Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 14 февраля состоялось видеоселекторное совещание по вопросам эффективной организации деятельности плодоовощных кластеров, поэтапного отказа от системы заготовки хлопка и зерна для государственных нужд.
Сельское хозяйство – отрасль, чрезвычайно важная для развития экономики, обеспечения занятости и роста доходов населения. В связи с этим принимаются меры по развитию аграрного сектора в соответствии с современными требованиями, на основе стратегического подхода.
Указом главы государства от 23 октября 2019 года была принята Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. Конкретные направления трансформации сельского хозяйства были определены и в недавнем Послании Президента Олий Мажлису.
До 2025 года предусмотрено довести объем внутреннего валового продукта страны до 100 миллиардов долларов, объем экспорта – до 30 миллиардов долларов. Большие резервы и возможности для достижения этих показателей имеются в сельском хозяйстве.
В целях эффективной организации экспорта плодоовощной продукции, отношений между производителями и экспортерами в плодоовощеводстве и виноградарстве внедряется кластерная система. Все необходимые для этого организационно-правовые условия созданы постановлением главы государства от 11 декабря 2019 года.
На видеоселекторном совещании обсуждены приоритетные задачи по действенной организации работы плодоовощных и виноградарских кластеров.
Отмечено, что первостепенную важность имеют правильное регламентирование договорных отношений в сфере, конкретное определение прав, обязанностей и ответственности заготовителей, переработчиков и экспортеров продукции.
Даны указания касательно размещения экспортоориентированных культур на основе предложений кластеров, обеспечения их необходимыми семенами, саженцами, минеральными удобрениями и топливом.
Определено, что первые заместители хокимов областей и районов несут персональную ответственность за эффективную организацию деятельности кластеров на местах.
За обеспечение плодоовощных кластеров оборотными средствами и своевременное финансирование их проектов будет отвечать один из заместителей глав Центрального банка и коммерческих банков.
– Главная цель организации кластеров – увеличение объема экспорта. А для этого необходимо искать новые рынки. Без рынка не будет и экспорта, не заработает кластерная система. Поэтому следует постоянно изучать спрос за рубежом, эффективно использовать возможности, обеспечивать поступательный рост экспорта, — сказал Шавкат Мирзиёев.
Компании “Узбекозиковкатхолдинг” поручено индивидуально работать с каждым создаваемым экспортом, глубоко анализировать экспортные контракты и содействовать заключению дополнительных договоров с учетом выделения оборотных средств.
На совещании хокимы областей отчитались о планах работы по организации плодоовощных кластеров, выращиванию и переработке востребованной на рынке продукции, увеличению экспорта и расширению его географии.
Обсуждены также вопросы совершенствования хлопководческих кластеров, поэтапного отказа от системы заготовки хлопка и зерна для государственных нужд.
Президент в своем Послании Олий Мажлису отмечал необходимость поэтапного перехода на систему закупки хлопка и зерна на основе рыночных принципов, отменив практику государственного заказа на заготовку этой продукции.
В качестве первого шага в этом направлении были либерализованы цены на формовой хлеб, муку, пшеницу, семена хлопчатника, хлопковое масло. Благодаря предшествовавшей этому тщательной подготовке резкого скачка цен не произошло.
С участием экспертов Всемирного банка разработаны соответствующие меры по отмене государственного заказа на хлопок и зерно.
– В этом году мы начинаем большие реформы в сельском хозяйстве. Хокимы должны досконально изучить этот вопрос. Теперь пути назад нет. Если мы не либерализуем сельское хозяйство, не повысим заинтересованность, то не достигнем экономического роста и эффективности, – сказал Президент.
На совещании всесторонне проанализированы вопросы повышения результативности и финансовой поддержки кластеров.
Министерствам юстиции и сельского хозяйства указано упорядочить работу кластеров, определив их права и обязанности.
Следует отметить, действующая система заготовки хлопка вызывает среди фермеров и кластеров множество вопросов финансового характера. Она, с одной стороны, вызывает недостаток средств на переработку хлопка и производство готовой продукции, с другой – ограничивает возможности рассчитаться с фермерскими хозяйствами за заготовленное сырье.
В связи с этим отмечена необходимость совершенствования системы финансирования кластеров, внедрения кредитования производства и переработки продукции в кластерах как отдельный вид деятельности.
Определено, что в местах, где не организованы хлопково-текстильные кластеры, будут созданы фермерские кооперации на базе хлопкоочистительных заводов.
К примеру, этот опыт оправдал себя в Турции. Важная особенность этой системы – фермеры будут заинтересованы не только в реализации хлопка-сырца, но и продукции, получаемой от его переработки (волокна, семян, шрота, шелухи).
Более того, будет формироваться конкуренция среди заготовителей хлопка. От конкуренции между кластерами и кооперативами выиграют фермеры, то есть дехкане – владельцы земли.
Отмена государственного заказа при заготовке хлопка и зерна приведет к искоренению гонки за планом. Отныне хокимы вместе с Кенгашами народных депутатов будут контролировать эффективное использование посевных земель и правильное размещение культур. Они также будут ответственны за улучшение инфраструктуры сельского хозяйства, ремонт ирригационных сетей, внедрение водосберегающих технологий, эффективное расходование выделяемых для этих целей средств и субсидий. Будут принимать меры по оказанию дехканам сервисных услуг, борьбе с вредителями, повышению уровня механизации сбора хлопка.
На видеоселекторном совещании особое внимание уделено также вопросу создания запасов зерна.
Отмечалось, что будет совершен переход от обязательной продажи зерна для нужд государства к системе государственного резерва, а фермерам предоставляется право свободно реализовать зерно. Так как данный вопрос связан с продовольственной безопасностью, отказ от обязательной продажи зерна государству намечено осуществить в два этапа.
В этом году объем закупки зерна для государственных нужд будет снижен, то есть в распоряжении фермеров останется дополнительно более 1 миллиона тонн зерна.
А с 2021 года план по продаже зерна государству будет полностью отменен, продукция будет продаваться по рыночным ценам.
Президент сделал акцент на значимости этих преобразований и дал соответствующие поручения.
Отдельное внимание уделено проблемам в деле выделения земли. Указано на необходимость искоренения случаев незаконного присвоения орошаемых площадей, использования каждой пяди земли в интересах народа. Исходя из этого определены задачи по усилению ответственности должностных лиц на местах.
Руководители сферы, регионов и отраслей представили информацию по обсужденным на совещании вопросам.