Результаты аграрных реформ должны отражаться в росте благосостояния народа и стабильности цен

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 31 июля состоялось видеоселекторное совещание, посвященное вопросам ускорения развития хлопчатника, посева повторных культур, эффективного использования приусадебных земель населения и экспорта сельскохозяйственной продукции. 

Как известно, на видеоселекторном совещании, состоявшемся 4 июля, был объявлен “Ударный двухмесячник накопления урожая” с 5 июля по 5 сентября. На совещании проанализирована работа, проделанная за минувшее время.

Отмечалось, что отставание в развитии хлопчатника не было устранено, он все еще отстает от нормальных показателей на 8-10, в некоторых местах — на 12-15 дней. Если в аналогичный период прошлого года на одном кусте хлопчатника формировалось 5-7 коробочек, сегодня их количество не превышает 3-5.

Глава государства в качестве основной причины сложившейся ситуации указал на то, что в июне-июле хокимы, руководители секторов, фермеры на местах пустили уход за хлопчатником на самотек под предлогом уборки урожая зерна и посева повторных культур. Не была организована на должном уровне работа по поливу хлопчатника, обработке междурядий и эффективному использованию воды. Изучение показало, что на большинстве полей нет культиваторов, водников и рабочих. Подвергнут критике тот факт, что в некоторых районах хлопковые поля находятся в бесхозном состоянии, хлопчатник испытывает дефицит влаги, что приводит к потере урожая.

По данным республиканских рабочих групп, работа по культивации междурядий хлопчатника совершенно не отвечает требованиям. В ряде районов вследствие привлечения тракторов к другим работам культивация проводится с опозданием, междурядья хлопчатника высыхают и покрываются трещинами. Вследствие отсутствия условий в «домах механизаторов», неорганизованности работы в отрядах и нарядах не используются более 45-50 процентов культиваторов.

Дано указание освободить от занимаемых должностей руководителей всех четырех секторов Зарбдорского, Гузарского, Багдадского и Уйчинского районов.

Отмечалась необходимость своевременного и качественного проведения агротехнических мероприятий на хлопковых полях, полива хлопчатника, обработки междурядий, эффективного использования культиваторов.

В этом году из-за неблагоприятных природных условий увеличилось количество насекомых — вредителей хлопчатника. Учеными выявлено, что уровень выживаемости хлопковой совки после зимовки составляет 76 процентов, что является наиболее высоким показателем за последние годы. При том, что 50-процентная выживаемость хлопковой совки расценивается как чрезвычайная ситуация. А в нынешнем году насекомых в 1,5 раза больше. В связи с этим требуется, чтобы каждый ответственный руководитель взял данный вопрос под контроль, особенно необходимо усилить персональную ответственность фермеров.

Ученые отрасли прогнозируют, что в нынешнем году паутинный клещ распространится на 460 тысячах гектаров, хлопковая совка — на 390 тысячах гектаров, люцерновый клоп — на 42 тысячах гектаров площадей. Поэтому в регионы были направлены 127 ученых во главе с руководителями научно-исследовательских институтов Академии наук и Ташкентского государственного аграрного университета. На защиту хлопчатника от насекомых-вредителей выделено дополнительно 100 миллиардов сумов из бюджета. Однако некоторые руководители секторов все еще равнодушны. Отчитавшись о химической обработке тысяч гектаров площадей, они не достигли реальных результатов. Это говорит о том, что обработка была проведена некачественно и для формальной отчетности. В результате в некоторых областях хлопковая совка повредила хлопчатник на 4-5 тысячах гектаров, под угрозой находятся еще 8-10 тысяч гектаров площадей.

На развитие хлопчатника негативно влияет и неправильная организация оросительных работ. Руководители секторов и работники сельского хозяйства не уделяют достаточного внимания справедливому распределению воды. К примеру, 50-60 процентов выделенной некоторым районам воды направляются на орошение площадей с повторными культурами и приусадебных земель. Вследствие нецелевого использования воды, недостатка водников, отсутствия ночных оросительных работ хлопчатник на 10-15 процентах полей некоторых районов испытывает жажду. Несмотря на конкретное поручение орошать хлопчатник «шербетным» методом, в некоторых районах 60-65 процентов площадей орошаются всплошную. В связи с этим Министерству водного хозяйства и Государственному комитету ветеринарии поручено привлечь своих работников к работам по внесению местных удобрений и орошению хлопчатника «шербетным» методом, закрепить их за фермерскими хозяйствами. В отношении руководителей секторов и фермеров, пользующихся водой неэффективно, будут приняты соответствующие меры.

На совещании рассмотрены вопросы завершения посева повторных культур на площадях, освободившихся от зерна, ускорения работы по заключению договоров и выплате авансовых платежей.

Сегодня с ростом численности и уровня жизни населения на мировом рынке растут потребность и цены на продовольственную продукцию. В таких условиях важной задачей является задействование всех возможностей и расширение заготовки сельскохозяйственной продукции, насыщение внутреннего рынка продуктами питания и увеличение объемов экспорта. Именно с этой целью в текущем году предусмотрено засеять 680 тысяч гектаров освободившихся от зерна площадей повторными культурами. Однако по прошествии более месяца посевная работа на местах не организована на должном уровне и не завершена. В частности, по стране намечено засеять картофелем 25 тысяч 350 гектаров площадей, но до настоящего времени план выполнен на 52 процента.

Еще одна проблема: несмотря на обозначенные виды и площади повторных культур, из-за отсутствия контроля со стороны руководителей секторов кормовыми культурами засеяны площади вдвое больше предусмотренных. Некоторые руководители секторов все еще не избавились от такой порочной практики, как приписки, из-за чего нет гарантии того, что сведения о повторных культурах достоверны. Так, в прошлом году преувеличенные отчеты о посеве повторных культур на освобожденных от зерна площадях отрицательно сказались на экспорте плодоовощной продукции. В связи с этим Генеральный прокурор должен принять соответствующие меры в отношении ответственных руководителей, нарушивших установленные требования. Ответственные лица должны сделать соответствующие выводы из недостатков, допущенных в прошлом году, и организовать системную работу по выращиванию повторных культур и экспорту продукции.

Посев повторных культур должен быть полностью завершен до 5 августа. Для этого необходимо взять под контроль поставку материально-технических ресурсов в полном объеме, своевременное проведение агротехнических мероприятий, рациональное использование воды.

На совещании отмечалось также неудовлетворительное состояние работы по заключению договоров о закупке продукции повторных культур с перерабатывающими предприятиями, экспортерами и заготовительными организациями. Так, с экспортерами не заключены договоры о закупке 23 процентов продукции повторных культур в Каракалпакстане, 27 процентов — в Ташкентской области, 53 процентов — в Бухарской области. Такая же картина наблюдается по заключению договоров с перерабатывающими предприятиями и заготовительными организациями.

Не заключение договоров в полном объеме отрицательно влияет на выплату фермерам аванса. До настоящего времени перерабатывающие предприятия выплатили лишь 10 процентов аванса, экспортеры — 11 процентов, заготовительные организации — 38 процентов. Кажется, что никого не волнует вопрос о том, что будет с дехканином, если договоры не заключаются, авансы не выплачиваются. Для скорейшего устранения данной проблемы ответственным лицам поручено в пятидневный срок принять меры по заключению договоров о закупке продукции повторных культур и завершению выплаты авансовых платежей в десятидневный срок.

Вместе с тем необходимо взять под строгий контроль выделение в короткие сроки кредитов, необходимых перерабатывающим предприятиям, экспортерам и заготовительным организациям для выплаты, разработать и внедрить эффективную систему поставки продукции повторных культур по заключенным договорам и принять меры по уборке урожая без потерь.

В увеличении объемов заготовки продовольственной продукции и насыщении внутреннего рынка доступными продуктами важное значение имеет также эффективное использование приусадебных земель. В этой сфере в текущем году внедрена новая система, организовано 161 предприятие «Томорка хизмати». На налаживание их деятельности намечено выделить 471 миллиард сумов кредитных средств.

Организован Фонд поддержки фермеров, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, ему выделено 500 миллиардов сумов. До настоящего времени из фонда на выращивание продукции, организацию теплиц на приусадебных землях, закупку техники и оборудования направлено 62 миллиарда сумов.

В рамках программы “Каждая семья — предприниматель» населению выделено 400 миллионов долларов.

Все это способствует увеличению доходов, обеспечению занятости, улучшению уровня жизни населения через увеличение выращивания продукции, организацию теплиц на приусадебных участках, содержание птицы и скота в домашних условиях.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, Совет фермеров, дехкан и владельцев приусадебных участков и система «Томорка хизмати» не проявляют достаточной активности в организации эффективного использования приусадебных участков.

— Система, созданная для эффективного использования приусадебных участков, обязана дать результат. Мы будем оценивать ее эффективность по изменению условий жизни населения и цен на внутреннем рынке. Все руководители должны четко понять: приусадебные земли — это занятость населения, источник дохода, — сказал глава государства.

Установлен порядок, в соответствии с которым безработный член семьи, содержащей крупный рогатый скот, 50 голов птицы, при отчислении в пенсионный фонд суммы в однократном размере минимальной заработной платы, получает 1 год гарантированного трудового стажа. Эта льгота способствует тому, чтобы население, занимающееся дехканством дома, особенно женщины и молодежь, могли получать пенсию в будущем. Ответственные лица должны принять меры по эффективной организации новой системы и строго контролировать целевое использование выделенных средств. Прежде всего необходимо организовать посев повторных культур на свободных приусадебных участках. Вместе с тем следует обеспечить размещение и посев в августе-сентябре на приусадебных участках таких «девяностодневных» культур, как лук, чеснок, зелень, с учетом климатических условий каждого региона. Для этого необходимо взять под контроль поставку предприятиями «Томорка хизмати» семян, топлива, минеральных удобрений.

На совещании обсуждены вопросы мобилизации резервов для дополнительных поступлений в местные бюджеты и обеспечения их эффективного использования.

Отмечалось, что по итогам июля налоговыми органами планируется взыскать почти 4,7 триллиона сумов и обеспечить поступление в бюджет дополнительно 889 миллиардов сумов, однако некоторые регионы выполняют план за счет крупных налогоплательщиков. Не организована на должном уровне работа по расширению налогооблагаемой базы за счет охвата налогообложением пунктов торговли, услуг, субъектов малого предпринимательства, работы с бездействующими субъектами. Почти не наблюдается роста числа налогоплательщиков. Хокимы и их первые заместители должны глубоко проанализировать эту ситуацию и серьезнее подходить к работе. Только так можно исправить положение дел в этой сфере.

На совещании рассмотрены также принимаемые меры по выполнению прогноза экспорта продукции и услуг.

По итогам января-июля текущего года по стране ожидается экспорт на 7,2 миллиарда долларов и выполнение прогнозных показателей на 104 процента или почти на 127 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но эта цифра не отражает роста экспорта во всех сферах. К примеру, в некоторых областях может вырасти экспорт фруктов и овощей, но прогнозные показатели по экспорту промышленной продукции могут быть не выполнены. Для полного достижения прогнозных показателей ответственные лица должны изучить вопрос комплексно и принять необходимые меры.

На совещании по обсужденным вопросам заслушаны отчеты заместителей Премьер-министра, министров и хокимов.

 

УзА