23 октября 2024 года в Ташкенте начало свою работу пятьдесят девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В заседании приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Сначала на 59-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен Закон «О телекоммуникациях».

Подробно проанализированы опыт и практика зарубежных стран с развитым телекоммуникационным рынком. Закон четко определяет задачи регулятора, регулирующего рынок телекоммуникаций, и государственных органов, проводящих политику развития этого рынка.

Так, закон предоставляет регулирующему органу  полномочия осуществлять лицензирование, разрешительные процедуры деятельности в сфере телекоммуникаций, по приоритетному пользованию телекоммуникационными инфраструктурами, восстановлению и развитию их деятельности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или чрезвычайном положении, а также восстановления и развития их деятельности, обеспечения равной и справедливой конкурентной среды для деятельности операторов и провайдеров.

Также все юридические и физические лица обязаны соблюдать требования нормативно-правовых актов, принятых регулирующим органом в пределах его полномочий.

Принятие закона, предоставляя облегчение субъектам предпринимательства, создаст прочную основу для устойчивого развития телекоммуникационной отрасли, что является важной частью стратегической программы правительства по цифровизации экономики и общества.

Закон одобрен сенаторами.

Потом обсуждался Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)».

Этот закон включает в себя ряд изменений, которые предусматривают полное обеспечение защиты и укрепления прав и свобод граждан в нашей стране в соответствии с обновленной Конституцией.

В частности, устанавливается, что Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека представляет Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кабинету Министров Республики Узбекистан специальные доклады, направленные на принятие правовых, организационных, социально-экономических и иных мер по защите прав, свобод и законных интересов человека.

Закон вводит право Омбудсмана в порядке законодательной инициативы вносить в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законодательные предложения.

Также введены дополнительные гарантии полномочий, неприкосновенности Омбудсмана и его заместителя, законодательно закреплено беспрепятственное и эффективное выполнение возложенных на них обязанностей.

Законом предусматривается, что на должность Омбудсмана может быть избран гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню своего избрания тридцати лет, постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет.

Также закон вводит понятие «ящик Омбудсмана» на территории пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов, а также определяет правовой механизм обращения к нему лиц, лишенных свободы.

Принятие данного закона повысит значимость института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана) как независимого национального института и улучшит институциональную основу деятельности Омбудсмана.

Закон служит расширению его полномочий по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и повышению эффективности деятельности его региональных представителей.

Закон одобрен сенаторами.

После этого на пленарном заседании был рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

Законом в Налоговый кодекс вносятся дополнения и изменения, предусматривающие внедрение мер поощрения для субъектов предпринимательства с высоким рейтингом устойчивости.

В кодекс вводится понятие рейтинга устойчивости субъектов предпринимательства.

Устанавливается, что в отношении субъектов предпринимательства с высоким рейтингом устойчивости возврат излишне уплаченных сумм по налогам (за исключением налога на добавленную стоимость) осуществляется в трехдневный срок.

И в отношении субъектов предпринимательства категории «ААА» по Рейтингу устойчивости субъектов предпринимательства не проводятся налоговые проверки (за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел).

Возмещение сумм налога на добавленную стоимость данной категории субъектов предпринимательства осуществляется в однодневный срок без проведения проверок.

Этот закон служит созданию более благоприятных условий и стимулированию субъектов предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и осуществляющих деятельность в соответствии с требованиями законодательства.

После активного обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената также обсуждался Закон «О внесении дополнения в статью 483 Налогового кодекса Республики Узбекистан, направленного на дальнейшее развитие шелководческой отрасли».

В стране ведется системная работа по дальнейшему развитию шелководства, обеспечению занятости населения и увеличению доходов за счет создания тутовников и выращивания коконов шелкопряда.

В сельской местности осуществляются последовательные реформы в шелководстве, которое является одной из важнейших отраслей в обеспечении занятости населения. Сегодня в республике налажена деятельность хозяйств по переработке коконов, производству семян коконов шелкопряда и выращиванию тутовников, а также обеспечивается занятость в отрасли 108 тысяч постоянных и более 1 миллиона сезонных рабочих.

В статью 483 Налогового кодекса вносится дополнение, предусматривающее освобождение от налога на доходы физических лиц, полученных от деятельности по выращиванию живых коконов шелкопряда в домашних условиях (надомничества).

Согласно закону средства юридических лиц, выращивающих коконы шелкопряда, направляемые на оплату труда надомников, выращивающих живые коконы шелкопряда в домашних условиях, с условием направления высвобожденных средств на материальное стимулирование надомников, освобождаются от социального налога.

В законе земельный налог за земельные участки, занятые тутовыми плантациями, используемыми в качестве кормовой базы в сфере выращивания коконов шелкопряда, исчисляется с применением коэффициента 0,1 к установленным Кенгашами народных депутатов районов (городов) налоговым ставкам.

Принятие закона служит дальнейшему развитию шелководческой отрасли, в частности, повышению объемов производства и экспорта в отрасли, обеспечению занятости и увеличению доходов населения.

Закон одобрен сенаторами.

На 59-м пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый и Таможенный кодексы Республики Узбекистан».

Законом предоставляются налоговые и таможенные льготы операторам связи при ввозе на территорию республики технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно дополнению, вносимому в Налоговый кодекс, отныне технические средства системы оперативно-розыскных мероприятий, ввозимые на территорию республики специально уполномоченным государственным органом, освобождаются от налогообложения и не являются объектом налогообложения.

Кроме того, в Таможенный кодекс вносится дополнение, предусматривающее предоставление тарифных льгот в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины вышеуказанных технических средств.

Также освобождаются от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление военные грузы других ведомств, в которых предусмотрена военная служба.

Сенаторы подчеркнули, что данный закон служит дальнейшему совершенствованию порядка использования установленных налоговых и таможенных льгот при ввозе на территорию республики технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий и повышению эффективности оперативно-розыскных мероприятий.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

На очередном пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование механизмов эффективного использования земельных участков, предупреждения правонарушений в данной сфере».

В последние годы проведена определенная работа по рациональному и эффективному использованию земель. В результате этого коренным образом изменилось отношение населения к земле.

Однако в данной сфере все еще сохраняются некоторые недостатки, что привело к необходимости дальнейшего совершенствования законодательства, и с этой целью был разработан данный закон.

Законом вносятся следующие изменения и дополнения.

В частности, усиливаются меры административной и уголовной ответственности за деяния, связанные с нарушением требований земельного законодательства.

Устанавливается, что такие преступления, как самовольный захват земельных участков, расследуются только органами прокуратуры.

Согласно действующему законодательству расследованием преступлений подобного рода занималась не только прокуратура, но и следователи органов внутренних дел.

Экономический кодекс и Гражданский процессуальный кодекс дополняются нормами, устанавливающими особое производство по делам о возврате самовольно захваченного земельного участка, находящегося в государственной собственности, сносе самовольной постройки.

Также устанавливается, что органы исполнительной власти на местах освобождаются от государственной пошлины при внесении иска о нарушении земельного законодательства в гражданские и экономические суды.

В ходе обсуждения отмечалось, что принятие закона служит повышению эффективности борьбы с правонарушениями, совершаемыми в отношении земельных участков, своевременному взысканию ущерба, причиненного преступлениями.

После оживленных дискуссий закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы пятьдесят девятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса 

Республики Узбекистан