Постановление Президента Республики Узбекистан

Во исполнение задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021годах, а также в целях дальнейшего совершенствования деятельности научно-исследовательских учреждений, укрепления их материально-технической базы и создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности:

1. Утвердить Программу комплексных мер по укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности на 2017-2021 годы (далее – Программа), включающую:

комплекс мероприятий по укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности на период 2017-2021 годы согласно приложению №1;

параметры расчетных объемов финансовых затрат на реализацию Программы на 2018-2021 годы согласно приложению №2;

программу по укреплению материально-технической базы научно-исследовательских учреждений в 2018-2021 годах согласно приложению №3.

2. Академии наук Республики Узбекистан, Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан и другим соответствующим ведомствам совместно с подведомственными научно-исследовательскими учреждениями ежегодно до 1 июня по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан:

а) обеспечивать разработку:

технических заданий на реконструкцию, капитальный ремонт зданий и помещений по каждому подведомственному научно-исследовательскому учреждению, подлежащему реконструкции или капитальному ремонту в следующем календарном году;

спецификаций научного и лабораторного оборудования для оснащения подведомственных научно-исследовательских учреждений, подлежащих осна¬щению в следующем календарном году, с обоснованием потребности в них;

б) на основе технических заданий и спецификаций формировать заявки на выделение средств для проведения реконструкции, капитального ремонта зданий и помещений научно-исследовательских учреждений, а также оснащения их современным научным оборудованием, с последующим представлением их в Агентство по науке и технологиям Республики Узбекистан.

3. Государственной комиссии по науке и технологиям (Арипов А.Н.):

а) по предложениям Агентства по науке и технологиям, разработанным на основании обоснованных заявок научно-исследовательских учреждений, ежегодно в пределах общих утвержденных параметров финансовых затрат утверждать:

адресные списки ремонтно-восстановительных работ научно-исследовательских учреждений;

адресные списки оснащения научных лабораторий современным научным и лабораторным оборудованием, бесперебойного обеспечения комплектующими, расходными материалами и реактивами, с учетом материально-технической обеспеченности каждого научно-исследовательского учреждения.

б) установить системный мониторинг за ходом реализации Программы и по итогам каждого полугодия и года вносить результаты ее исполнения на рассмотрение на заседаниях Кабинета Министров.

4. Определить источниками финансирования Программы в части:

реконструкции и капитального ремонта зданий и корпусов научно-исследовательских учреждений Академии наук, Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственного комитета ветеринарии Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству – средства Фонда развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан, внебюджетные средства научно-исследовательских учреждений и собственные средства соответствующих организаций согласно их ведомственной принадлежности;

реконструкции и капитального ремонта зданий и корпусов научно-исследо¬вательских учреждений Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан – средства Фонда поддержки высших образовательных учреждений сельскохозяйственного направления при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, внебюджетные средства научно-исследовательских учреждений и собственные средства соответствующих организаций;

оснащения современным научным и лабораторным оборудованием, бесперебойного обеспечения необходимыми расходными материалами и комплектующими научных лабораторий научно-исследовательских учреждений, финансирования краткосрочных научных стажировок молодых ученых в ведущих зарубежных научных центрах – средства Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности при Государственной комиссии по науке и технологиям, кредиты и гранты международных финансовых институтов, организаций и стран-доноров, другие источники, не запрещенные законодательством;

оснащения научно-исследовательских учреждений Академии наук Республики Узбекистан офисной и лабораторной мебелью – внебюджетные средства Академии наук Республики Узбекистан, поступающие от реализации объектов научно-исследовательских учреждений, кредиты и гранты международных финансовых институтов, организаций и стран-доноров, другие источники, не запрещенные законодательством;

оснащения научно-исследовательских учреждений Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан офисной и лабораторной мебелью – внебюджетные средства соответствующих научно-исследовательских учреждений, а также собственные средства прочих учреждений Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, гранты международных финансовых институтов, организаций и стран-доноров, другие источники, не запрещенные законодательством.

Установить порядок, при котором внебюджетные средства Академии наук Республики Узбекистан, поступающие от реализации объектов научных учреждений, выделяются по обоснованным расчетам научно-исследовательских учреждений Академии наук Республики Узбекистан для их оснащения офисной и лабораторной мебелью по окончании проведения в соответствующих научно-исследовательских учреждениях строительно-монтажных и ремонтных работ.

5. Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан при формировании Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2018 и последующие годы по обоснованным предложениям Академии наук и Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, предусматривать лимиты капитальных вложений на осуществление реконст¬рукции и капитального ремонта объектов, предусмотренных в Программе.

6. Определить в рамках осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, предусмотренных в Программе:

заказчиком по объектам Академии наук Республики Узбекистан – инжиниринговую компанию «Inkom kapital qurilish»;

заказчиком по объектам Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и Государственного комитета ветеринарии Республики Узбекистан – ГУП «Сувкурилишинвест»;

заказчиком по объектам Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру – инжиниринговую компанию «Служба единого заказчика» хокимията г. Ташкента;

заказчиком по объектам Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству – ГУП «Урмонлойиха»;

генеральным проектировщиком и подрядчиком – организации по результатам конкурсных торгов.

7. Заказчикам в установленном порядке и нормативные сроки обеспечить разработку проектно-сметной документации, рассмотрение и согласование ее в уполномоченных органах государственной экспертизы.

Государственному комитету Республики Узбекистан по архитектуре и строительству установить государственный архитектурно-строительный надзор за качеством выполнения строительно-монтажных работ в рамках реализации Программы.

8. При реализации Программы возложить персональную ответственность на:
первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председа¬теля правления акционерного общества «Узбекистон темир йуллари» Раматова А.Ж. – за обеспечение качественного и своевременного проведения всего объема работ по реконструкции и капиталь-ному ремонту зданий и помещений соответствующих научно-исследовательских учреждений, а также по оснащению их современным научным и лабораторным оборудова¬нием, необходимыми комплектующими, расходными материалами и реактивами;

министра финансов Республики Узбекистан Ходжаева Б.А. – за своевремен¬ное и в полном объеме финансирование всех предусмотренных мероприятий, в том числе работ по реконструкции и капиталь¬ному ремонту соответствующих зданий и помещений научно-исследовательских учреждений, оснащению их современным научным и лабораторным оборудова¬нием, необходимыми комплек¬тую¬¬щими, расходными материалами и реактивами.

9. Агентству по науке и технологиям совместно с Министерством экономики Республики Узбекистан, Академией наук Республики Узбекистан, министерствами и ведомствами, имеющими подведомственные научно-исследовательские учреждения, в двухмесячный срок внести в Государственную комиссию по науке и технологиям Концепцию государственных комплексных целевых научно-исследовательских программ, направленных на решение конкретных проблем отраслей экономики республики, освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой отечественной продукции на период 2018-2022 годы, предусматривающую:

финансирование фундаментальных, прикладных научных исследо¬ваний и инновационных разработок – за счет бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемых Агентству по науке и технологиям Республики Узбекистан на финансирование государственных научно-технических программ, средств заинтересованных хозяйствующих субъектов, грантов международных финансовых институтов, организаций и стран-доноров, других источников, не запрещенных законодательством;

меры по кардинальному повышению заинтересованности хозяйствую¬щих субъектов в финансировании научных исследований, создании опытно-исследовательских производств, а также практическом внедрении результатов научно-технических разработок.

10. Установить, что:

на работников (за исключением научных работников) государственных научно-исследовательских учреждений распространяются условия материального стимулирования, установленные для работников бюджетных организаций;

начиная с 1 января 2018 года финансирование расходов по содержанию зданий и сооружений гуманитарных и других социально значимых государственных научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств, а также оплате труда отдельных категорий их работников осуществляется на основе базового финансирования за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

перечень субъектов базового финансирования утверждается Государственной комиссией по науке и технологиям по предложениям Агентства по науке и технологиям, согласованным с Министерством финансов Республики Узбекистан.

11. Академии наук Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести
в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

Министерствам и ведомствам обеспечить приведение ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.

12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 1 ноября 2017 года.
* * *

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Президента Республики Узбекистан
«О мерах по дальнейшему укреплению инфраструктуры научно-
исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности»

Встреча руководителя нашей страны с академиками и представител¬ями научной интеллигенции в декабре 2016 года, а также принятие постановления Президента страны № ПП-2789 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности» от 17 февраля 2017 года создали прочную основу для осуществления крупных системных изменений в развитии научно-технической деятельности в республике.

За прошедший период принято более 35 нормативно-правовых актов, в том числе 8 указов и 8 постановлений Президента Республики Узбекистан, направленных на коренное совершенствование системы организации научно-исследовательской деятельности. В составе Академии наук восстановлены 9 НИИ, воссоздан ряд научных учреждений, созданы 3 отделения АН по направлениям наук и Навоийское отделение. Организована работа Общественного совета по новейшей истории Узбекистана, деятельность Государственной комиссии по науке и технологиям, Агентства по науке и технологиям, Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности. Проводится организационная работа по выборам новых действительных членов (академиков) Академии наук Республики Узбекистан.

Проведена значительная работа, направленная на укрепление материально-технического потенциала и повышение эффективности научно-исследовательской деятельности. Функционирует разветвленная научно-организационная инфраструктура в виде научных лабораторий и кафедр, научных и научно-технических советов вузов, научно-исследовательских учреждений, министерств и ведомств, экспертных и научно-технических советов различного уровня.

Все эти меры направлены на практическую реализацию Стратегии действий по пяти приоритет-ным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в которой в качестве важнейших направлений развития сферы образования и науки определены стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности, создание эффективных механизмов внедрения научных и инновационных достижений в практику, создание при высших образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах специализированных научно-экспериментальных лабораторий, центров высоких технологий и технопарков.

Вместе с тем не секрет, что нынешний уровень научно-технического потенциала, обеспеченности кадрами, материально-технической, лабораторной и экспериментальной базы научно-исследовательских учреждений все еще не отвечает высоким темпам социально-экономического развития страны. Острыми остаются вопросы обеспечения конкурентоспособности отечественной науки и соответствия ее высокому мировому уровню. Ждут своего решения некоторые проблемы в системе финансирования деятельности научно-исследовательских учреждений.

В целях решения накопленных проблем в данной сфере, дальнейшего совершенствования деятельности научно-исследовательских учреждений, укрепления их материально-технической и лабораторно-экспериментальной базы, создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности принято постановление Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности”.

Постановлением утверждается Программа комплексных мер по укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности в республике на 2017-2021 годы, предусматривающая, в частности, реализацию более 40 целенаправленных мероприятий по 6 направлениям развития сферы науки и инноваций.

В целях обеспечения необходимых условий для активного вовлечения одаренной молодежи в сферу научно-исследовательской деятельности предусмотрены меры по практическому внедрению порядка выделения целевых квот для обучения в докторантуре, а также повышению академической мобильности научных кадров и усилению механизмов поддержки их научных достижений.

Также предусматривается реализовать целенаправленные меры по дальнейшему углублению интеграции научной деятельности и образовательного процесса, активному вовлечению научных работников и специалистов научно-исследовательских учреждений в учебный процесс вузов, внедрению порядка предварительной защиты магистерских диссертаций в учреждениях прохождения практики.

Еще один важный блок практических мер направлен на повышение уровня исследований, проводимых научными учреждениями республики, расширение их доступа к мировым базам научной информации в соответствии с международными требованиями. В целях эффективного использования научного потенциала как имеющихся, так и вновь создаваемых научных лабораторий научно-исследовательских учреждений предусмотрены меры по внедрению механизма коллективного пользования научным и лабораторным оборудованием научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями.

В целях создания благоприятных условий для более активной коммерциализации результатов научных и инновационных разработок по лицензионным соглашениям определены мероприятия по совершенствованию правовых основ научной и инновационной деятельности, поддержке патентно-лицензионной деятельности научно-исследовательских учреждений, созданию действенной системы авторства объектов интеллектуальной собственности.

В соответствии с постановлением с 1 января 2018 года финансирование расходов по содержанию зданий и сооружений, а также оплате труда отдельных категорий работников научно-исследовательских учреждений гуманитарных и других социально значимых направлений осуществляется на основе базового финансирования
за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

В рамках реализации мероприятий, запланированных данным постановлением, планируется проведение ремонтно-восстановительных работ в более чем 30 и оснащение современными научными лабораториями, приборами и оборудованием 40 научно-исследовательских учреждений. При этом отдельно предусмотрены затраты на бесперебойное обеспечение научных лабораторий расходными материалами и реактивами.

В общей сложности в 2018-2021 годах на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений научно-исследовательских учреждений системы Академии наук, Министерства сельского и водного хозяйства, Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственного комитета ветеринарии, Государственного комитета по лесному хозяйству и Министерства здравоохранения предусмотрено выделение более 116 миллиардов сумов, а на оснащение научно-лабораторным оборудованием и обеспечение необходимыми комплектующими, расходными материалами и реактивами – свыше 32,2 миллиона долларов США.

Указанные меры являются логическим продолжением системной работы нашего государства по усилению роли науки в инновационном развитии экономики и послужат успешному выполнению Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021годах.
Реализация данного программного документа позволит существенно расширить возможности научно-исследовательских учреждений, повысить качество выполняемых ими исследований и поднять уровень их инновационных разработок, что в конечном итоге будет способствовать укреплению научно-технологического потенциала страны.