Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 9 января провел совещание по вопросам повышения эффективности оказания государственных услуг.

Глава нашего государства с первых дней своей деятельности на посту Президента выдвинул идею “Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу”, цель которой заключается в облегчении забот людей и создании для них широких удобств.

Для экономии времени и средств населения, обращающегося к ведомствам по тем или иным вопросам, а также предупреждения коррупции начато внедрение целостной, современной и надежной системы оказания государственных услуг.

В связи с этим Президент Шавкат Мирзиёев подписал 12 декабря 2017 года Указ “О мерах по коренному реформированию национальнорй системы оказания государственных услуг населению”. В соответствии с документом организовано Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции.

Сегодня центры государственных услуг Агентства действуют по всей стране. Услуги для физических и юридических лиц предоставляются в более чем 80 всесторонне удобных, инновационных зданиях, строятся еще 94 таких сооружения.

Кроме того, услуги в удобной и прозрачной форме оказываются с выездом в отдаленные районы (мобильные государственные услуги).

В настоящее время через центры государственных услуг по принципу “одно окно” предоставляются услуги более 130 видов. Если в 2017 году госуслуги населению были оказаны 12 тысяч раз, то в 2019 году этот показатель превысил 13 миллионов.

За последние два года на местах открыты 86 центров государственных услуг. Перечень документов, необходимых для получения 36 видов наиболее востребованных услуг, сократился со 112 до 52, срок оказания услуг – с 280 до 126 дней.

К примеру, прежде для замены водительского удостоверения требовалось предоставить паспорт, медицинскую справку, экзаменационный лист, старое удостоверение, фотографию, а также внести плату в размере 70 процентов минимального размера оплаты труда. Теперь достаточно предоставить старое водительское удостоверение и талон к нему, а также оплатить сбор в размере 70 процентов базовой расчетной величины.

Начиная с 1 июня прошлого года налажено оказание государственных услуг по экстерриториальному принципу безотносительно постоянного проживания и расположения организаций, через любой центр госуслуг. Данное нововведение предоставило большие удобства гражданам и положило конец волоките.

Так, абитуриенту из Нукуса для сдачи документов на поступление в вуз в Ташкенте приходилось тратить минимум 2 миллиона сумов. Сегодня достаточно обратиться в любой центр, не выезжая из своего региона.

Работа в этом направлении будет продолжена и в текущем году, запланировано открытие 94 новых центров, большинство – в партнерстве с частным сектором.

Глава государства отметил, что это лишь первый этап, и удобства населению следует расширять.

 

 

Для того чтобы принцип “одно окно” утвердился в полной мере, необходимо прежде всего перевести все государственные услуги в электронную форму и цифровизовать данные, указано на совещании.

В настоящее время из 80 оказывающих государственные услуги ведомств лишь 27 интегрировали свои базы данных с Агентством государственных услуг, а в 53 организациях данные все еще не переведены в “цифру”. К примеру, отсутствует электронная база данных для оказания государственных услуг в сферах здравоохранения, экологии, строительства, архива. Из-за отсутствия такого обмена данными в 2019 году услуги, связанные со строительством, снабжением газом, горячей и питьевой водой, оказывались с нарушением сроков.

В связи с этим Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству юстиции поручено разработать адресную программу по созданию во всех ведомствах информационных систем и баз данных касательно госуслуг.

Поставлена цель увеличить число пользователей электронными госуслугами в не менее чем 5 раз до конца текущего года, а к 2025 году полностью перейти на электронное обслуживание.

С учетом того, что 75 процентов населения пользуется интернетом на мобильных устройствах, отмечена важность запуска мобильной версии Единого портала интерактивных государственных услуг. Поручено ускорить организацию более 50 филиалов центров государственных услуг для удобства жителей отдаленных населенных пунктов.

Отмечена возможность, используя зарубежный опыт, оказания гражданам целого комплекса услуг на основе одной заявки или предлагать гражданину необходимые услуги, не дожидаясь обращения.

К примеру, при рождении ребенка родителям будет гораздо удобнее получить одновременно несколько услуг – регистрация рождения, назначение пособия, прописка по месту жительства, постановка на учет в медицинском учреждении, на очередь в детский сад и другие.

На совещании поручено апробировать эту систему в городе Ташкенте и в дальнейшем поэтапно внедрить ее в других регионах.

Президент отметил, что требование электронной цифровой подписи, наличие которой является обязательным для доступа ко многим услугам, создает неудобство для граждан, особенно затрудняет деятельность предпринимателей.

 

 

Электронную цифровую подпись можно использовать только с компьютера. Чтобы зарегистрировать свое дело, предприниматель должен получить ключ ЭЦП в налоговом ведомстве, отдельный ключ в таможенном ведомстве, еще один банковский ключ для работы со счетом. Приходится посещать каждое ведомство по отдельности, а по прошествии определенного времени ключи подлежат обновлению. Все это требует дополнительных расходов.

Президент поручил Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций внедрить совместно с ответственными организациями альтернативные, безопасные и простые способы подтверждения личности при пользовании услугами, требующими электронную цифровую подпись. Поставлена задача до 1 июля нынешнего года разработать единую для всех услуг ЭЦП.

По обсужденным на совещании вопросам определены конкретные меры.

 

УзА