Системы противодействия коррупции и общественного контроля будут усовершенствованы

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 11 февраля провел совещание по вопросам совершенствования систем противодействия коррупции и общественного контроля.

Коррупция является одним из главных препятствий на пути развития экономики, создания реально благоприятной предпринимательской среды и инвестиционного климата. По некоторым оценкам ущерб мировой экономике от коррупции составляет в среднем 2,6 триллиона долларов в год.

Эта проблема не миновала и нашу страну. В индексе, составляемом международной организацией Transparency International, Узбекистан за последние три года улучшил свои позиции на 12 пунктов, однако до полного искоренения данного порочного явления еще далеко.

По мнению наших соотечественников, коррупция наиболее широко распространена в медицинской, образовательной, банковской, таможенной, судебной системах, органах прокуратуры, внутренних дел, в коммунальном обслуживании, а также при приеме граждан на работу.

К примеру, 25-30 процентов средств в системе здравоохранения используются неэффективно. Во многих сферах государственные закупки осуществляются непрозрачно.

Глава нашего государства в своем недавнем Послании парламенту отметил необходимость перехода от устранения последствий коррупции к ее раннему предупреждению, предложил образовать отдельный орган, ответственный за противодействие коррупции.

На совещании обсуждены вопросы организации этой новой структуры.

Даны указания по разработке и исполнению антикоррупционных программ в сферах с высоким уровнем коррупции.

Один из основных факторов в противодействии коррупции – прозрачность деятельности и рабочих процессов государственных органов. Основное внимание при этом необходимо уделить обеспечению открытости и прозрачности при трудоустройстве, государственных закупках, выдаче разрешений, лицензий и других процессах, отмечалось на совещании.

Министерству юстиции и Генеральной прокуратуре поручено в сотрудничестве с Программой развития Организации Объединенных Наций внедрить в министерствах, компаниях и хокимиятах систему комплаенс-контроля, предусматривающую разработку и реализацию внутренних антикоррупционных мер.

Указано на необходимость разработки и внедрения с привлечением зарубежных экспертов всех организационно-правовых основ декларирования имущества и доходов государственными служащими.

Ответственным лицам даны поручения по разработке необходимых документов по организации структуры по борьбе с коррупцией на основе зарубежного опыта. Подчеркнуто, что она должна не только осуществлять и координировать государственную политику в данной области, но и располагать всеми силами и средствами для борьбы с коррупцией.

Одним из важных средств искоренения этого зла является общественный контроль.

Сегодня в стране действует свыше 10 тысяч негосударственных некоммерческих организаций. Но их роль и активность могли бы быть намного выше. Нет целостной системы, которая бы выражала их интересы, выступала мостом между этими организациями и государством.

Нынешняя система взаимодействия с общественностью не способна доводить до центра волнующие наш народ вопросы на местах и в различных сферах, не позволяет достигать весомых результатов. Многие негосударственные некоммерческие организации осуществляют деятельность «формально».

Какая польза гражданам от таких крупных объединений, как “Махалла”, “Нуроний”, Комитет женщин, какие острые вопросы им удалось поднять и решить? К сожалению, нет удовлетворительного ответа на эти вопросы.

В связи с этим в Послании Олий Мажлису Президент предложил создать Общественную палату для усиления общественного контроля, установления более тесного взаимодействия между государством и обществом.

На совещании обсуждены основные задачи, организационные аспекты деятельности палаты.

Отмечалось, что Общественная палата должна регулярно изучать мнение населения, ставить перед государственными ведомствами конкретные задачи по их решению. Указано на важность внедрения таких действенных форм общественного контроля, как общественные слушания, общественный мониторинг, общественная экспертиза и общественная инициатива.

Важными направлениями деятельности новой палаты будут также активизация деятельности негосударственных некоммерческих организаций и общественных советов при государственных органах, оказание им всестороннего методического содействия.

Даны указания по созданию организационно-правовых основ Общественной палаты с учетом указанных задач, разработке Программы мер по развитию институтов гражданского общества на 2020-2021 годы.

Затронуты также вопросы совершенствования деятельности Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, выделения грантов негосударственным некоммерческим организациям для изучения ими и выработки предложений по эффективному решению проблем в жизни общества.

По обсужденным на совещании вопросам определены соответствующие меры.

 

УзА