дня действующим законодательством на органы государственной власти на местах, между представительными органами власти на местах и органами исполнительной власти на местах.
В соответствии с настоящим Указом утверждена «дорожная карта», соответствующим министерствам и ведомствам совместно с Министерством юстиции поручено разработать предложения по совершенствованию полномочий для внесения в соответствующее законодательство.
При разработке предложений наряду с ответственностью местных Кенгашей в решении вопросов, непосредственно касающихся интересов общества, особое внимание также уделяется повышению инициативности хокимов в социально-экономическом развитии территории.
В четвертых, гарантируется осуществление Кенгашами своей деятельности независимо от органов государственной власти.
В частности, устанавливается:
возложение на местные Кенгаши задач и функций исключительно актами законодательства;
недопущение вмешательства органами государственной власти и управления в деятельность местных Кенгашей;
четкое распределение соответствующих задач между представительными органами на местах и органами исполнительной власти на местах при разработке проектов нормативно-правовых актов в перспективе;
ответственность органов исполнительной власти на местах по исполнению задач, возложенных на органы государственной власти на местах действующим законодательством и несвойственных деятельности Кенгашей.
Данные нововведения, безусловно, послужат основанием для осуществления местными Кенгашами исключительно своей деятельности и с акцентом на интересы соответствующей территории.
В-пятых, Кенгаши для осуществления эффективной деятельности будут обеспечены необходимыми условиями и материально-технической базой.
В частности, в соответствии с Указом будут приняты меры по обеспечению областных, Ташкентского городского и районных (городских) Кенгашей народных депутатов отдельными зданиями. При этом:
на первом этапе (до 1 октября 2024 года) будут приняты меры по обеспечению областных и Ташкентского городского Кенгашей зданиями и сооружениями, на втором этапе (до 1 октября 2025 года) будут приняты меры по обеспечению ими районных и городских Кенгашей.
В этих целях будет проведена полная инвентаризация зданий и сооружений, в которых размещены Кенгаши, а также будут разработаны минимальные требования к зданиям местных Кенгашей и их материально-техническому оснащению с учетом зарубежной практики.
Осуществление определенных в Указе задач послужит защите Кенгашами интересов населения на местах, оперативному поиску решений актуальных вопросов, повышению подотчетности и ответственности хокимов областей, районов и городов перед Кенгашами, эффективной реализации взаимно сдерживающих механизмов на уровне органов государственной власти на местах.