Указ Президента Республики Узбекистан
За прошедший период в сельском хозяйстве проведены поэтапные реформы по внедрению рыночных механизмов, развитию производства, формированию класса собственников и обеспечению их независимости.

На начальном этапе реформ созданы правовые основы и необходимые условия для организации деятельности фермерских и дехканских хозяйств, становления их в качестве ведущей силы при производстве сельскохозяйственной продукции.

Принятые законы «О фермерском хозяйстве» и «О дехканском хозяйстве» четко определили правовой статус фермерских и дехканских хозяйств в качестве настоящих хозяев земли и обеспечили их формирование и развитие как основных субъектов по производству сельскохозяйственной продукции.

Осуществлены необходимые меры по организации многопрофильных фермерских хозяйств, созданию для них необходимых условий, защите прав и законных интересов фермеров и дехкан.

В результате проведенных реформ достигнуто производство более 99 процентов сельскохозяйственной продукции в фермерских и дехканских хозяйствах, а также на приусадебных земельных площадях.

Вместе с тем наблюдается ряд проблем и недостатков в действенной защите прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, внедрении рыночных механизмов в системе, дальнейшем развитии многопрофильных фермерских хозяйств, стабильном увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции и эффективном использовании земельных площадей. В частности:

во-первых, образованный в целях защиты прав и законных интересов фермерских хозяйств, дальнейшего развития фермерского движения Совет фермеров Узбекистана не смог выполнить на должном уровне возложенные на него задачи;

во-вторых, остается на низком уровне эффективность использования более 480 тысяч гектаров приусадебных посевных площадей, принадлежащих населению. Не проводится системная работа по коренному изменению отношения к земле владельцев приусадебных земель, не используемых долгие годы;

в-третьих, не налажен на должном уровне парламентский, представительный и общественный контроль за эффективным использованием земельных площадей фермерских и дехканских хозяйств, а также приусадебных земельных участков;

в-четвертых, основная часть фермерских хозяйств ограничивается производством сельскохозяйственной продукции, не используются существующие возможности для налаживания их многопрофильной деятельности в виде переработки, хранения, продажи готовой продукции и оказания услуг;

в-пятых, не создана необходимая инфраструктура по обеспечению дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель материально-техническими ресурсами и оказанию им услуг, а также не сформированы
на достаточном уровне рыночные механизмы в сфере;

в-шестых, нынешнее финансовое состояние большинства фермерских хозяйств не дает возможности покупать современные, ресурсосберегающие сельскохозяйственные технические средства, широко внедрять в производство передовые агротехнологии, инновации и информационно-коммуникационные технологии;

в-седьмых, не отвечает требованиям сегодняшнего дня система повышения знаний и навыков членов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в сфере производства сельскохозяйственной продукции, обеспечения их необходимыми сведениями и информацией, и оказания иных услуг, а также состояние организации трудовых отношений в фермерских хозяйствах.

В целях реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, дальнейшей поддержки сельскохозяйственных производителей, обеспечения эффективности использования посевных площадей фермерских, дехканских хозяйств и приусадебных участков, в конечном итоге коренного изменения отношения землевладельцев к увеличению своих доходов:

1. Определить на современном этапе приоритетными направлениями защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, а также повышения эффективности использования сельскохозяйственных посевных площадей:

во-первых, дальнейшее развитие деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, создание эффективной системы защиты их прав и законных интересов, совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

во-вторых, повышение личной заинтересованности и ответственности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в эффективном использовании посевных площадей, создание при этом действенной системы парламентского, представительного и общественного контроля;

в-третьих, конкретное определение задач органов государственного управления, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан по обеспечению эффективного использования посевных земельных площадей, а также усиление их ответственности;

в-четвертых, создание благоприятных условий для развития многопрофильных фермерских хозяйств, усиление мероприятий по их поддержке со стороны государства;

в-пятых, обеспечение финансово-экономической устойчивости фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, внедрение современных рыночных механизмов в их взаимоотношения с производственными, перерабатывающими, снабжающими и оказывающими услуги организациями;

в-шестых, широкая пропаганда среди сельского населения лозунга «Приусадебный земельный участок – источник дополнительного дохода!», а также внедрение его в повседневную деятельность землевладельцев;

в-седьмых, повышение знаний и опыта землевладельцев, развитие системы обеспечения их необходимыми сведениями и информацией, широкое внедрение в сферу современных технологий, совершенствование деятельности фермерских хозяйств по организации трудовых отношений.

2. Принять к сведению, что в соответствии с решением конференции Совета фермеров Узбекистана Совет фермеров Узбекистана преобразован в Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, советы фермеров Республики Каракалпакстан, областей и районов – соответственно в советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Республики Каракалпакстан, областей и районов.

3. Установить с урожая 2018 года порядок, в соответствии с которым:

эффективность использования земельных участков фермерских хозяйств ежеквартально будет обсуждаться в районных Кенгашах народных депутатов, эффективность использования посевных площадей дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель ежемесячно – в органах самоуправления граждан;

в отношении фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, неэффективно использовавших земельные площади, не полностью посеявших сельскохозяйственные культуры, своевременно не осуществивших агротехнические мероприятия, будут применены строгие меры ответственности вплоть до прекращения их прав на земельные участки.

4. Рекомендовать Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан внедрить практику:

ежемесячного изучения депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса состояния посевов на территориях, в первую очередь в районах с тяжелыми сельскохозяйственными условиями, и принятия практических мер в пределах своих полномочий по устранению выявленных проблем и недостатков;

изучения на постоянной основе и ежеквартального рассмотрения сенаторами на заседаниях Сената Олий Мажлиса состояния обсуждения в районных Кенгашах народных депутатов, органах самоуправления граждан эффективности использования сельскохозяйственных посевных площадей.

5. Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:

совместно с Государственным налоговым комитетом, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей, органами самоуправления граждан до 1 октября 2018 года провести полную инвентаризацию всех посевных площадей дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель и сформировать их единый реестр;

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей обеспечить ведение в контрольном состоянии сформированного единого реестра, достоверность, полноту и постоянное обновление содержащихся в нем сведений.

6. Одобрить предложение Республиканской комиссии по углублению экономических реформ в сельском хозяйстве по поэтапному преобразованию в 2018– 2021 годах фермерских хозяйств в многопрофильные фермерские хозяйства.

Установить, что, начиная с 1 января 2022 года договоры земельной аренды с фермерскими хозяйствами, не освоившими многопрофильную деятельность, будут расторгнуты в соответствии с законодательством.

Кабинету Министров Республики Узбекистан (З.Мирзаев, Ж.Кучкаров) ежегодно обеспечить в разрезе фермерских хозяйств разработку и утверждение Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей региональных программ по поэтапному преобразованию фермерских хозяйств в многопрофильные фермерские хозяйства, а также вносить в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан для рассмотрения и одобрения программы республиканского уровня, разработанные на основе региональных программ.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан (А. Арипов, З. Мирзаев):

в двухмесячный срок внести проекты соответствующих постановлений Президента Республики Узбекистан, направленные на дальнейшее развитие животноводства, птицеводства, рыбоводства, плодоовощеводства, пчеловодства и других важных направлений сельского хозяйства, координацию деятельности фермерских хозяйств в этой сфере и повышение ее эффективности;

в трехмесячный срок разработать и утвердить программу комплексных мероприятий по широкому внедрению рыночных инфраструктур, инноваций, научных достижений и современных информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности и рентабельности сельского хозяйства, особенно при механизации сбора хлопка, а также дальнейшему совершенствованию трудовых отношений в сфере;

в двухмесячный срок разработать и внести в аппарат Президента Республики Узбекистан комплексную программу мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности республики в 2018 – 2020 годах.

8. Учредить нагрудные знаки «Илгор фермер», «Мехнаткаш дехкон» и «Намунали томоркачи», вручаемые руководителям фермерских, дехканских хозяйств и владельцам приусадебных земель, внесшим достойный вклад в повышение культуры земледелия и достигшим высоких результатов в производстве.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и утвердить положения о нагрудных знаках «Илгор фермер», «Мехнаткаш дехкон» и «Намунали томоркачи».

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан об организационных мерах по дальнейшему развитию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.

10. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 22 октября 2012 года № УП–4478 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства
в Узбекистане».

11. Министерству сельского и водного хозяйства совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А. Н. Арипова и заместителя Премьер-министра – министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан З. Т. Мирзаева.


Президент Республики Узбекистан                                   Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 9 октября 2017 года.