Во Дворце симпозиумов сегодня прошла встреча министра культуры Озодбека Назарбекова и министра дошкольного и школьного образования Хилолы Умаровой. В мероприятии также приняли участие учителя музыки, которым были адресованы основные темы обсуждения.
В ходе встречи рассмотрены задачи, озвученные Президентом Шавкатом Мирзиёевым 7 ноября, касающиеся повышения качества образования, особенно в области музыки. Было отмечено, что только 21% учителей музыки в школах имеет среднее специальное образование, при этом некоторые не владеют навыками игры на инструментах. Это обусловлено отсутствием систематической подготовки и недостаточным сотрудничеством с музыкальными школами. В связи с этим озвучен ряд инициатив, направленных на улучшение качества преподавания в школах. В частности, будут оцениваться уровень знаний и профессиональные навыки учителей музыки, а также внедрена система повышения квалификации. Для этого намечено разработать учебные пособия и новый порядок присвоения категорий учителям. На основе положительного опыта театра «Турон» будут созданы любительские художественные коллективы «Иқтидор» на базе общеобразовательных школ, а выпускникам вузов в направлении музыки будет разрешено работать в школах.
Министры анонсировали новый порядок аттестации для учителей музыки, который включает теоретические и творческие экзамены. В каждом регионе к центрам повышения квалификации будут прикреплены музыкальные и художественные школы для проведения экзаменов. Задания творческих экзаменов, критерии оценки и состав комиссий разработают Министерство культуры и Министерство дошкольного и школьного образования.
В ходе выступления министр культуры Республики Узбекистан Озодбек Назарбеков подчеркнул важность обеспечения школ квалифицированными кадрами. Для этого выпускникам вузов культуры и искусства, которые изучали психологию и педагогику, будет разрешено преподавать музыку и искусство в школах. Важно, чтобы учителя музыки владели навыками игры хотя бы на одном национальном музыкальном инструменте. Также будет организована практика студентов вузов культуры и искусства в школах. Ранее выпускники Государственной консерватории Узбекистана не могли сразу начать преподавание в общеобразовательных учреждениях и вынуждены были проходить платные курсы переподготовки длительностью четыре месяца. Министр отметил, если все участники процесса будут работать системно и совместно, то можно достичь поставленных целей. Министерства культуры и дошкольного и школьного образования готовы предоставить необходимую поддержку в решении возникающих вопросов.
Кроме того, в ходе встречи также было объявлено, что учителя общеобразовательных школ будут готовиться к творческим экзаменам в течение учебного года. Для этого детские музыкальные и художественные школы в регионах закрепят за общеобразовательными школами, а 325 детских музыкальных и художественных школ, подведомственных Министерству культуры, предоставят возможности для повышения квалификации 30-35 учителям музыки из каждой общеобразовательной школы.
«Наш великий просветитель Махмудходжа Бехбудий не зря говорил: «Самое величественное здание в мире – это школа». Обращаясь к истории таких стран, как Япония, Финляндия, Франция или Германия, я вижу, что реформы, направленные на изменение общественной жизни, всегда начинались с образовательной системы, – заявила министр дошкольного и школьного образования Хилола Умарова. – Школа – это основа и фундамент воспитания, а сила, делающая школу школой, – это учителя. Я осознаю, что любые достижения в жизни невозможны без вклада учителей. Мы всегда будем вам признательны. Учитель подобен садовнику: если садовник вовремя не уделит внимание саженцу, не окружит его заботой, дерево будет расти криво и не принесет ожидаемых плодов. Поэтому без вашей работы и любви мы не сможем воспитать гармоничную личность. Не зря глава государства с самого начала реформ в рамках новой стратегии Узбекистана акцентирует внимание на важности образования и роли учителей. Важные задачи мы будем решать вместе с вами, дорогие учителя».
Министерство культуры также будет ежегодно готовить видеоуроки по обучению исполнения начальных мелодий на национальных инструментах и разрабатывать методические материалы для учителей, проводить мастер-классы, семинары. Дополнительно будут разрабатываться и предоставляться общеобразовательным школам сборники нот и методические пособия.
«Наши преподаватели были очень рады принятию мер по коренному совершенствованию науки о музыкальной культуре в общеобразовательных школах и повышению профессионального мастерства учителей музыкальной культуры, – отметила директор детской школы музыки и искусства №25 Мадина Халитова. – Эти меры значительно облегчают нашу работу, помогут детям в школах музыки и искусства. Наша цель – создать вдохновляющую и творческую атмосферу, где каждый ученик сможет раскрыть свои таланты. Я горжусь тем, что могу внести свой вклад в развитие музыкального образования и помочь детям найти свое призвание в искусстве».
В завершение встречи были намечены дальнейшие шаги, включая создание рабочей группы для разработки заданий и критериев оценки творческих экзаменов и организацию Дней профессионального развития для учителей музыки в сотрудничестве с региональными управлениями.
Азиза Алимова, Носиржон Хайдаров (фото), УзА.