Месячник пропаганды избирательного законодательства

Проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения верховенства закона, прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия жизни для населения и реализации созидательного потенциала граждан.

В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни была принята Стратегия действий по пяти направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах.

За истекший три года в период стратегического реформирования страны созданы прочные законодательные основы, обеспечивающие свободную реализацию важного политического права граждан – права участия в выборах.

Выборы – неотъемлемый атрибут демократического правового государства и сильного гражданского общества, это свободное волеизъявление народа, основная форма участия граждан в управлении делами государства и общества. В рамках демократической избирательной системы граждане избирают в органы государственной власти лиц, которых считают достойными, выражают свое отношение к ним и таким путем участвуют в осуществлении государственного управления.

Одним из этапов избирательного процесса является предвыборная агитации. Именно во время предвыборной агитации кандидаты в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса и политические партии знакомят избирателей с основными направлениями и сутью их предвыборной платформы, планами на будущее с целью убедить избирателей отдать свой голос за кандидата. Соответственно количество набранных голосов зависит от того, насколько активно и эффективно организована предвыборная агитация.

Предвыборная агитация также является важным средством и возможностью для проявления личностных качеств, знаний и потенциала кандидатов. Поэтому, в нашей стране, как и во всех демократических государствах, данному этапу избирательной кампании уделяется особое внимание.

Порядок проведения предвыборной агитации регламентированы принятым Избирательным кодексом, который включает в себя суть и значение предвыборной агитации, виды, формы и методы проведения агитации, в том числе посредством проведения встреч с избирателями и распространением агитационных материалов.

В частности, согласно статье 44 Избирательного кодекса, предвыборная агитация осуществляется в период избирательной кампании и направлена на побуждение избирателей к голосованию за кандидата или политическую партию. Она начинается со следующего дня после окончания процедуры регистрации кандидатов в депутаты. Агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается.

В этой же статье с учетом общепризнанных принципов и норм международного права существуют некоторые ограничения к проведению агитации. В частности, не допускается проведение агитации сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств. Кроме того, запрещается распространение недостоверной информации,
а также сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов.

Основной задачей Конституции Республики Узбекистан
и Избирательного кодекса является обеспечение здоровой конкуренции на основе политического плюрализма, то есть свободы и разнообразия мнений. Это достигается путем создания равных возможностей и гарантий всем кандидатам для ведения политической борьбы в условиях справедливости, открытости
и гласности.

Одним из важных факторов успеха кандидатов
от политических партий на выборах является их умение отобрать самые эффективные методы ведения предвыборной агитации.
В статье 45 Избирательного кодекса Республики Узбекистан закреплены виды, формы и методы проведения агитации. Согласно этой статье, агитация проводится в виде распространения информации о программе и (или) предвыборной платформе политической партии с призывом голосовать за ее кандидатов в депутаты, распространения информации о кандидате с призывом голосовать за него. Также, агитация может проводиться в форме публичных дебатов, дискуссий, пресс-конференций, собраний граждан, интервью, выступлений, размещения роликов в средствах массовой информации.

Кроме того, предвыборная агитация осуществляется через средства массовой информации, сети телекоммуникаций, всемирную информационную сеть Интернет, посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы) и посредством проведения встреч с избирателями. Следует отметить, что в период агитации могут быть использованы и иные виды, формы и методы ее проведения, не запрещенные законодательством.

Весьма важную роль в проведении предвыборной агитации играют средства массовой информации. В законодательстве особое значение придается обеспечению равных условий кандидатам в депутаты, политическим партиям. Например, в статье 46 кодекса гарантировано проведение агитации через СМИ. При проведении агитации обеспечиваются равные условия доступа к государственным средствам массовой информации путем бесплатного предоставления одинакового по объему эфирного времени и печатной площади.

В государственных средствах массовой информации может выделяться эфирное время или печатная площадь также на платной основе. Кроме того, условия оплаты за эфирное время, печатную площадь, определяемые СМИ и иные требования должны быть равными и одинаковыми для всех. Порядок, объем и время использования СМИ в целях агитации определяются соответствующей избирательной комиссией по согласованию с политическими партиями.

Агитационные материалы могут быть печатные, наглядные, аудиовизуальные и других видов, изготавливаемых на территории Республики Узбекистан. Кандидатам в депутаты и политическим партиям предоставляются равные условия для беспрепятственного выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных материалов, фонограмм, электронных версий печатной продукции и других агитационных материалов.

Кроме того, следует отметить что, печатные, наглядные, аудиовизуальные и другие агитационные материалы должны содержать наименование, местонахождение (почтовый адрес) и иные сведения о юридическом лице (фамилию, имя и отчество физического лица), изготовившем агитационные материалы, наименование юридического лица (фамилию, имя и отчество физического лица), заказавшего агитационные материалы, также, информацию о тираже, дате выпуска агитационных материалов.

Особенное внимание следует уделить проведению агитации посредством проведения встреч с избирателями. В данном случае происходит непосредственное общение кандидатов в депутаты
от политических партий с избирателями. Кандидатам в депутаты
и политическим партиям также предоставляются равные условия для агитации посредством проведения встреч с избирателями.

Встречи с избирателями проводятся кандидатами в депутаты, политическими партиями самостоятельно. О месте и времени проведения встреч с избирателями извещается окружная или участковая комиссия, которые заблаговременно информируют об этом избирателей.

Важно отметить, что органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, общественные объединения, а также органы самоуправления граждан обязаны предоставлять бесплатно оборудованные помещения для проведения встреч, оказывать помощь в получении необходимых справочных и информационных материалов. Также следует отметить, что кандидат или его доверенное лицо вправе совместно с другим кандидатом или его доверенным лицом проводить встречи с избирателями либо принимать участие во встречах с избирателями, организованных другим кандидатом.

Как видно, в законодательстве Республики Узбекистан предусмотрены необходимые условия для проведения равной и открытой предвыборной агитации, являющейся прямым отражением общепризнанных принципов и норм международного права.

 

Камола Алиева,

Старший преподаватель

Ташкентского государственного

юридического университета